Жертва вечерняя

0
635
Время на чтение 6 минут

Кандидат богословия, заведующий Библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексей Кашкин продолжает рассказывать нам о православном богослужении. Сегодняшняя беседа посвящена вечерне.

Сама традиция совершать особое богослужение вечером восходит к Ветхому Завету. В Пятикнижии Моисеевом есть указания на то, что в ветхозаветные времена совершалось два жертвоприношения - одно вечером, другое утром. И также была традиция вечером возжигать и вносить в скинию светильник и до утра наблюдать, чтобы он не погас. Христиане отчасти переняли эту традицию: они собирались именно по вечерам, после трудового дня, молились и устраивали агапы - трапезы любви. Как известно, у христиан изначально не было жертвоприношений: ведь Христос не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9, 12). Но на связь хрис­тианской вечерни с древними жертвоприношениями указывает одно из самых ранних ее песнопений - псалом 140‑й: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моея - жертва вечерняя. О чем здесь говорится? О том, что молитва - воздетые к Богу руки - заменяет вечернее жертвоприношение. Поэтому вечерня - молитвенное освящение вечернего времени - своим основанием имеет текст этого псалма.

В сегодняшней нашей церковной традиции вечерня открывает собой наступающий, завтрашний день. Приходя в церковь по субботам и накануне праздников, мы видим, что вечерня входит в состав всенощного бдения, но по будним дням она совершается и отдельно. Перед вечерней всегда совершается девятый час - он как бы завершает уходящий день, а вечерня начинает день завтрашний. В начале вечерни звучит 103-й псалом, который так и называют - предначинательный: Благослови, душе моя, Господа. Господи Боже мой, возвеличился еси зело, во исповедание и велелепоту облекся еси. Псалом или читается, или, если вечерня совершается в составе всенощного бдения, - поется. Это величественная, поэтическая картина сотворения мира, гимн Богу-Творцу: Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь, да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе (Пс. 103, 33-34).

Предначинательный псалом поется при открытых царских вратах. Соответственно традиции, вечерня воспринимается как символическое отражение ветхозаветного времени - времени до пришествия в мир Христа. А 103-й псалом возвращает нас к счастливому времени до грехопадения первых людей: мы видим совершенство творения, блаженство природы и человека. Человеку остается радоваться и славить Творца. Но вот происходит катастрофа - райские врата (в нашем случае - царские врата) закрываются. И дальше мы переживаем эпоху, наступившую после грехопадения: человечество молится перед закрытыми вратами Рая.

Далее диакон возглашает прошения мирной ектении («Миром Господу помолимся...»), в которых мы испрашиваем того, чего лишились в грехопадении: мира с Богом, мира с ближними и мира с самими собою.

Затем мы слышим первую кафизму Псалтири (правда, в приходской практике она поется в сокращении, так что в реальности звучит только несколько стихов), начиная с первого псалма: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Здесь возможны разные толкования. Традиция толкования, восходящая к святому Симеону Солунскому, говорит, что блаженный Муж - это Хрис­тос, потому что только Он, Единый Безгрешный, способен совершенно не участвовать в совете нечестивых - в делах тьмы. Но вполне допустимо считать, что первый псалом в данном контексте - предупреждение падшему человеку, призыв не становиться на путь грешных и не садиться на седалище губителей, а, напротив того, подчинить свою волю Божиему Закону (см.: Пс. 1, 1-2).

Затем мы слышим уже упомянутый здесь основополагающий псалом вечерни, 140-й: Господи, воззвах к Тебе. Это псалом покаянный, за грехопадением следует покаяние. Стихиры на «Господи, воззвах» - это, как правило, изменяемые песнопения, которые вводят нас в наступающий праздник, в его содержание и смысл. Вечерня происхождением своим восходит к Ветхому Завету, и как Ветхий Завет предвозвещает Новый, так и вечерня лишь предвозвещает наступление праздника; во всей полноте мы увидим праздник лишь на утрене и затем - в Божественной литургии, в Евхаристии.

Накануне воскресных дней и праздников, когда вечерня совершается по чину великой вечерни, на ней совершается вход: из алтаря северной дверью выходят сначала пономари, несущие свечи, потом диакон с кадилом, потом священник. Свечи напоминают нам о том самом светильнике, который торжественно вносили в скинию ветхозаветные евреи, а затем и христиане в свое богослужебное собрание - светильник символизировал Христа, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9).

Во время самого входа духовенства в алтарь через царские врата поется «Свете тихий святыя славы». Это один из самых ранних гимнов христианства. В этой песне Свет Истинный уподобляется мягкому свету заходящего солнца, озаряющему, согревающему, но не слепящему и не опаляющему. В символическом понимании вход - это выход Господа Иисуса Христа на общественное служение. Пономарь со светильником символизирует Предтечу - Иоанна Крестителя, который приготовил Господу путь, который был светильник горящий и светящий (Ин. 5, 35). Священник же символизирует Самого Христа.

Интересный момент: сегодня царские врата диакон открывает перед входом, как только хор начинает петь последнюю стихиру на «Господи, воззвах». А в старину в русских храмах царские врата оставались закрытыми до входа, их открывали снаружи легким толчком, этот обычай свидетельствовал о древней практике начинать вечерню в центре храма, так что в алтарь никто из клира до вечернего входа не входил. В символическом смысле можно это истолковать так: Небо людям открылось только тогда, когда вышел на Свою проповедь Христос.

Если вечерня совершается накануне одного из великих или двунадесятых праздников, то после прокимна (предваряющего, подготавливающего нас песнопения, в воскресенье, например: Господь воцарися, в лепоту облечеся (Пс. 92)) читаются паремии. Это отрывки из Ветхого Завета, связанные с новозаветным, евангельским событием, которое начинает (за вечерней именно начинает) вспоминать Церковь. Паремии напоминают нам о неразрывной связи двух Заветов, помогают увидеть празднуемое новозаветное событие в пространстве всей Священной истории и одновременно - ветхозаветное событие в свете Воскресения Христова.

После сугубой ектеньи Церковь предлагает нам присоединиться к вечернему славословию, которое одновременно есть и молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже, Отец наших...».

Если вечерня совершается в составе всенощного бдения (повторимся: в субботу или накануне великого, двунадесятого или полиелейного праздника), то нас ждет затем лития - усиленное моление, как бы остаток крестного хода, который совершался на вечернем богослужении в раннехристианскую эпоху. Во время литии мы услышим молитву «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое» - это усиленное моление о всех нас и особенно о Предстоятеле Церкви, о правящем архиерее, о богохранимой стране. После каждого из прошений литии «Господи, помилуй» поется много раз: сорок, тридцать и пятьдесят.

Если вечерня совершается накануне воскресенья или праздника, т. е. входит во всенощное бдение, то после «Ныне отпущаеши» поются Трисвятое (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный...) и тропари праздника, а затем совершается освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея. Эта традиция возвращает нас к тем временам, когда в монастырях всенощное бдение совершалось действительно всю ночь. И необходимо было какое-то питание для подкрепления сил. Освящаются как продукты, употребляемые сразу (хлеб и вино), так и то, что будет питать нас в будущем - пшеница.

Почему в конце вечерни мы как бы слышим голос старца Симеона, благословляющего Младенца Христа: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи моя спасению Твоя? Это песнопение напоминает нам о конечности жизни, о неизбежности смерти и Суда; но это лишь один из его смыслов. Симеон Богоприимец - последний из праведников Ветхого Завета, он ждал и дождался Мессию, Спасителя; теперь Бог даст ему спокойно умереть. Ветхий Завет завершен: настало новое время, и скоро в храме начнут совершать утреню.

Газета «Православная вера» №12 (512)

Записала Марина Бирюкова


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/zhertva-vecher
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Алексей Кашкин
Все статьи Алексей Кашкин
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29