В издательстве «Русская Лира» вышли диски с записями Литургии и панихиды в исполнении легендарного Хора донских казаков под управлением Сергея Жарова (1896-1985). Немного раньше в Костроме была переиздана книга журналиста Емельяна Клинского «Сергей Жаров и его Донской казачий хор». И книга, и диски вышли в свет благодаря протоиерею Андрею Дьяконову, настоятелю Благовещенской церкви на Васильевском острове, который много лет изучает историю Донского хора. Отец Андрей прилагает все усилия к тому, чтобы хор с мировой славой стал, наконец, известен на родине Жарова и его хористов.
- Впервые хор Сергея Жарова я услышал примерно в 1980 году, в стенах наших духовных школ, - рассказывает отец Андрей. - Любые церковные записи были тогда большой редкостью. Все пластинки хора были изданы за рубежом, а в СССР «жаровцы» считались идеологическими врагами. Записи появлялись у нас благодаря преподавателям духовной академии, которые выезжали в командировки заграницу. Эти записи не всегда были хорошего качества, но особое звучание хора все равно можно было услышать. И нам казалось, что мы слышим голос той России, которую потеряли.
Третья Донская дивизия, в которой служил Сергей Жаров, покинула Россию в ноябре 1920 года. Казаки оказались в турецком лагере Чилингир, где им пришлось жить в землянках и овчарнях, страдая от холода, голода и болезней. В этих условиях, напоминающих атмосферу концлагеря, в преддверии праздника святителя Николая, и зародился знаменитый Донской казачий хор. В то время перед певцами стояла задача «местного значения»: поднять дух угнетенных войск. Но вышло так, что со временем хор Жарова сумел поднять дух сотен тысяч русских людей, оказавшихся вдали от Родины. Да и всему остальному миру жаровцы рассказывали о России, на протяжении многих лет исполняя церковные песнопения, военные и казачьи песни, романсы и отрывки из опер.
О первом серьезном концерте, состоявшемся в Вене в 1923 году, Сергей Жаров вспоминал так: «Я собрал хористов вокруг себя... Как жалко они тогда выглядели в своих потертых заштопанных гимнастерках различного цвета и покроя! Один в обмотках, другой - в сапогах... Я выбрал самых опрятных из них, чтобы закрыть ими наиболее потрепанных и рваных... Мы все еще были оборванцами, выходцами из нищего, угрюмого чилингирского лагеря. Перед нами была Вена, музыкальная столица Европы, с ее изысканной и требовательной публикой, видевшей лучших мировых исполнителей. Как она примет нас?..
Поборов стыд, робость и воспоминания, я поднял руки. Хор замер. В зале наступила гробовая тишина. „Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим и молимтися, Боже наш!" Хор звучал как орган. Вся горесть предыдущей страдальческой жизни трепетала в его аккордах. Так хор еще никогда не пел! Так никогда еще не переживал...
Последние звуки прекрасного церковного напева, вдохновенной музыки Рахманинова еще звучали в застывшем зале, когда я опустил руки. Нарастающий шум аплодисментов и криков одобрения разбудил меня к действительности. А действительность предстала предо мной в лице моих хористов, стоявших на эстраде огромного европейского зала, в оглушительном шуме аплодисментов и в удовлетворенном сознании достигнутого. Успех был ошеломляющий... А когда дошли до народных и казачьих песен, казалось, зал рухнет».
В течение почти шестидесяти лет хористы Жарова выступали по всему миру. За все время существования хора они дали больше 10 тысяч концертов и выпустили миллионы пластинок. Их слушали и принимали у себя все европейские монархи, высоко оценивали Рахманинов и Шаляпин. Но для самого Жарова главным событием жизни стало турне по Латвии в 1928 году: ему удалось побывать невдалеке от Родины.
- Трудно найти правильные слова, чтобы объяснить, какое впечатление производили на меня эти записи в студенческие годы, - продолжает отец Андрей Дьяконов. - Можно оценивать их с музыкальной точки зрения, говорить об особенностях звучания, об удивительных аранжировках самого Жарова. Мужской хор у него достигал диапазона хора смешанного. Жаров - единственный в мире дирижер, который ввел партию фальцетистов среди первых теноров, опираясь при этом на низкую басовую партию октавистов. Любые хоровые произведения звучат у Жарова оригинально, в свойственной только ему манере. Даже в церковных песнопениях у него смело чередуются „пиано" и „форте". И если звучит „пиано", то там чувствуется такая сжатая энергия!.. Вырвавшись, эта энергия поглощает слушателя, а что уж говорить о „форте" и „фортиссимо"! Родом Сергей Жаров был не из казаков, он родился в Костромской губернии. Но когда слышишь казачьи песни в исполнении его хора, кажется, что Жаров впитал в себя казачьи традиции с молоком матери.
Изучая историю хора, отец Андрей познакомился с Иваном Владимировичем Ассуром, который был у Жарова солистом с 1956 года. Иван Владимирович родился в семье русских эмигрантов, долгие годы жил в Америке и построил на своей земле первый в мире храм во имя новомучеников и исповедников Российских. А как только появилась возможность, он переехал поближе к России - в латвийский город Резекне. Иван Ассур приезжал в Петербург и вместе с отцом Андреем работал над документальным фильмом. Фильм «Хор Жарова» (режиссер-постановщик - Елена Петровская) был снят в 2005 году и несколько раз показан по телеканалу «Культура».
Диски с песнопениями хора Жарова выходят благодаря записям из коллекции отца Андрея Дьяконова уже не в первый раз. Записи «Божественной Литургии» и «Панихиды» сделаны с американских виниловых пластинок 1958 года.
Книга «Сергей Жаров и его Донской казачий хор» впервые была издана в 1931 году в Берлине. Друг Сергея Жарова, журналист Емельян Клинский, писал ее, опираясь на рассказы регента о собственной судьбе и истории хора. Один экземпляр этой книги хранился у самого Сергея Жарова, и отцу Андрею удалось выкупить его, когда архив великого регента распродавался через интернет.
Сергей Жаров был мировой знаменитостью и непрестанно путешествовал, но сердце его всегда принадлежало России. Когда его хор с большим успехом выступил в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Жарова спросили, какая цель стоит перед ним теперь. «Самая высокая! Может быть, недостижимая!» - с грустью ответил он.
Но в Россию вернулся только голос хора Сергея Жарова... для тех, кто может его услышать.
Ольга Надпорожская
http://aquaviva.ru/journal/?jid=60368