На Украине достигнуто, хоть и хрупкое, но перемирие. О том, что должна делать власть, чего ожидать от выборов, кто действительно воюет на Донбассе против сил АТО, в интервью "Интерфакс-Религия" рассказал руководитель пресс-службы Украинской православной церкви Василий Анисимов.
- Василий Семенович, в Русской церкви считают, что только УПЦ может
стать посредником в урегулировании военного конфликта на юго-востоке
Украины, поскольку она пользуется авторитетом и доверием по обе стороны
противостояния. Насколько, на Ваш взгляд, реальна такая миссия?
- Если допустить, что наша власть учитывает позицию верующих в принятии
решений, то нынешнее перемирие и заявления президента Петра Порошенко о
том, что конфликт надо решать диалогом, а не военным насилием, полностью
совпадают с позицией УПЦ. Если власть чей-то призыв и услышала, то это
призыв Православной церкви, а не кровожадных унии и расколов,
нагнетавших военную истерию. Блаженнейший митрополит Онуфрий еще в июне
призвал прекратить братское кровопролитие, тогда же прошел и Священный
Синод, выступивший с антивоенными обращениями к власти и верующим. Это
твердая и мужественная позиция, с которой Церковь обращается к городу и
миру все эти ужасные месяцы кровавой бойни. Жаль, что она была услышана
лишь в сентябре. По крайней мере, перемирие, пусть и очень зыбкое,
сегодня - реальность.
- Но Церковь именует войну братоубийственной, а власть -
освободительной, патриотической. Для одних воюющие донетчане -
ополченцы, для других - террористы...
- Надо все называть своими именами. Ведь Церковь черпает информацию не
из наших телеканалов, лживых до корней волос. У нас на Донбассе больше
чем тысяча приходов, на основании рапортов священников, архиереев,
личном общении с прихожанами священноначалие судит о ситуации в регионе.
Если местные жители, православные верующие и сами в ополчении, и
поддерживают его - какие же они террористы? Силовики тоже - не
инопланетяне, а наши дети и братья. Понятно, что и война -
братоубийственная. Так ее и надо квалифицировать. У нас есть генерал СБУ
Владимир Рубан, майдановец, который занимался освобождением из плена
солдат АТО, так он везде утверждает, что ополченцы "такие же, как мы",
95 процентов - это местные жители. Даже рок-певицу Руслану, ярую
сторонницу "зачистки Донбасса от сепаратистов", переубедил - повез на
Донбасс, и теперь она стала миротворцем, ратует за прекращение
братоубийства. Правда, куда-то с телеэкранов исчезла.
- Не вписалась в формат?
- Очевидно. Чтобы развязать войну, надо было оболгать оппонентов, чтобы
ее продолжать - надо лгать, не останавливаясь, что наше телевидение и
делает. Я очень хорошо помню, как во время кровавой бойни в Одессе все
наши СМИ, как по команде, объявили, что заживо сожженные - это
иностранцы, российские "колорады" из Приднестровья и Бог весть откуда. Я
недавно был в Одессе, ходил к Дому профсоюзов, там стоят стенды с
фотографиями и биографиями погибших: все - одесситы (кстати,
Блаженнейший митрополит Онуфрий во время визита в Одессу посетил место
трагедии и молился о невинно убиенных). Но ведь ни один телеканал до сих
пор не опроверг распространенную клевету. Теперь наши средства
информации с такой же достоверностью врут о российских войсках на
Донбассе, с которыми мы сражаемся. Местных граждан Украины не видят и не
принимают во внимание. Так легче убивать. У пленного
мальчишки-солдатика спрашивают, зачем вы минометами разрушили село,
убили людей? Отвечает: нам сказали, что там российские
агрессоры-оккупанты и наемники.
- А переговоры о мире, а не о перемирии когда-нибудь начнутся? Почему Церкви их не инициировать?
- Инициировать можно, но ведь это вопрос политический. О статусе,
полномочиях, правах, административном устройстве и т.д. должны решать
центральная киевская власть и регионы. Церковь примет любое
согласованное решение, которое положит конец войне и даст возможность
приступить к возрождению полноценной жизни на этой земле. Для этого
нужна воля к миру, которой в Киеве явно недостает. По словам президента,
80 процентов предприятий Донбасса разрушены или закрыты, семимиллионный
регион бедствует. А еще тысячи погибших и покалеченных, десятки тысяч
потерявших кров. Это - результат так называемой антитеррористической
операции. Перемирие же продолжает висеть на волоске - каждый день
артобстрелы, новые жертвы и разрушения.
- Но ведь это может продолжаться достаточно долго. Минское соглашение
не выполняется, тяжелые вооружения не отводятся, нет миротворческой
силы, которой бы доверяли обе стороны и которая бы контролировала
исполнение договоренностей.
- Все ждут выборов, формирования новой исполнительной власти, которая
возьмет на себя ответственность и за войну, и за мир. Хотя зачем ждать?
Добрые и нужные дела нельзя откладывать, кроме нас и за нас их никто не
будет делать. Православная церковь ничего не ждет, она собирает и
отвозит гуманитарную помощь для пострадавших, во всех монастырях и
храмах проходят сугубые молитвы о мире. Священники с прихожанами на
коленях просят Господа о мире для Украины. Те, которые участвовали в
них, не могут не укрепиться в стремлении к миру и согласию. Церковь не
только молится, но и проповедует мир по обе стороны конфликта. Сам
предстоятель Церкви Блаженнейший митрополит Онуфрий посещает епархии,
служит в кафедральных соборах не только в Кировограде, Одессе, Харькове,
Закарпатье, но и в зоне АТО - в Северодонецке, Святогорске. И везде
проповедует мир. Жаль, что эти проповеди не транслирует наше
телевидение.
- Тоже не в "формате"?
- Да. Православная церковь как миротворец отсутствует в информационном
пространстве. Мы вообще живем как бы в двух реальностях. Одна - это
вымотанный кровопролитием, бедствующий народ, на коленях молящийся о
мире. Другая - это воинствующие политические телешоу, агрессивная
милитаристская пропаганда (все для фронта, для армии, для победы!) и
вранье новостей. Все это умножается на выборные страсти, где всякое
скандальное, агрессивное слово - в строку.
- А выборы принесут умиротворение?
- Сомнительно. Ястребы уверены, что они укрепят "партию войны", а это
Яценюк, Тимошенко, Ляшко, Гриценко, коричневые правосеки, Тягнибок, сюда
же можно отнести и блок самого президента. Это все майдановцы,
раскручивающие темы героической защиты родины от агрессии России, темы
евроинтеграции, вступления в НАТО. На их стороне вся пропагандистская
машина национальных СМИ. Миролюбивые политические силы - оппозиционный
блок Юрия Бойко, коммунисты, партия Сергея Тигипко - тоже должны пройти,
но их агитационные ресурсы гораздо скромнее. Есть еще мажоритарные
округа - там очень пестрая картина. Но есть надежда, что голос мира
будет и представлен, и услышан в новом парламенте.
- А какая роль в миротворческом процессе президента Петра Порошенко?
- Основная. Он - гарант Конституции, защитник свобод и прав граждан и
главного из них - права на жизнь, которое ежедневно попирается в зоне
АТО. Президент несет за это ответственность, и этим он отличается от
всех майдановских лидеров, которые сегодня правят страной и для которых
ужасные жертвы войны - сухая статистика. Президент объявил перемирие,
теперь нужна воля к полномасштабному политическому разрешению конфликта,
которой у власти нет. В команде президента, его блоке ястребов не
меньше, чем у Тимошенко или Яценюка. Для чего ждать результатов выборов,
формирования нового правительства, что затянется до конца года? Разве
кто-то заменит президента в миротворческом процессе? Почему со своим
народом надо говорить через посредников? То Россию привлекать, то США,
то Евросоюз, то всех вместе. В Шотландию весь правящий Лондон поехал
уговаривать, спорить, агитировать, без пушек и угроз, и корона ни у кого
с головы не упала. Сегодня очень важно, чтобы миротворческие шаги
президента находили опору в обществе, по крайне мере, в Православной
церкви они такую опору имеют.
- Однако многие утверждают, что благодаря конфликту Украина
наконец-то объединилась, на Донбассе воюют добровольческие батальоны со
всей Украины...
- Сама идея объединять людей на крови Донбасса, на горе солдатских
матерей, вдов и сирот по всей Украине, на лживой пропаганде
олигархических СМИ мне представляется глубоко порочной. Разве кто-то
может гордиться тем, что в море пролитой крови есть и его капля?
Патриотизм - это мир и процветание родной земли, а не война, смерть и
разруха. Блаженнейший митрополит Онуфрий сказал в своей проповеди в
Одессе: сепаратисты, террористы, оккупанты, захватчики, хунта..., а
Господь смотрит на нас как на неразумных детей, с легкостью отнимающих
друг у друга бесценный дар жизни. И, кстати, эту "легкость" у нас
преступно пропагандирует олигархическое телевидение. Вот на днях я
посмотрел репортаж на телеканале Коломойского "1+1" о наших танкистах
под Донецком. Замечательные ребята, полевой быт, праздник Покрова, все
говорят на русском, шутят, командиру передают рисунки киевских
школьников, он растроган, обещает вернуться, встретиться. Журналисты
прикрепляют камеру к одному из танков, которые мчатся на задание -
обстрелять сепаратистов. Стрельба, взрывы, задание выполнили - два дома,
где засели сепаратисты, сравняли с землей. Молодцы! На обратном пути
попадают под минометный обстрел, девять раненых, замечательный командир
погиб от ран. Несколько секунд минорной музыки, и тут же юмористическая
передача - "95 квартал". Война войной, а смех по расписанию.
- Война стала обыденностью?
- Увы! Хотя ведь всегда считалось, что военная журналистика должна быть
по своей "сверхзадаче" антивоенной, гуманистической, должна говорить не
только о тех, кто стреляет, но и по кому стреляют, тем более из танков.
Что за люди были в тех домах, которые сравняли с землей? Во имя чего
погибли они, во имя чего погибли танкисты, и можно ли было этого
избежать? Ведь война - это не компьютерная игра без всяких нравственных
измерений и моральной ответственности за свои действия.
- У Православной церкви тоже проблемы. Управделами УПЦ митрополит
Бориспольский Антоний заявил о десяти рейдерских захватах раскольниками
православных храмов...
- Владыка обосновал абсолютную беззаконность и преступность этих деяний и
по нашему законодательству, и по европейскому, куда мы так стремимся. Я
думаю, что это даже не рейдерство, а мародерство. Сегодня очень
ослаблена правоохранительная система, тысячи милиционеров, силовиков
командированы в зону АТО, криминал лезет из всех щелей, насилие, грабежи
увеличились многократно. У меня, кстати, под подъездом стреляли, что
раньше вообще трудно было себе даже представить. На днях женщину
беременную ограбили и зарезали, забрав кошелек и мобилку, то таксиста
ограбили и удавили, то квартиру парализованного инвалида-милиционера
очистили. Это только в моем районе. Поэтому, пока Церковь напрягает все
силы, помогая беженцам и пострадавшим, правоохранители воюют, бандиты
мародерствуют: одни грабят квартиры, прохожих, а отлученный от Церкви
Михаил Денисенко (Филарет) захватывает храмы. Мы надеемся, что правовое
государство - это не пустая декларация власти, что законность будет
торжествовать и храмы будут возвращены их законным владельцам, и не
только захваченные ныне, но и давно беззаконно удерживаемые.
- Какую роль в нынешней ситуации Вы отводите церковной журналистике?
- Ее роль не изменилась: доносить обществу и распространять церковную
точку зрения по всему спектру общественных проблем, находить аргументы,
убеждать общественность и оппонентов в ее справедливости. Сегодня
главная задача - это миротворчество. Заниматься им непросто в нынешней
"заведенной", иногда истеричной обстановке, когда никто никого даже
слушать не хочет. Надо писать, надо выступать даже в самых сложных
аудиториях. Вот мы на днях принимали участие в дискуссии школы-лектория
ОУН (это такие закоренелые "интегральные" националисты, почитатели
Мельника, Шухевича, Бандеры) о Майдане. Они системные противники УПЦ, но
вот многие с уважением относятся к позиции Православной церкви, ее
предстоятеля в нынешней ситуации.
- Слушали?
- С ними проще общаться, это пожилые, много повидавшие люди. Ведь
национализм тоже имеет цель - процветание украинской нации. Они
понимают, что не только москалям стало плохо, но и вся Украина отброшена
на десятилетие в своем социально-экономическом развитии. Я говорил им:
чем и кому помешала Украина с Крымом, с Донбассом, с миром, с долларом
по восемь гривен, дешевыми энергоносителями, с хорошими перспективами
экономического развития? Народ в голоде, холоде, нищете, практически
выброшен на помойку существования. И это результат майдановской
"революции достоинства"? Есть ли достоинство у обитателей помойки? Одни
назвали мои соображения "советской пропагандой", другие в чем-то
соглашались - это нормальная дискуссия. Это злые, но умные люди. Беда с
другими - с этим воинствующим невежеством, которое марширует сегодня по
Украине. Невежество - это страшная сила, разрушительная, а не
созидательная. Там и идеологическая ненависть, и наркотическая, и
проплаченная - вот туда очень трудно достучаться. Хотя это тоже наши
дети и братья. У них, впрочем, есть одна обнадеживающая черта - они не
богоборцы, хотя Филарет и уния спят и видят, как бы натравить их на
Православную церковь. Недаром племянник Симона Петлюры автокефальный
"патриарх" Мстислав Скрипник считал Филарета исчадием ада.
- Объявлено, что некоторые общецерковные ресурсы будут закрываться по
экономическим причинам. Выживет ли пресс-служба УПЦ, и почему появились
разговоры о вашей "нелигитимности"?
- Этим инсинуациям не первый год, я спрашивал у Блаженнейшего
митрополита Владимира, как к ним относиться, он посоветовал не обращать
внимания. Что мы и делаем. До комы, пока Блаженнейший мог читать, он
лично визировал все материалы пресс-службы - и информационные, и
аналитические, которые размещались на нашем сайте и выходили в журнале.
Информационные пробегал по заголовкам, аналитические читал, спорные,
проблемные я ему специально откладывал, он их правил (все материалы с
правками Блаженнейшего я храню). Он сам был журналистом, писателем,
редактором с сорокалетним стажем, поэтому понимал нас с полуслова.
Последние его рекомендации: "Трудитесь и не сдавайтесь!" Впрочем, он
всегда так говорил, когда я спрашивал о том, какие будут указания. У нас
подписанные священноначалием удостоверения. Священноначалие ежегодно
подписывает аккредитации в центральные органы власти мне как
руководителю пресс-службы УПЦ, журналистам - как сотрудникам. Я -
независимый журналист, на общественных началах уже более десяти лет
возглавляющий пресс-службу УПЦ. После кончины приснопамятного
митрополита Владимира Блаженнейший митрополит Онуфрий предложил
продолжить работу в том же формате, что мы и делаем. Можно говорить о
качестве работы, но при чем здесь легитимность? Организовывая в 2001
году пресс-службу, мы хотели сделать ее кузницей информационщиков для
церковных СМИ. За это время через нас прошло полтора десятка студентов
КГА, все успешно защитили кандидатские, стали священниками, один - даже
митрополитом. Сейчас один наш воспитанник учится в аспирантуре МГУ,
другой - в аспирантуре Института философии Украины, а один даже
докторскую защищает в Швейцарии. Пять человек были приняты в
Национальный союз журналистов Украины, но по журналистской стезе пошли
немногие.
- По финансовым причинам?
- Конечно. Светская профессиональная журналистика - это
высокооплачиваемая работа, которая обусловлена рекламной индустрией,
которая и содержит СМИ. В Церкви таких возможностей нет. К тому же наши
воспитанники - это хорошие информационщики, неплохие аналитики, а вот
публицистов, которых Святейший патриарх Кирилл считает основой церковной
прессы, мы, увы, не воспитали. У нас на церковных сайтах, в газетах
публицистики очень мало.
- Почему?
- Публицистика - это живой оперативный отклик на события, проблемы.
Этому профессионально учатся. Поэтому из журналиста скорее сформируется
церковный публицист, чем из семинариста или священника. Святейший на
фестивале СМИ "Вера и слово" предложил открывать курсы по подготовке
публицистов. Думаю, на них надо набирать людей уже умеющих работать со
словом, - тех же журналистов, филологов.
Что касается экономического кризиса, то Церковь поддерживала
пресс-службу, но никогда ее не содержала, как и другие общецерковные
информационные ресурсы. Насколько я знаю. Их содержали православные
спонсоры. Сегодня очень трудно найти средства и на содержание, и на
издательские, просветительские проекты. Вот скоро 900-летие со дня
преставления преподобного Нестора Летописца, отца отечественной истории,
словесности, журналистики. Мы совместно с Национальным союзом
журналистов Украины хотели международную конференцию провести в Лавре,
но к кому ни обращались, все отмахиваются: война, выборы, беженцы. Не до
Нестора. Или скоро 70-летие Блаженнейшего митрополита Онуфрия - тоже
хороший информационный повод для, скажем, миротворческого форума, ибо
миротворчеству, прежде всего, сегодня посвящено его предстоятельское
служение. Тоже трудности. Впрочем, они были всегда. В каком-то формате
все равно что-то будем проводить, как-то худо-бедно будем работать. Не
впервой.