Два родника

0
563
Время на чтение 5 минут

Это была одна из самых жизнерадостных поездок в моей жизни. Продутый северным ветром день нетерпеливо развернул свиток дорог перед путешественниками - в путь! И вот уже шероховатые зеркала обочин, взъерошенные низовыми порывами, разлетаются из-под колес ожившими брызгами.

Мы едем в Малую Сердобу - удивительное селение, расположившееся между Саратовом и Пензой. Сегодня село относится к Пензенской области, однако на протяжении столетий входило оно в Саратовскую губернию. Мне давно уже хотелось увидеть своими глазами два легендарных источника, пульсирующих в здешних родниковых землях, - Богомольный и Казанский. Я много раз слышал и читал о них, даже разглядывал на фотографиях, и все мечтал к ним прикоснуться... Вот проезжаем мы и поворот на Аткарск, вот сияют чуть одаль купола Петровска, пастух на лошади гонит стадо в Озёрках, узким лезвием проблескивает под мостиком река Медведица, а впереди - Саполга, с ее холодными тихими водами, а там уж и до Малой Сердобы рукой подать.

Нас зовут к себе родники. И вот первая радостная встреча: Казанский источник. По деревянной лесенке спускаемся в низинку, и сразу же до слуха доносится окающий говорок - бегущая вода, переплетаясь в прозрачные жгуты, ведет речь о чем-то очень-очень важном. И хотя ручей называется Гремячьим, речь воды здесь негромкая, неторопкая. Что ж, у каждого ручья своя речь. В 2008 году у родника построена и освящена часовня в честь иконы Казанской Божией Матери, и люди постоянно идут к святому месту. Не только на паломнических автобусах подъезжают (мы видели два - из Пензы и из Саратова), но и на велосипедах из ближних сел, и пешим ходом. Позвякивают бидоны, журчит водица, огромная ветла шелестит листвой на ветру. Приникаю губами к запотевшей от хлада жестяной кружке, и словно бы возвращаюсь в далекое, родное. Странно, я никогда не был у Казанского источника, а такое чувство, что вернулся...

А теперь погуляем по Малой Сердобе, на мгновение вернемся по сельским ее улочкам в былое. Да, прямо так и пойдем - сначала Попятовкой, что точно вспять разворачивается, потом по Кузнецовской, после на Поташ свернем, где глину особенную испокон добывали... Вот целых два деревянных храма, Михаило-Архангельский и Никольский, красивые, высокие, выстроенные в традициях древнерусского зодчества. Их еще не тронул огонь разора, над ними еще взмывают в небо веселые ласточки. В тридцатые от них и следа не останется, и только порою, в выросшем на месте Никольского храма клубе, какая-нибудь темная досочка, или осколок оклада, или слезой застывшая в простеночке восковая капля будут напоминать о том, что здесь проходили богослужения...

Никольский храмТак - да не так! Никольскую и впрямь снесли. Но иконы удалось сохранить. Узнала о предстоящем разрушении церкви простая местная жительница - Акулина Емельяновна. Это целая отдельная история. На окраине села жили две женщины - та самая Акулина и баба Ганя. (Не потому ли Ганино поле за околицей?) Они были подруги, обе незамужние, жили, как монахини в миру. И вот решились в трудную минуту на отчаянный шаг: потихонечку, накануне разора, перенесли и спрятали иконы у себя в избе. Дело опасное, но жители помогали - прикрывали, как могли. За иконы-то, может, никто с них и не спросил бы, а вот золотых окладов власть могла хватиться. А уж после, через время, баба Ганя повезла пластины церковного золота в Киево-Печерскую Лавру. Время было лихое, поэтому пластины баба Ганя прикрепила к полам длинного платья с изнанки. Иконы же, гораздо позже, были возвращены в восстановленный храм...

Вспоминает саратовский писатель Наталия Кочелаева:

- Акулина Емельяновна приходилась моему деду теткой. Я ее хорошо помню. Она уже была совсем дряхленькой, но приветливой и веселой. Помню, как они с дедом перешучивались: просил, говорит дед, я у тебя тогда золотишка хоть на один зуб, а ты все в Лавру отправила! А баба Акуля отвечала: Васятка, да у тебя до сих пор свои зубы хороши! О ней и об иконах тогда заботилась сестра моего деда, Федосья Федоровна, баба Феня. Она была тоже ласковая такая, утешная, за нас всех молитвенница. Она-то и передала иконы в отстроившийся храм. Когда бабу Феню хоронили, батюшка сказал такие слова, что все плакали. И в самом деле, удивительно, как эти женщины, чья сила была только в молитве, смогли сохранить иконы не только от произвола властей, но и от тех пройдох, которые в то время шастали по деревням, скупая, как они это называли, «доски», чтобы продать их за границу. А иконы был удивительные! Я лучше всего запомнила большую икону с отрубленной головой. Я ее боялась - у головы были белые закатившиеся глаза, и мне все казалось, что она вот-вот на меня посмотрит. Баба Феня заметила это, сказала, что Крестителя бояться не надо, и подарила мне иконку «Крещение Господне» - веселенькую, голубую. Иконка была просто бумажная, и она затерялась со временем. А другая - до сих пор со мной. Это изображение царя Константина, полустершееся, на медном овальчике. Баба Феня подарила мне его, когда меня крестили, сказала: «Царь Константин в небе Крест увидел, и царя колдуна с его бесами победил»...

Совсем рядышком с Казанским источником, всего в каких-нибудь нескольких сотнях метров, родник Богомольный. О его судьбе можно прочитать в книгах замечательного краеведа М.С. Полубоярова - истинного знатока и ценителя здешних мест. Изустный же рассказ о Богомольном ведет дядя Костя, Константин Володин, родившийся в Малой Сердобе и проработавший тут много лет, в том числе и шофером:

- Ну, в семидесятые, когда церквей уж не было, к Богомольному роднику молиться люди ходили, иной раз специально - попросить в неурожайный год дождя и достатка. Помню, председатель колхоза, мужик замечательный, говорит мне тихонечко: «Ты там, Кость, собери бабушек по селам и к Богомольному отвези, пусть помолятся, пошепчутся с водицей святой, авось поможет!..». И помогало. Всегда. Бабушки-то помнили, что на Вознесение каждый год когда-то звали сюда крестьяне священника, чтобы воду, значит, освящал...

...Под крышей часовенки у Казанского источника, над самым входом, ласточка свила гнездо. Давайте подойдем поближе и посмотрим: вот оно, тончайшей работы, слепленное, любовно вынянченное матерью-птицей. А внутри, если заглянуть осторожненько, поднявшись на цыпочках, крошечные яички! Вы подумайте только - в мире, где насилие и жестокость почти привычны, где взрываются бомбы, где едва ли не каждый день отрекаются от любимых, где принято забывать, еще не узнав, где потребление и истребление не всегда различимы, есть все-таки ненарушимые бастионы. Люди-то идут по деревянной лестнице! Вода-то журчит! Часовня-то открыта - как сердце! Ничего более хрупкого и беззащитного, но и ничего более жизнеутверждающего не видел я, чем ласточкино гнездо, точно бы хранящее и родник, и часовню, и нас с вами. Ах, ласточка, ласточка, верно, теперь уже летают твои ластушата по белу свету, взмывают в синее высокое небо над Малой Сердобой...

До свидания, край родников и родниково‑чистых людей.

Фото автора

Газета «Православная вера» № 19 (519)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/dva-rodnika
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Пырков
Есть ли что-то большее у нас, чем русское слово?
К 184-ой годовщине со дня смерти А.С. Пушкина
11.02.2021
Андерсен советского кино
К 80-летию со дня рождения режиссера Леонида Нечаева (3.05.1939 - 23.01.2010)
19.06.2019
«Крест на возглавии»
Прощание с Валентином Распутиным
27.03.2015
«И кто-то камень положил...»
Послеюбилейные раздумья об одной букве Михаила Лермонтова
01.12.2014
Все статьи Иван Пырков
Последние комментарии