«Нам очень немного отпущено»

Разговор с протоиереем Александром Даниловым

0
230
Время на чтение 11 минут

Внешне он похож на героев фильмов начала 70-х. Невольно вспоминаются Солоницын или Кайдановский, особенно когда отец Александр вышел навстречу в типичном таком свитере, который любили и полярники, и геологи. Вышел, словно из фильма Тарковского, встав у гранитного камня в основании церковного крыльца Иоанно-Предтеченской церкви в деревне Заручевской Вельского района.

*    *    *

Спрашиваю:

- Кто вы по образованию?

- Я работал простым сварщиком на знаменитом Севмаше в Северодвинске, мы строили подводные лодки.

Ответ не удивляет: как раз в 70-е годы множество умных, культурных людей вместо вузов пошли в рабочие. Кто-то протестовал таким образом, другие искали свободы, самостоятельности и так далее. Не стал уточнять, что привело на завод отца Александра Данилова, спросив вместо этого:

- В создании каких судов вы участвовали как сварщик?

- Всех подводных лодок с 1978 года. Это были «Акулы» - все, кроме последней, «Гранит», «Антей». «Курск» начинали строить, когда я уже уходил на пенсию, - его секции тогда как раз закатывали в цех.

- Было чувство гордости за свою работу?

- Конечно. Не гордыни, которую мы порицаем, а радости, сопричастности к великому делу, в котором есть полкапли и моего труда... Поменьше, конечно. И посейчас эти чувства живы: больно, когда узнаю, что лодки, над которыми я трудился, режутся на металлолом.

- Если вы испытывали чувство гордости за свою работу и она вас удовлетворяла, что же привело вас в Церковь?

- Это долгая история. Давным-давно, ещё когда я был пионером-артековцем, помню, лёжа в кровати, тайно читал молитвы.

- Под влиянием бабушки?

- Она меня не подталкивала. Она и мама, все наши были так напуганы, что это передалось мне. До сих пор тот испуг не могу в себе изжить, хотя минуло почти четверть века. Не всегда духу хватает на храм перекреститься, когда люди вокруг - в автобусе, скажем. Прежде подумаю, подумаю... ну сами знаете.

- Когда вы впервые осознанно помолились?

- Лет в двенадцать-тринадцать.

- Как это было?

- Как у нас, русских, это бывает: жареный петух клюнул.

- В двенадцать лет?

- А что? У детей трагедий не меньше, чем у нас, взрослых, и даже похлеще бывает, потому что они беззащитнее, у них опыта жизненного нет, выхода не видят.

- Как совмещалась вера с комсомолом и прочим?

- Я умел ловчить, знал, какие вопросы можно задавать, какие - нет. Приспособленчество такое, с которым по сей день приходится бороться. Что говорить, если меня выдвигали в председатели пионерского отряда, потом - председатели совета дружины, ставили всем в пример как активного пионера. А я мечтал крестик носить, и как приеду в деревню - надеваю. Что это такое? Раздвоение личности. Что там говорить? Вы какого года рождения?

- Шестьдесят восьмого.

- В 80-е всё было уже не так серьёзно...

- Помню, как в 86-м, когда я начал работать в газете, секретарь горкома призывала нас укреплять атеистическую борьбу. Говорила что-то в том духе, что перестройка началась, массы могут обнаглеть, значит, нужно бороться и бороться. Но, знаете,газета, где я работал, была намного свободнее в 80-е, чем в наше время. Сейчас шелохнуться боятся.

- Всегда было страшно принципиальность проявлять. А газеты я как раз в те годы, в 80-е, перестал читать.

- Значит, пропустили бесчисленные разоблачения.

- Прикоснулся к этому и отшатнулся. Понял, не надо мне этого, новая неправда идёт на смену старой.

- Для меня больнее всего было узнавать о том, что случилось с крестьянством на рубеже 30-х: раскулачивание, голод.

- Когда самые первые партии выселенных казаков прибыли в Архангельск и ждали посадки на корабль, было очень холодно. И тогда архангелогородцы начали выхватывать детей ссыльнопоселенцев, разбирать их по домам, чтобы не замёрзли. Охрана смотрела сквозь пальцы. Вот откуда у нас казачество на Севере пошло - общины есть в Котласе, Северодвинске... Почти все служат в силовых структурах - милиции, МЧС, много военных. Это в крови у них.

- В храмы ходят?

- У меня в Северодвинске они прихожанами не стали, но историческая память сохраняется - помогали следить за порядком, охотно вызывались. Но и то хорошо, что на службах присутствовали, сорадовались, время своё в жертву Богу приносили. Приходили в лучшей - парадной - одежде, ничего не понимая в службе, не зная церковнославянского, внимали. Церковнославянский я и сам за четверть века не в совершенстве изучил. Главное - слушать, пытаться понять.

*    *    *

- Мы немного отошли от темы вашего прихода в Церковь. Окружающие не замечали, что вы верующий?

- Нет. Иначе тут же вопросы бы возникли, проблемы. Скажем, в армии меня сразу убрали бы с того места, где я был поставлен. Служил я оператором телефонной станции, а туда не всякого комсомольца брали, очень высокая степень секретности. Двойной жизнью тогда жили очень многие, в том числе неверующие. На работе одно, начальству - другое, на кухне - третье, думаешь четвёртое.

В храме в Архангельске как-то раз вижу: стоит высокий человек, думаю: спрячусь-ка за него. Но тут он оборачивается: а это мой непосредственный начальник, мастер бригады, с женой пришёл на службу. Это было воскресенье, а утром мы встретились на разводе, но ни тогда, ни позже никаких объяснений не было - мы друг друга «не заметили». Потом стало возможным ходить в храм открыто.

После послушания меня рукоположили. Первый приход получил в Нёноксе - там потрясающий деревянный храмовый ансамбль, в том числе единственная в своём роде в России пятишатровая церковь из дерева - Троицкая. На днях ушла из жизни одна из моих прихожанок из Нёноксы - матушка Серафима (Кулякина), постриг она приняла перед смертью.

- Как вас там приняли?

- Поморы - бескомпромиссный народ, у них или «да», или «нет». Если примут, всё простят, если нет - никогда не заслужить ни уважения, ничего.

- Вас приняли?

- Скорее, да, чем нет. Я сам помор по отцу. Знаю предков до десятого колена, с 1625-го - первого года после великой смуты. Ходили в море на промысел, но был ещё побочный промысел - крестьянский. Кто такие поморы, я могу объяснить на примере своего прадедушки. У него рождался один внук за другим - мой отец был четвёртым. Но ведь нужно кому-то и хозяйство вести, по дому хлопотать. Поэтому, когда моя бабушка рожала пятого, прадед сидел у себя на печи, кряхтел и очень надеялся, что будет внучка. Все надеялись. Узнав, что Бог услышал его молитвы, прадед на радостях соскочил с печи, забыв там валенки. А так как обратно забраться ему по немощи было тяжело, то он схватил большие рукавицы, надел их на ноги, накинул тулупчик и побежал в соседнюю деревню, где жил репрессированный священник. Привёл его, ребёнка тут же окрестили.

Прадед был человеком горячим, порывистым и, прежде чем старость его подкосила, силу имел богатырскую. Однажды примёрзли у него во дворе сани с навозом, так что лошадь не могла их сдвинуть. Прадед так рассердился, что прокусил лошади ухо и повалил её на бок, потом подскочил к саням и оторвал один из полозьев от земли. Со вторым лошадь, оправившись от удивления, сама справилась. А дед мой жил одним промыслом, проводил в море в общей сложности девять месяцев в году. Ходил на Печору за сёмгой, потом за тюленем, и так всю жизнь, а крестьянским делом занималась бабушка с сыновьями.

Жили небогато, но не голодали, пока не началась война. Сёмга не подошла, потом навага куда-то запропала, а наваги нет - и зверя нет: тюлень тоже не подошёл. Вот когда была голодуха-то и смерть, самый страшный год в истории Архангельска, вот тут-то и подкосило. В страшную зиму с 41-го на 42-й умерли от голода два младших брата отца. Из старших двое отправились на фронт - один был коммунистом, помереть ему власть не дала, а он, в свою очередь, спас отца, определив его учиться в ФЗО.

*    *    *

- Отец Александр, а где вы служили после Нёноксы?

- Потом мы ставили храм в Северодвинске - Воскресенский, на острове Ягры, где я был первым настоятелем. Храм этот мы привезли из деревни Солзы, что километрах в двадцати от Северодвинска. Перед тем церковь успела побывать и складом, и клубом, сохранность была ещё неплохой, но она уже начала разрушаться, стояла без крыши. Нашёлся человек - Алексей Иванович Климов, который предложил: «А давайте перевезём её город». Мы собрали жителей деревни - там всего-то жило девять старушек - и предложили: «Отдайте нам храм, а мы вам вместо него часовню поставим». Они согласились: «Берите, он всё равно здесь погибнет». Всё, что выше окон, мы сохранили - это материал родной, в том числе даже потолочные перекрытия. А что ниже окон - пришлось заменить: брёвна пришли в ветхость. За несколько лет всё сделали, довольно быстро, хотя нам казалось, что медленно.

- Завод помогал?

- «Звёздочка» помогла - это тоже судостроительный завод и очень известный. Храм стоял год, второй, и третий пошёл, должен был осадку дать, а мы соображали, где денег на вагонку взять, чтобы его обшить.

Это очень дорого было, нам не по силам. Вдруг вижу однажды в окно, как заезжает лесовоз с этой самой вагонкой. Оказалось, её выделил директор предприятия Николай Яковлевич Калистратов. Потом прислали нам бригаду, которая выполнила все работы. Он большой патриот Северодвинска - Калистратов.

- Вы его не просили о помощи?

- Нет, я вообще редко о чём-то прошу, по гордости, наверное. Предпочитаю подумать, где и как самим... неподходящее слово для нашего рода деятельности... заработать. Выпрашивать как-то не по нутру, хотя священнику и нужно это уметь. Тем настоятелям, которые умеют просить, я в хорошем смысле завидую. Это называется «правильным сотрудничеством с сильными мира сего». Молодцы, коли умеют - негордые, в отличие от меня.

В 1995 году освятили мы храм, и прослужил я там до 2003-го, пока не позвал меня духовник помогать ему с окормлением Радовской женской монашеской общины. Это скит от Соловецкого монастыря, но женский.

- Кто был вашим духовником?

- Покойный игумен Елеазар (Кондратьев), служивший на Соловецком подворье. Бывший военный, командир роты, капитан, 600 прыжков с парашютом, он прошёл все «горячие точки», в которые ввязывалась наша страна, начиная с 56-го года, в Венгрии. У него была пожизненная подписка о неразглашении, да и неразговорчив он был. Но вот однажды ушёл в Церковь. Дело в том, что он полдня отдавал службе - своей эскадрилье, а полдня трудился на восстановлении монастыря - Иоанно-Богословского во Владимирской области. Когда об этом узнало его командование, пришлось уйти в отставку. Как духовник, он учил меня не размахиваться по жизни, терпеть неприятности, быть довольным тем, что есть.

Умер батюшка 4-го октября 2010-го, в один год с архангельским владыкой Тихоном. Непрестанно поминаю их с отцом Елеазаром и буду поминать, пока живой. Надеюсь, что и они там меня не забывают, перед престолом Божиим.

*    *    *

- Как вы оказались здесь, в Заручевской?

- Я здесь совсем недавно и не настоятель - просто окормляю несколько приходов. Местный предприниматель Андрей Подолян, построивший Иоанно-Предтеченский храм, поставил рядом дом для причта и любезно разрешил в нём жить. Это временно, сейчас строится дом в селе Пежма, где я надеюсь обустроиться уже надолго, там прекрасный приход, я служу настоятелем.

- Мне сказали, что вы окормляете двенадцать приходов в округе...

- Можно и пятнадцать насчитать, но в некоторых я ни разу не бывал, даже толком не знаю, где находятся. Кокшеньга, например. В какой стороне - представляю, а как выглядит - нет. Просто не успеваю везде побывать. Служу, кроме Заручевской и Пежмы, в Аргуновском, Долматово, Судорме, Благовещенске, Георгиевском, то есть семь приходов - это те места, которые успеваю объехать по кругу один-два раза в месяц. Удивляют храмы - один лучше другого. Везде ждут, везде рады, что будет служба и можно к Таинству прикоснуться. Перед крещением обязательно беседы проводятся, чтобы человек послушал, подумал, может, ему это и не нужно. Нужно ответственно подходить к Таинству. Не все понимают правильно. А так всё слава Богу.

- И всё-таки, как вы оказались в этих краях, далёких от мест, где живут поморы?

- Вельский район - родина моей мамы. Я с 70-х годов отпуски здесь проводил.

Мой дед по маме служил в церкви и был репрессирован в 32-м году. За несколько лет перед тем дедушка как бы умер, его уже обмывать начали, а он вдруг вернулся к жизни, забрал семью и переехал в деревню Заозерье, стал служить псаломщиком в тамошней церкви. У меня от него книга осталась, и Псалтырь хранит память о нём - следы от свеч, затёртые страницы, пометки, благодаря которым я вижу, как дед служил. Арестовали их вместе со священником. Направили на исправительные работы в лес, где дед заболел и умер.

- И как выживала семья после ареста?

- Младшая сестра умерла от голода, старшая отправилась в город, нашла работу, карточку получила, а мама с 10 лет ушла в люди, в няньках была, домработницах. Моя мама! Когда ей 15 исполнилось, шёл 1943 год, она поехала в Молотов, так называли в то время Пермь, завербовалась на предприятие, где давали 800 граммов хлеба в день - немыслимое богатство. Мама не только сама ела, но и посылки родным каждый месяц отправляла. Удивительно, но все посылки в войну доходили. Все! Ведь все почтовые работники сам были полуголодные и знали, что в посылках продукты, но не было случая, чтобы посылка потерялась. А теперь запросто...

- Арест деда повлиял на то, что вы начали молиться?

- Конечно. Когда я рассказал о деде отцу Владимиру, духовнику Архангельской епархии, он ответил: «Так что не удивляйся, что ты в Церковь пришёл. По молитвам деда это случилось, чтобы ты довершил то, что он не смог».

- У Вельского района есть отличия от других мест Архангельской области?

- Здесь люди совершенно другие, чем в больших городах, где я бывал, служил. Там заражённость духом времени, много делячества, суеты, нетерпения. А здесь народ уравновешенный, спокойный. В Пежме сами восстановили храм, наплевав на все запреты - государственные, так называемые охранные. Храм охраняется государством, но до чего доохранялись, мы прекрасно знаем. Кто бы его восстановил ещё? Музейщики? И люди полгода круглосуточно по очереди читали Псалтырь, чтобы Бог послал им священника. Глава администрации Владимир Трапезников вспоминает: «Что написано по-старославянски - не очень понимаю, но всё равно читаю». Результатом доволен. Говорит, как начали молиться, народ заинтересовался и мужики пить перестали.

Нам очень немного отпущено времени. Многие современные подвижники и архиереи говорили одно и то же: «Воспользуйтесь временем, пока можно что-то успеть восстановить - восстанавливайте. Ещё при нашей жизни начнутся гонения». Не сомневайтесь в этом, предпосылки все есть. Враждебность растёт, всё больше тех, кому мы ненавистны. Мы и сами этому способствуем...

- Недруги Церкви и без помощи найдут, к чему прицепиться, а не найдут - выдумают.

- Было бы желание. А желание есть у многих. Надо спокойно делать своё дело, но не медлить. Нам дано малое время, чтобы встать на ноги, опомниться. Помню, как всё начиналось, как народ к Тысячелетию Крещения Руси всколыхнулся, пошло обращение; приподнялся целый пласт народных чаяний, надежд, сорвалась та тяжёлая плита, которая нас всех давила, в том числе меня.

- Тоже помню это время. До середины 90-х как на крыльях летал. Было замечательно. Да и потом замечательно, но уже труднее.

- Поначалу Господь несёт на руках, как дитя, а потом посылает испытания, чтобы человек окреп. По силам, каждому своё. Как бы говорит: «Я не отправил тебя вместе с Евгением, пока ещё не новомучеником, на Кавказскую войну, это не по тебе. Не послал тебя на тёмную улицу заступиться за женщину или ребёнка, слабоват ты ещё. А вот это по тебе - в храме стоять, тут и оставайся, оружие твоё - вера, не забывай о нём, слово почитай Божие, потом посмотришь, чего будет». А то «я сам, сам, сам» - и повалился. Не ошибиться, не удариться в поиски религиозной эйфории, которая вводит в прелесть. Несть числа опасностям, яко посреди сетей хожду многих.

...Отец Александр говорит всё это задумчиво, медленно, и я не понимаю, ко мне он обращается или к самому себе. Его окликают, и он отправляется чинить машину. В сельской местности окормление семи приходов без неё затруднительно.

Владимир ГРИГОРЯН

http://www.rusvera.mrezha.ru/716/6.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Григорян
Сошедший в Россию
Об афонском старце, архимандрите Ипполите (Халине), который вернулся на родину отогревать и поднимать людей
27.02.2024
Все статьи Владимир Григорян
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26