Почему мы проходим мимо?

0
210
Время на чтение 7 минут

«Все наше христианство - в нашем ближнем, в готовности прийти на помощь, поддержать, разделить беду». Нам постоянно напоминают об этом священники, святоотеческие книги, само Евангелие. И вряд ли кто-то из слушающих сознательно не стремится этому следовать. Вопрос в другом: воспринимаем ли мы эту необходимую ближнему помощь как одно из возможных благочестивых дел или же - как некую аксиому жизни?

Человек, не играющий в христианство, а реально живущий по Евангелию, никогда не замешкается там, где другие будут стоять с озабоченными лицами, не зная, чем помочь. Я неоднократно убеждалась в этом по жизни: именно христиане, глубоко верующие и, казалось бы, сосредоточенные на внутренней духовной жизни люди, брали меня за руку и куда-то тащили, что-то предпринимали и как-то приводили в чувство в ситуациях, когда даже я сама не могла выразить, какого участия от окружающих жду. Кто-то из давних друзей говорил потом: «Прости, я не знал, что у тебя сложный момент». А они - откуда-то знали. «Я все понимала, но не видела способа...» А они - почему-то видели. «Боюсь, что от моих слов, от жаления тебе было бы только хуже...» А от их слов мне не было плохо, хотя и не были это какие-то особенные слова.

В моей жизни часто бывает по-другому: постоянно оглядываясь, пытаясь что-то сообразить и даже внутренне переживая, я все же в итоге прохожу мимо человека и его беды. Мне тоже неведомо, как можно знать, видеть, ощущать - вовремя и к месту. Но есть одна привычка, которая очень мне помогла. Как-то на исповеди, в монастыре, священник посоветовал мне записывать эпизоды, в которых я не нашла возможности кому-то помочь, и возвращаться к ним через месяц, два, через полгода. Вопрос: «Ты действительно считаешь, что не могла тогда ничего сделать?» - нужно обязательно задавать себе во времени, по мере развития (или же неразвития) в нас христианской души. Стоит мучать себя им хоть иногда, перебирая то, что врезалось в память. И спасительное видение себя и обстоятельств постепенно будет проявляться...

* * *

В то теплое, сырое, туманное осеннее утро мы с дочкой торопились в детский сад. Оставалось прошагать в быстром темпе соседнюю улочку частного сектора, перейти оживленную трассу и...

За поворотом, прямо перед нами, возник огромный обгоревший остов дома. Еще вчера здесь суетилась в вечерних хлопотах семья - свой маленький бизнес, трое детей. «Сожгли?» - мгновенно пронеслось в голове. Удивление и неожиданность заставили остановиться - хоть на миг, несмотря на то, что надо было спешить.

И тут я увидела невдалеке черную тень хозяйки.

Она стояла, прислонившись к деревянному столбу, скрестив руки на груди, и созерцала тлеющие обломки. Никогда прежде мне не приходилось сталкиваться один на один с человеком в начальной, шоковой стадии острого горя. И первой моей реакцией был сильный испуг. Чем прорвется через мгновение эта рассветная тишина - ее криком, проклятьями в чей-то адрес, немым вопросом, от которого я не смогу уйти, хотя я всего лишь первый и случайный утренний прохожий?..

Душа перебирала бессмысленные фразы: «У вас что-то случилось?», «С вами все в порядке?» - а тело пыталось изловчиться и бежать, бежать отсюда скорей! Конечно, мы поучаствуем в общем сборе помощи - днем, когда начнут скидываться все соседи. Мы принесем им что-нибудь из вещей. А сейчас... быть может, и правда сейчас не нужны свидетели?

И тут раздался ее громкий, внятный голос:

- Здравствуйте!

От перенапряжения мысли и растерянности - надо ведь что-то сказать! - я выдохнула в ответ какое-то невнятное междометие. Она все поняла и молча, одними глазами дала понять: «Да, вот так». Молчание становилось еще более неловким, и я заторопила дочку: «Пойдем, пойдем быстрей». Мы ускоряли шаг. Через пятнадцать минут я той же дорогой вернусь обратно. Денег у меня с собой нет. «Пойдемте к нам, выпьем горячего чаю»,- репетировала я про себя. «С печеньками»,- саркастично добавил кто-то внутри, но лучше было бы его не слушать. «А ваши дети, они хоть живы?» Нет, это еще хлеще: вдруг нет - начнется истерика. «А знаете, говорят: если дом сгорел, значит Бог в дом вошел...» Нет, это уж совсем не то что-то в голову лезет...

Муки творчества закончились очень скоро. Огляделась на обратном пути: никого на прежнем месте уже не было. Так и не найденные слова остались на душе тяжким грузом. Вечером я попросила мужа передать погорельцам небольшую сумму денег, а сама отправилась украдкой взглянуть на пепелище. Там уже кипела работа: вокруг стояло семь или восемь машин - разбирать завалы во множестве приехали друзья. Хозяйка энергично руководила процессом в чьей-то огромной спортивной куртке с надписью «Локомотив». Я невольно улыбнулась: и правда «локомотив»! Где ее только было не встретить - и в родительском комитете детского сада, и на покраске обелиска ко Дню Победы... И стало как-то незаметно для себя самой понятно, почему в ее жизни есть эти восемь машин друзей, примчавшихся помочь в несчастье, а у меня, если трезво смотреть на жизнь, их бы не было.

* * *

Бывать на поминках мне доводилось всего три-четыре раза в жизни: в нашей семье не принято было ходить на них и поддерживать связи с родственниками, а знакомых у меня немного. Возможно, поэтому заунывное пение «читальщиц» каждый раз производило на меня поражающий эффект, и я напрочь выключалась из процесса. Вот и в то утро - праздник Воздвижения Креста - полтора десятка человек, собравшихся в доме у моей бывшей соседки, поминали ее сына Петю, а я все глубже погружалась в свои думы...

Петю было чем хорошим вспомнить, хотя последние месяцы жизни он беспросветно пил. Его мать прятала у меня литые фамильные старообрядческие иконы и плакала порой по нескольку часов кряду. А как не плакать: умница и гордость военного училища, гиперответственный, ранимый парень не справился с «зеленым змием», придя домой после Первой чеченской войны. В неравной схватке с собственной страстью он продержался почти двадцать лет, во многом благодаря горячим молитвам матери и удивительной цепкости к хорошему, которую я отмечала, невольно сравнивая его с другими болящими тем же недугом. Он подолгу трудничал в дальнем, глухом монастыре, исповедовался и воцерковлялся, усердно помогал родителям на даче, но, почти уже выбравшись из зависимости, скатывался вновь. Господь не оставлял его и за несколько лет до смерти, в совсем уже зрелом возрасте, послал ему умную, любящую жену и замечательного сына. Тогда-то, ради маленького Лешки, он и предпринял свой последний отчаянный порыв. На работу его не брали, и он пошел по какому-то простейшему объявлению в «коробейники»: ходил по офисам и электричкам с энциклопедиями «на все случаи жизни», китайскими механическими игрушками и фонариками и - чаще всего безуспешно - предлагал что-нибудь приобрести.

Однажды он пришел ко мне домой. Нервно звоня в звонок, в неудобное, вечернее время. В его руках была огромная, дорогущая книга, красочный путеводитель по храмам и монастырям. Совершенно мне ненужная и, более того, неподъемная для бюджета. Я пятнадцать минут смотрела в его бездонные есенинские глаза и повторяла, что ничего у него не возьму, не имею возможности. Наконец он ушел. А через некоторое время - ушел навсегда, во время очередного срыва не выдержало сердце. И первой, странной мыслью было тогда: жаль, что вокруг него не было святых. Поскольку, как кажется теперь, будь рядом с ним какой-нибудь святитель или преподобный, он бы обязательно покупал его книги. Даже самые дурацкие. И может быть, именно эта малая милостыня была бы той каплей, которой недоставало на нужной чаше весов...

* * *

Однажды, в социальной Сети, я приняла предложение переписываться с одинокими бабушками. Занятие для меня необременительное и несложное - раз в месяц накатать страничку теплых слов, спросить о житье-бытье, здоровье... Однако любая составляющая того, что мы называем делами милосердия, имеет в себе некий подводный камень. И этот подводный камень приготовлен лично для нас.

Спустя примерно полгода переписки бабушку перевели из дома престарелых, в котором она чувствовала себя сносно, в какой-то интернат с разношерстным контингентом жильцов, где ей стало совсем невыносимо. И письма, бывшие небольшой отдушиной в привычном старческом мирке, вдруг превратились в ее сознании в единственную надежду на спасение. Мороз бежал по коже при виде корявых прерывистых строк без запятых: «Забери меня отсюда умоляю ты же грамотная и знаешь как это сделать. Чем я помешаю тебе? Я умру здесь приезжай хоть на один день».

Я понимала, что не поеду в этот захолустный городок за полторы тысячи километров от моего дома. Этим письмам была отведена в моей жизни совершенно другая роль - небольших дополнительных костылей в привычном осознании себя «хорошей»... И я, словно пишущая машинка, печатала и отсылала своему адресату поздравительные открытки к праздникам, которые шли тогда чередой: к Пасхе, Первомаю, Дню Победы, - сознавая при этом, что лучше бы ничего не писать, поскольку это все больше похоже на театр абсурда, диалог в сумасшедшем доме... Глубоко пожилой, совершенно измученный человек пытался донести до меня одну-единственную мысль: «Я хочу быть с тобой». «Да-да», «нет-нет» - так было бы честней. Но в ответ летели лишь пожелания «хорошего настроения и не болеть», «яркого солнца и мирного неба»...

Это было испытание любовью, с которым я не справилась.

Сейчас я уверена, что человека можно окружить теплом и заботой настолько, что ему станет хорошо там, где он есть. Это возможно, если сильно о нем молиться и впустить в свою жизнь по-настоящему. Тогда Господь Сам довершит то, что не позволяет нам расстояние и другие непреодолимые обстоятельства жизни.

Только вот на мои письма в дом-интернат давно уже никто не отвечает...

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 19 (519)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/pochemu-my-prokhodim-mimo

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Тимакова
Все статьи Елена Тимакова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06