- На днях в Якутске намечается открытие самой северной армянской церкви.
- Это сколько же армян в Якутии, что уже церковь построили?
- Можешь поехать и сама всё узнать. Поедешь?
- С удовольствием!
Диалог между Зорием Балаяном и мной (Л.И.)
И вот летим в Якутск... Красно-оранжевый закат солнца, а буквально почти вслед - молочно-голубой горизонт и рождение нового дня с ярко-жёлтым золотом солнца. Из иллюминатора взгляду открывались тысячи километров пустынной земли, окроплённой озёрами, причудливыми зигзагами рек и бесчисленных притоков. При обзоре сверху кимберлитовых трубок (месторождение алмазов) поневоле возникали некие неземные - инопланетянские образы и думы... Но всё это - совершенно иной разговор и для других страниц. А здесь и сейчас расскажем об очередной «Малой Армении».
Якутск встретил нас 13-градусным теплом и солнцем, что в первый момент совершенно не сочеталось с нашими представлениями о «крайнем севере» и «вечной мерзлоте». А мы - это делегация из Армении, приглашённая принять участие в церемонии открытия церкви: губернатор Арагацотна Саркис Саакян, замминистра диаспоры Серж Срапионян, известный поэт Размик Давоян, народный артист РА, юморист Ашот Казарян и я - в качестве собкора «ЛГ» по Армении.7 сентября в Якутске открылась самая северная армянская церковь - Сурб Карапет (Святой Карапет, т.е. Святой Иоанн Предтеча), единственная в зоне вечной мерзлоты. В присутствии многочисленных представителей местной армянской общины и гостей глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас Нерсисян провёл чин освящения церкви и богослужение. А затем владыка Езрас провёл обряд крещения пяти армянских детей.
Под строительство церкви и культурного центра городским округом был выделен участок на Хатынг-Юряхском шоссе. Кстати, представители городских властей Якутска, впечатлённые величием возведённого храма, выразили искреннее сожаление, что в своё время не отдали под застройку землю в центре города. Церковь названа в честь «Мушского Святого Карапета» в провинции Муш, который некогда был одним из главных религиозных и образовательных центров Западной Армении. Монастырь основал сам Григорий Просветитель в IV веке - на мощах Иоанна Крестителя, а потому и соответственно носил имя Предтечи. После геноцида 1915 года в Муше армян не осталось, турецкое правительство взорвало монастырь и переселило в эту местность курдов, которые использовали монастырские хачкары и декоры как подручный строительный материал. От монастыря почти ничего не осталось, а под единственной уцелевшей стеной курдские женщины ныне сушат шерсть...
Нет сомнения, что для проживающих в Якутске армян 7 сентября 2014 года станет одной из самых важных и запоминающихся дат - на века, если не навсегда! Ведь возведение церкви - это многоступенчатое метафизическое строительство: кладёшь фундамент - собираешь единомышленников, строишь церковь - сплачиваешь своих соплеменников, освящаешь здание - утверждаешь своё присутствие в данной местности... А потом сама церковь начинает своё духовное строительство - крест не допустит забвения истоков и корней, шараканы (армянские духовные песни) не позволят удалиться от родного языка, а тысячелетние сакральные обряды воспрепятствуют отстранению от традиций предков. Как бы далеко от родины и где бы ни находился армянин!
Не секрет, что по историческим или генетически национальным причинам церковь для армян имеет куда большее значение, нежели лишь место для предстояния и приобщения к Богу. Так уж сложилось, что по всему миру армянские церкви становятся центрами сохранения армянства - где звучит армянская речь, где крестят и венчают, согласно канонам ААЦ, где пребывают в уверенности, что так же поступят и дети детей их, и внуки внуков...
Здесь же, в Якутске, в большой мере этому будет способствовать ещё и построенный рядом с храмом культурно-общественный центр, в котором расположатся воскресная школа, конференц-зал, актовый зал и офис Союза армян города. Презентацию центра предполагают провести уже к концу этого года. В день же открытия храма были установлены бюсты двум выдающимся армянам современности - известного российского исследователя Арктики и Антарктики, крупного учёного-океанолога Артура Чилингарова и самого известного армянина Якутии композитора Гранта Григоряна - основоположника якутской композиторской школы. Здесь же, во дворе церкви, поставили также и два хачкара.
На торжественном обеде, организованном в честь освящения церкви Святой Карапет, от имени министра диаспоры Грануш Акопян замминистра Серж Срапионян вручил золотую медаль председателю Союза армян Якутска Хорену Саакяну, а почётных грамот министерства удостоились члены общины - Сос Варжапетян, Рафик Манукян, Вачаган Варжапетян, Ашот Карапетян и Самвел Казарян. Следует отметить, что местные власти, в свою очередь, также отметили наградами наиболее активных участников строительства церкви...
Говоря о банкете, невозможно не упомянуть про деликатесы якутской кухни: жеребятину и конину в разных копчёных исполнениях, нежнейшую оленину, кумыс с определённой дозой алкоголя и конечно же всевозможные блюда из вкуснейших рыб - нельмы, чира, омуля... А для любителей суши это настоящий рай с салатом из замороженного рыбного филе и изысканной строганины. Кстати, в составленном одним журналом несколько лет назад «меню» из 30 блюд, которые «надо обязательно попробовать», якутская строганина из озёрного чира занимает третье место (жаль, что тогда не знала).По причине очень короткого нашего пребывания в столь далёком краю нам пришлось в перерывах между мероприятиями хоть в какой-то мере успеть ознакомиться с местными достопримечательностями. С чисто армянским радушием свои услуги предложил октемберянец (район в Армении) Айваз Хачатрян, который жил в Якутске более двух десятков лет. Интересен тот факт, что многих армян можно считать якутскими долгожителями. Некоторые из них ещё молодыми оказались в краю вечной мерзлоты, там же работали, получали образование, обзаводились семьями, основывали свой бизнес. Словом, обосновывались прочно и надолго. Понятно, что это связано с возможностью больших заработков, ради обретения которых человек склонен преодолевать много трудностей. Кстати, по данным Первой всеобщей переписи Российской империи 1897 г., в Якутской области находились на жительстве 19 армян - 17 мужчин и 2 женщины, а сейчас их уже 5000. Значительное число живущих в Якутии армян обосновалось ещё в советское время, так что не следует связывать рост численности армянской общины исключительно с нынешней экономической ситуацией в РА и миграцией. Трудно, конечно, представить привыкших к солнцу и жаре армян в диаметрально противоположных климатических условиях. Если в Армении обычно с марта по октябрь стоит тёплая, почти летняя погода, то в Якутии апрель и октябрь считаются зимними месяцами. Наши соотечественники в основном занимаются строительством, и, по всей видимости, им ещё долго придётся пребывать в статусе крайней востребованности, поскольку Якутск строится и расширяется. Дома здесь строят на сваях. В зависимости от этажности и тяжести (если можно так выразиться) здания сваи забивают на глубину от трёх до двенадцати метров. К примеру, церковь Сурб Карапет стоит на 12-метровых сваях, причём - в болотистой местности. А болот здесь хватает. Так, во время весеннего паводка уровень Лены поднимается на 5-8 метров, и всё вокруг оказывается в плену водной стихии. Берег реки на выезде из города сплошь застроен деревянными домиками, которые весной постоянно оказываются под водой. Когда же уровень Лены спадает, жители топят печи и просушивают свои жилища от сырости и влаги. Глядя на эту величавую и по озёрному спокойную реку, трудно представить её сокрушительную мощь в период весеннего разлива. Но ещё труднее представить, как удаётся местным жителям всего лишь за 3-4 коротких тёплых месяца так высушить свои деревянные жилища, чтобы в них пережить-переждать 8-9 запредельно морозных, по нашим меркам, месяцев.
Должна признаться - я прекрасно осознаю, что эти вот мои путевые рассказы о Якутии даже по-интернетовски не точны, а скорее, эмоционально восторженны. Причину же склонна видеть в самом факте открытия церкви, а это сакральное действо поистине считаю проявлением героизма местной общины, равно как и неоспоримым доказательством их желания сохранить свой армянский ген и национальную самоидентичность. Но вместе с тем всё увиденное и услышанное было настолько захватывающим и экзотичным, что нельзя не поделиться впечатлениями. Кстати, словосочетание «экзотическая страна» лично у меня всегда ассоциировалось с щедрым солнцем и океанским побережьем. А оказалось - нет... вот чем же не экзотика арбузные грядки на Крайнем Севере? Да не только арбузные...
По прибытии в Якутск ранним утром нас сразу же да с чисто армянским хлебосольным радушием повезли кормить. Сугубо по времени и с большой натяжкой можно было бы считать это завтраком, а по сути и обильному содержанию застолья - настоящим обедом. Не сомневаясь, что свежие и вкусные помидоры, зелень и огурцы привозные, спросили - откуда привозят? Нам ответили, что стол заставлен исключительно местной сельхозпродукцией, которую, дескать, недалеко отсюда и выращивают. Напросились на экскурсию - убедиться воочию. Нас повезли на овощной рынок за городом. Было удивительно и как-то смешно видеть огромнейший огород с участками, отведёнными под всевозможные овощные культуры Большой земли - помидоры, баклажаны, перец, кукурузу, укроп, капусту, картошку... всё!
Оказывается, корейцы умудрились благодаря неким заумным технологиям обеспечивать якутян в летние месяцы свежими и экологически чистыми овощами. Вот тебе и «страшная» вечная мерзлота. Кстати, почему-то сразу подумалось, что здесь совершенно неприемлема известная пословица - «не рой другому яму...». Всё одно - больше метра не выроешь.
Но вернёмся к экзотике, которой переполнена местность Ус Хатын, где традиционно проходит самое главное празднество Якутии - Ысыах. По сути, это якутский Новый год, который отмечают в конце июня. По сбивчивым рассказам, конечно, не представишь всё очарование этого праздничного действа, но невозможно не почувствовать мощную энергетику местности, где тут и там вздымаются вверх деревянные скульптуры, удивительно тонкой резьбы. Украшением Ус Хатына, несомненно, был устремлённый в прозрачное и высокое синее небо столб (сэргэ) с инкрустированной металлической поверхностью. Сэргэ, согласно поверьям, исполняет желания: надо лишь бросить монетку, три раза обойти столб и, обхватив его руками, замереть - загадать желание. Щедрая россыпь монеток вокруг столба - явное свидетельство того, что многие и не сомневаются в силе магических объятий со священным столбом. В Ус Хатыне связь с природой ощущается почти физически - то ли от непривычного для горожанина чистейшего воздуха, то ли от обилия культовых сооружений, или же от глубинного осознания того, что находишься на самом краю земли. И смутно улавливаешь, почему саха считают себя детьми природы. И уже не удивляешься, что в XXI веке якутские охотники в лесу оставляют еду для выгнанного из стаи старого одинокого волка Майа, как их предки на охоте кормили «Байанай» - дух охоты и удачи...
Жаль, конечно, что ограниченное время и плотный график не позволили больше узнать об этой бескрайней и удивительной земле. Однако уезжали оттуда с лёгким сердцем - от осознания того, что этот суровый и холодный край тепло принял наших соотечественников, и церковь Сурб Карапет тому яркое свидетельство!
ЕРЕВАН-ЯКУТСК-ЕРЕВАН
P.S. Хочу поделиться ещё одним наблюдением. По возвращении домой прочитала про Якутию и поймала себя на том, что нынешние санкции со стороны европейских государств по отношению к России показались мне просто смешными. Ведь одна только Якутия настолько богата природными ресурсами - алмазы, золото, нефть и газ, многие металлы, а также - 700 000 рек и 800 000 озёр и др., что может весь мир накормить. В наш век высоких технологий всё это реально используемо и имеет несказанно высокую цену, уж не говоря о том, что никакие экономические и политические реалии не могут заставить европейских и американских дам отказаться от чистейших якутских бриллиантов, а господ - от вкуснейшей икры...
http://www.lgz.ru/article/-40-6482-15-10-2014/teplo-vechnoy-merzloty/