По каким нравственным законам живет сегодня Россия? Что является
критерием нравственности в нашей стране? Наверное, многие уже забыли
тезис первого Президента России, который заявил: «Можно все, что не
запрещено законом». Другими словами критерием нравственности в нашей
общественной жизни является УК. Если человек его не нарушает, то
государство его считает нравственным. Даже у безбожных атеистов
критерием служил моральный кодекс строителя коммунизма. Сегодня данный
кодекс поменян на кодекс уголовный. И что же мы может быть в будущем при
подобном отношении государства к нравственным устоям России, когда
государственная духовная жизнь строится по правилам УК? А мы молчим...
Доклад руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской
епархии протоиерея Евгения Соколова на Межрегиональной миссионерской
конференций,проходившей с 1 по 3 октября 2014 года в
Духовно-просветительском центре «Святодуховский»Александро-Невской лавры
Санкт-Петербурга.
К большому сожалению, сегодня на наших встречах мы редко говорим о наших проблемах, редко анализируем неудачи. Что я имею в виду. Перечислю лишь некоторую часть наших проблем.
1. После 20-летней титанической битвы, по внедрению в школах уроков ОПК за время которой сменились три министра образования, мы так и не можем сказать, что добились больших успехов в данном направлении. Если при этом учесть, что практически во всех наших республиках с преимущественно мусульманским населением Коран преподается в школах, как основной предмет. И никаких протестов наших «доблестных» правозащитниковпоэтому поводу просто не слышно.
2. Надо честно признать, что, несмотря на то, что при Крещении теперь обязательно проводятся катехизаторские беседы, число крещеных людей, остающихся в Церкви после принятия Таинства Крещения, выросло незначительно.
3. Большой проблемой, на мой взгляд, является и то, что современный человек, ведущий церковную жизнь, который регулярно исповедается и причащается, достигнув определенного духовного уровня, останавливается в своем духовном росте. Видимо, считая, что достигнутого достаточно. Приведу пример из личного опыта. Ко мне на исповедь пришла женщина, заместитель главного врача, высококвалифицированный хирург, которая часто исповедовалась в поселке, где я раньше служил. Мы не виделись около 5-ти лет. После исповеди я заметил ей, что, к сожалению, за прошедшие пять лет в духовном ее состоянии ничего не изменилось, все тот же «букет» грехов. Ее реакция была для меня поразительной: «Вы знаете, а я об этом даже не задумывалась». Мне кажется, подобное равнодушное отношение к состоянию своей души и есть та наступившая, повседневная, страшная, духовная болезнь последних времен под названием теплохладность.
4. Как укор можно вспомнить проигранную нами борьбу против оккультных уроков Валеологии, которые были введены во всех школах, как обязательный предмет, с невиданной легкостью и быстротой в отличие от уроков по ОПК. Почему подобное стало возможнымв наших школах? Никакого анализа проведено не было.
5. Перечислять можно еще много, но остановлюсь еще на одной проблеме, которая волнует меня все больше и больше. На последних Рождественских чтениях довелось принять участие в работе секции отдела Патриархии по работес молодежью. В докладе руководителя отдела признавалось, что 80% проектов, проводимых отделом, имеют развлекательный характер. Оправдывалось подобное благословением священноначалия.
Вот об этом хочется поговорить подробней, ибо, и в нашей миссионерской деятельности, читая различные отчеты, видно, как развлекательные мероприятия все больше и больше начинают превалировать в нашем служении. Будем прямо говорить: мы перешли на чужую площадку. Хорошо это или плохо? - анализа пока, по-моему, не было сделано, а он необходим. Иначе масса времени, материальных ресурсов, организационных усилий, которые данные развлекательные проекты требуют, может оказаться без должного духовного плода.
Для начала попробуем понять, почему развлекательный момент стал так часто мелькать в проводимых нами мероприятиях? Что вынудило нас проводить спортивные соревнования, православные кафе, балы, конкурсы песен?Сразу скажу, что нашим отделом все подобные мероприятия за прошедшие 10 лет, проводились достаточно часто. Все они, по общему признанию, проходили на достаточно высоком уровне, потребовали огромных усилий и затрат, но в Церковь из всех участников этих мероприятий пришли единицы. Именно это заставило нас еще и еще проанализировать причины наших неудач.
Сегодня очень важно понять, в какое время мы живем? Какой уровень и характер взаимоотношений Церкви и государства. Что противостоит нашей проповеди или наоборот, что способствует ей во внешнем мире. Мне, кажется, данный важнейший вопрос сегодня никак не затронут в нашей миссионерской деятельности. Но именно, исходя из духовной доктрины, которую исповедует государство, нужно строит наше миссионерское служение. Мы помним, что первые века гонений, главной задачей было не отречься от своей веры, не отречься от Христа. В эпоху Вселенских соборов нужно было держаться правильного, православного учения, не впасть в ересь.Во время безбожного атеизма, которое было в нашей стране в течение 70-ти лет, Церковь в мучительных поисках нашла форму взаимоотношений с воинствующими материалистами и с помощью Божией вышла победительницей в этой духовной борьбе.
Какую духовную идею исповедует наше государство сегодня? Государственная система в духовных вопросах сегодня наш помощник, оппонент или нейтральный наблюдатель? Без четкого и всестороннего ответа на этот вопрос выстроить систему духовного просвещения очень сложно. И именно здесь, на мой взгляд, кроется главная причина наших проблем.
Говорил на данную тему неоднократно, но еще раз возвращаясь, скажу свое мнение, что наступившее время - это эпоха соблазнов, о которой нас в Евангелие предупреждает Спаситель. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам.... [Мф, 18, 7]». Безусловно, соблазны в мире были всегда, но такой всеобъемлющей, фронтальной атаки соблазнов во всех областях общественной жизни мир доселе не знал.
Соблазны поразили, казалось бы, неприкосновенные области: науку, культуру, образование, спорт, воспитание. Нет ни одного уголка в нашей общественной жизни, куда бы соблазны не проникли. Скажем честно, работающая сегодня современная система соблазнов, поддерживается всей мощью государственной машины. Соблазны поражают детские души уже с младенчества, приучая их к различным страстям. Не видеть подобное не возможно. Наверное, именно желание что-то противопоставить этой системе низменных, а, порой, просто вульгарных соблазнов, привело к тому, что мы начали в своем служении участвовать в данной системе игр, облагораживая их, придавая им более пристойную форму и содержание.
Еще раз оговорюсь, я вовсе не считаю, что такими проектами заниматься совсем не надо. Отнюдь. Но хочу сказать, что данная форма в своей основе не приводит человека к Богу и, на мой взгляд, она должна быть неким фоном нашей основной деятельности и не более того. Сегодняшняя тенденция наших миссионерских проектов, к сожалению, на мой взгляд, все больше имеет развлекательный характер.
Теперь, как же противостоять этой государственной системе соблазнов, если не переходить на ее площадку. Напомню еще раз слова Спасителя: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. [Мф, 18, 7]». Еще раз подчеркну «...горе тому человеку, через которого соблазн приходит».
Как я понимаю, горе здесь и сейчас. Данные люди, которые стоят у истоков соблазнов, должны быть обличаемы нами. И эта борьба с соблазнами через обличение их авторов должна, на мой взгляд, быть острой и жесткой. Напомню, что еще в 4-м веке Православные Патриархи обращаются к императору с требованием запретить Олимпийские игры, как проявление поклонения языческому культу тела. Вспомните нашу Сочинскую Олимпиаду, когда олимпийский огонь поднимали в космос, опускали на дно Байкала, его провезли по всем областным центрам. Столько милиции на улицах Архангельска во время пронесения по улицам города олимпийского огня, я не видел даже при приезде в Архангельск первых лиц государства. Что это, как не языческое поклонение огню? Можно напомнить, что Московский кинофестиваль, который проводят наши известные режиссеры во главе с Никитой Михалковым, с завидным постоянством начинается в Петровский пост. Видимо, для нашей культурной элиты кино-зрелище выше церковных канонов. Конечно, запрещать нельзя, да и не нужно, но сказать этим людям публично, что они выступают источником соблазнов для многих тысяч соотечественников можно и нужно, на мой взгляд.
Вся беда в том, что авторы соблазнов комфортно пользуются нашим молчанием, развращая слабые, неокрепшие души и при этом, постоянно рассуждают о гуманизме, об общечеловеческих ценностях, о свободе и прочее.
Божественные силы не ограничивают свободу человека, иначе он перестанет быть образом и подобием Божьим. Но Христос нас предупреждает о рамках нашей свободы: «....познаете истину, и истина сделает вас сводными»[Ин, 8,32]. Нельзя быть свободным в области математики, не зная элементарных законов данной науки. Только человек, владеющий подлинными, сущностными знаниями, свободно делает свой выбор для решения поставленной задачи. Вне рамок законов существует только беззаконие. Сегодня, современное общество отвергло единые духовные законы, по которым Господь сотворил мир, провозгласив, через дарованный нам Богом дар свободы, духовное беззаконие. Как часто приходится слышать от простых людей: «На все воля Божия», но хочется напомнить всем, что уже в райском саду человек вкушает запретный плод вопреки воле Божьей. И сегодня авторы соблазнов, глашатаи духовного беззакония свободно чувствуют себя в своем нечестии, потому что мы в своем миссионерском служении оставили обличительную проповедь. Духовный негодяй искренне или лицемерно не признает себя негодяем, человеком, делающим негодные дела в духовной области. Мне, кажется, наша задача говорить ему об этом. Аргументировано и доказательно говорить о том, что мир живет не только по законам физики, математики, физиологии и прочее, но и по духовным законам. И как любое нарушение законов естественных наук ведет к разрушению материального мира, так и нарушение духовных законов разрушает мир духовный. Система соблазнов набирает силу год от года, изобретая все новые изощренные формы. Сумеем ли мы хотя бы приостановить ее и тем самым замедлить разрушение духовного пространства? - во многом зависит от нас, слуг Божьих, которые должны защищать законы Своего Творца. Последнее. Еще раз оглянемся на нашу светскую элиту. Все они в подавляющем своем большинстве крещенные в Православной вере люди. А, значит, в Таинстве Крещения давали обещание, признавая бытие Божие, служить своему Творцу яко Царю и Богу. Нет, не так, как им хочется, а согласно воле Божьей. Ведь смысл бытия творения обусловлен только служением своему Творцу в рамках Его воли. Тварь не только не выполняющая волю Творца, но и не желающая знать ее не может претендовать на помощь Божию в своей жизни. А что же мы можем сделать благого без помощи Божьей?
По каким нравственным законам живет сегодня Россия? Что является критерием нравственности в нашей стране? Наверное, многие уже забыли тезис первого Президента России, который заявил: «Можно все, что не запрещено законом». Другими словами критерием нравственности в нашей общественной жизни является УК. Если человек его не нарушает, то государство его считает нравственным. Даже у безбожных атеистов критерием служил моральный кодекс строителя коммунизма. Сегодня данный кодекс поменян на кодекс уголовный. И что же мы может быть в будущем при подобном отношении государства к нравственным устоям России, когда государственная духовная жизнь строится по правилам УК? А мы молчим.
Вспоминаю слова очень хорошего батюшки, который отвечал за миссионерское служение в одном из районных центров нашей области. «Я почти два года вел работу с коллективом учителей, директором, завучами, рассказывая им об уроках ОПК. И когда с внедрением наших уроков практически все было решено, директора школы заменили. А пришедший новый одним росчерком пера всю мою двухлетнюю работу похоронил, потому что он был против ОПК. И такое возможно и на областном уровне, и на федеральном. До каких пор мы будем выступать в роли робких просителей, если все наши высшие руководители позиционируют себя православными людьми? Почему мы молча смотрим, как они своим нерадением губят свои и чужие души? И, если сегодня общество навязчиво говорит о демократии и свободе, то, может, следует напомнить данным людям слова Спасителя, что свобода возможна только в рамках познания истины. Спаси Господи за внимание.
Протоиерей Евгений Соколов, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии