Так исторически сложилось, что в Купчине долгое время не было церкви. Возможно, по той причине, что уж слишком далеко находилось это место от основных транспортных магистралей..
.В разное время Купчино приписывалось к различным приходам: то к церкви Св. Иоанна Предтечи, что на Лиговке, то к церкви Волковского кладбища. В начале XX века Купчино приписали к церкви Спаса Преображения за Московской заставой. Однако купчинцам было далеко туда ездить, поэтому они чаще посещали церковь при Чесменской богадельне, а для служб приглашали причты церквей Преображенских кладбищ (городского и военного).
В 1901 году, 23 июля, сельский сход купчинского общества в количестве 47 домохозяев из числа всех 62 имеющих право голоса в присутствии сельского старосты Николая Уткина обсудил необходимость возведения приходской церкви. Отмечалось, что владелец расположенного у деревни кирпичного завода Александр Кирсанов со своим товарищем Дмитрием Расадиным готовы в полном объеме пожертвовать для возведения храма необходимые строительные материалы.
Купчинское общество решило обратиться за содействием к протоиерею Философу Орнатскому. Он был гласным петербургской Городской думы от духовенства, членом думских комиссий по народному образованию и благотворительности, а также председателем петербургского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Всей душой желая помочь купчинцам, Орнатский взял на себя хлопоты по подготовке к строительству, а впоследствии стал председателем комиссии по постройке церкви.
6 августа 1901 года Философ Орнатский написал рапорт на имя митрополита С.-Петербургского Антония, в котором на четырех страницах описывал расположение деревни и обосновывал необходимость возведения нового храма. Указывал количество купчинских жителей (порядка 350 душ), называл потенциальных жертвователей и даже упоминал о том, что близ деревни в будущем предполагается обустройство железнодорожной платформы, что даст толчок к увеличению населения.
Для возведения храма вместимостью до 500 человек Орнатский рекомендовал купчинцам выделить участок в две десятины из земли общественного пользования, расположенной вдоль линии железной дороги. Часть участка передать в епархиальное ведомство для строительства на нем церкви, а большую часть предложить руководству Виндаво-Рыбинской железной дороги. Средства же от продажи земли железной дороге пустить на постройку храма.
Уже на следующий день митрополит благословил строительство церкви. В январе 1902 года Купчинское сельское общество представило план местности для возведения храма во имя Св. Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. К весне 1904 года решение о строительстве каменной церкви было окончательно принято, все необходимые процедуры по согласованию пройдены. Архитектор Г. Д. Гримм выполнил проект каменной церкви в русском стиле.
Проект был утвержден, однако строительство так и не началось. Причиной, очевидно, стал недостаток средств. То ли железнодорожное руководство не заинтересовалось предлагаемым участком, то ли цену сочли завышенной, но так или иначе сделка не состоялась. Сами же купчинцы необходимую сумму для постройки собрать не смогли.
Идея строительства храма повисла в воздухе, но к началу 1906 года вновь приблизилась к воплощению. Именно тогда появляется человек, сыгравший в жизни купчинцев не последнюю роль, - Иван Дмитриевич Шустров, потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, благотворитель. Именно он предложил пожертвование на постройку храма в десять тысяч рублей. Очевидно, для постройки каменного строения такой суммы было недостаточно, и остановились на том, что строить будут церковь деревянную.
Шустров, будучи основным жертвователем, поставил несколько условий. В частности, освятить новую церковь во имя Преподобного Герасима в память о Герасиме Федоровиче Шустрове - родном дяде Ивана Дмитриевича. Условия Шустрова были приняты, проект утвержден, митрополичье благословение получено. Торжественная закладка храма состоялась 18 июня 1906 года. Молебен перед закладкой совершил Ф. Н. Орнатский при участии отца Иванова и священника Чужбовского.
Автором проекта стал архитектор И. Т. Соколов. Общее техническое руководство строительством было возложено на В. В. Сарандинаки. Непосредственно работы вел подрядчик В. Я. Павлов. Иконостас вырезал охтинский мастер А. К. Максимов, образа рисовал художник А. Н. Резцов. Кирпичи были бесплатно поставлены с завода А. М. Кирсанова. Колокола заказали на заводе П. И. Оловянишникова. Полная стоимость работ по возведению храма вышла без малого в 17 тысяч рублей.
Кроме И. Д. Шустрова в качестве жертвователей выступали И. И. Дернов, А. М. Кирсанов, М. Е. Егоров, упоминается также имя М. И. Сегаля. Одним из инициаторов строительства был Иван Иванович Нуцкий - сельский активист, часовенный староста, член комиссии по постройке. Будучи уполномоченным, он передал для строительства собранные купчинцами средства, а также и собственные сбережения.
Храм освятили 1 ноября 1906 года. Обряд совершил настоятель церкви Волковского кладбища протоиерей Николай Петрович Вишняков, магистр Петербургской духовной академии, автор ряда духовных трудов, среди которых - «Историко-статистическое описание Волковско-православного кладбища».
Первоначально храм относился к приходу Воскресенской церкви Волковского кладбища (по другим данным - к Преображенской церкви). Самостоятельный приход (священник и псаломщик) стал действовать в октябре 1917 года. Служил в храме с 1914 года священник Михаил Васильевич Романский.
После постройки церкви вокруг нее возникло деревенское кладбище. Захоронения там производились вплоть до начала Великой Отечественной. Церковь закрыли, по одним данным, в марте 1938 года, святыни из нее передали в Николо-Богоявленский собор. По другим данным, она действовала до начала Великой Отечественной войны. Во время войны церковь разобрали, как и большинство домов деревни.
Сегодня можно утверждать, что место купчинской деревенской церкви и кладбища при ней доподлинно установлено: немного западнее пересечения нынешних улиц Димитрова и Белградской. Подтверждение тому - сопоставление исторических и современных карт, архивные документы, воспоминания старожилов, а также раскопки на месте храма. В конце 1960-х - начале 1970-х годов на месте церкви и кладбища активно велись земляные работы. Прокладывалась новая улица, проводились канализационные коллекторы. На месте части кладбища прорыли новый Волковский канал. Сюда же свозили строительный мусор, а также складировали привозимый грунт.
Ныне на месте бывшей церкви и кладбища при ней автостоянка, автозаправочная станция и автомойка. В этом году на месте кладбища проводились земляные работы. Там, где находилась церковь, обнаружили разрозненные обломки, а также целые кирпичи и даже два фрагмента кирпичной кладки, очевидно, являвшиеся частью каменного фундамента церкви.
По генеральному плану, должны быть соединены улицы Орджоникидзе и Димитрова. Если это случится, то дорога пройдет точно по месту бывшей церкви. По некоторым сведениям, рассматривался вариант строительства храма несколько южнее исторического места, но точно планы пока не определены.
Если теперь воссоздание храма на историческом месте вряд ли осуществимо, так, может, хотя бы памятную стелу поставить неподалеку, например, у перекрестка улиц Димитрова и Белградской?
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10310935@SV_Articles