Храм памяти Герасима

Купчинская святыня просуществовала не больше полувека

0
394
Время на чтение 5 минут

Так исторически сложилось, что в Купчине долгое время не было церкви. Возможно, по той причине, что уж слишком далеко находилось это место от основных транспортных магистралей..

.Так выглядела купчинская церковь во имя преподобного Герасима. Рисунок сделал художник Владимир Исаев по архивным чертежам, найденным в ЦГИА СПб. Фотографий с изображением храма до сих пор не обнаружено.В разное время Купчино приписывалось к различным приходам: то к церкви Св. Иоанна Предтечи, что на Лиговке, то к церкви Волковского кладбища. В начале XX века Купчино приписали к церкви Спаса Преображения за Московской заставой. Однако купчинцам было далеко туда ездить, поэтому они чаще посещали церковь при Чесменской богадельне, а для служб приглашали причты церквей Преображенских кладбищ (городского и военного).

В 1901 году, 23 июля, сельский сход купчинского общества в количестве 47 домохозяев из числа всех 62 имеющих право голоса в присутствии сельского старосты Николая Уткина обсудил необходимость возведения приходской церкви. Отмечалось, что владелец расположенного у деревни кирпичного завода Александр Кирсанов со своим товарищем Дмитрием Расадиным готовы в полном объеме пожертвовать для возведения храма необходимые строительные материалы.

Купчинское общество решило обратиться за содействием к протоиерею Философу Орнатскому. Он был гласным петербургской Городской думы от духовенства, членом думских комиссий по народному образованию и благотворительности, а также председателем петербургского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Всей душой желая помочь купчинцам, Орнатский взял на себя хлопоты по подготовке к строительству, а впоследствии стал председателем комиссии по постройке церкви.

6 августа 1901 года Философ Орнатский написал рапорт на имя митрополита С.-Петербургского Антония, в котором на четырех страницах описывал расположение деревни и обосновывал необходимость возведения нового храма. Указывал количество купчинских жителей (порядка 350 душ), называл потенциальных жертвователей и даже упоминал о том, что близ деревни в будущем предполагается обустройство железнодорожной платформы, что даст толчок к увеличению населения.

Для возведения храма вместимостью до 500 человек Орнатский рекомендовал купчинцам выделить участок в две десятины из земли общественного пользования, расположенной вдоль линии железной дороги. Часть участка передать в епархиальное ведомство для строительства на нем церкви, а большую часть предложить руководству Виндаво-Рыбинской железной дороги. Средства же от продажи земли железной дороге пустить на постройку храма.

Уже на следующий день митрополит благословил строительство церкви. В январе 1902 года Купчинское сельское общество представило план местности для возведения храма во имя Св. Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. К весне 1904 года решение о строительстве каменной церкви было окончательно принято, все необходимые процедуры по согласованию пройдены. Архитектор Г. Д. Гримм выполнил проект каменной церкви в русском стиле.

Проект был утвержден, однако строительство так и не началось. Причиной, очевидно, стал недостаток средств. То ли железнодорожное руководство не заинтересовалось предлагаемым участком, то ли цену сочли завышенной, но так или иначе сделка не состоялась. Сами же купчинцы необходимую сумму для постройки собрать не смогли.

Идея строительства храма повисла в воздухе, но к началу 1906 года вновь приблизилась к воплощению. Именно тогда появляется человек, сыгравший в жизни купчинцев не последнюю роль, - Иван Дмитриевич Шустров, потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, благотворитель. Именно он предложил пожертвование на постройку храма в десять тысяч рублей. Очевидно, для постройки каменного строения такой суммы было недостаточно, и остановились на том, что строить будут церковь деревянную.

Шустров, будучи основным жертвователем, поставил несколько условий. В частности, освятить новую церковь во имя Преподобного Герасима в память о Герасиме Федоровиче Шустрове - родном дяде Ивана Дмитриевича. Условия Шустрова были приняты, проект утвержден, митрополичье благословение получено. Торжественная закладка храма состоялась 18 июня 1906 года. Молебен перед закладкой совершил Ф. Н. Орнатский при участии отца Иванова и священника Чужбовского.

Автором проекта стал архитектор И. Т. Соколов. Общее техническое руководство строительством было возложено на В. В. Сарандинаки. Непосредственно работы вел подрядчик В. Я. Павлов. Иконостас вырезал охтинский мастер А. К. Максимов, образа рисовал художник А. Н. Резцов. Кирпичи были бесплатно поставлены с завода А. М. Кирсанова. Колокола заказали на заводе П. И. Оловянишникова. Полная стоимость работ по возведению храма вышла без малого в 17 тысяч рублей.

Кроме И. Д. Шустрова в качестве жертвователей выступали И. И. Дернов, А. М. Кирсанов, М. Е. Егоров, упоминается также имя М. И. Сегаля. Одним из инициаторов строительства был Иван Иванович Нуцкий - сельский активист, часовенный староста, член комиссии по постройке. Будучи уполномоченным, он передал для строительства собранные купчинцами средства, а также и собственные сбережения.

Храм освятили 1 ноября 1906 года. Обряд совершил настоятель церкви Волковского кладбища протоиерей Николай Петрович Вишняков, магистр Петербургской духовной академии, автор ряда духовных трудов, среди которых - «Историко-статистическое описание Волковско-православного кладбища».

Первоначально храм относился к приходу Воскресенской церкви Волковского кладбища (по другим данным - к Преображенской церкви). Самостоятельный приход (священник и псаломщик) стал действовать в октябре 1917 года. Служил в храме с 1914 года священник Михаил Васильевич Романский.

После постройки церкви вокруг нее возникло деревенское кладбище. Захоронения там производились вплоть до начала Великой Отечественной. Церковь закрыли, по одним данным, в марте 1938 года, святыни из нее передали в Николо-Богоявленский собор. По другим данным, она действовала до начала Великой Отечественной войны. Во время войны церковь разобрали, как и большинство домов деревни.

Сегодня можно утверждать, что место купчинской деревенской церкви и кладбища при ней доподлинно установлено: немного западнее пересечения нынешних улиц Димитрова и Белградской. Подтверждение тому - сопоставление исторических и современных карт, архивные документы, воспоминания старожилов, а также раскопки на месте храма. В конце 1960-х - начале 1970-х годов на месте церкви и кладбища активно велись земляные работы. Прокладывалась новая улица, проводились канализационные коллекторы. На месте части кладбища прорыли новый Волковский канал. Сюда же свозили строительный мусор, а также складировали привозимый грунт.

Ныне на месте бывшей церкви и кладбища при ней автостоянка, автозаправочная станция и автомойка. В этом году на месте кладбища проводились земляные работы. Там, где находилась церковь, обнаружили разрозненные обломки, а также целые кирпичи и даже два фрагмента кирпичной кладки, очевидно, являвшиеся частью каменного фундамента церкви.

По генеральному плану, должны быть соединены улицы Орджоникидзе и Димитрова. Если это случится, то дорога пройдет точно по месту бывшей церкви. По некоторым сведениям, рассматривался вариант строительства храма несколько южнее исторического места, но точно планы пока не определены.

Если теперь воссоздание храма на историческом месте вряд ли осуществимо, так, может, хотя бы памятную стелу поставить неподалеку, например, у перекрестка улиц Димитрова и Белградской?

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10310935@SV_Articles

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Шаляпин
Купчинский альбом
Сохранил отметины своей эпохи
28.12.2015
Все статьи Денис Шаляпин
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07