Небольшая комната с каменными стенами и давящим сводом. Со стены свисают
кандалы. Единственный источник света - горящая лампада и восковые
свечи. Мы в точной копии темницы, где провёл свой последний земной день
Иисус Христос.
В нижнем приделе Покровского храма, посвящённом Архангелу Михаилу,
создана «Икона Святой Земли». Здесь собраны точные копии главных
православных святынь: Вифлеемский престол, Темница Господа, Голгофа,
Камень помазания, Гроб Господень, Гробница Богородицы, Водонос из Каны
Галилейской и колонна Благодатного Огня.
- Копии выполнены из тех же материалов. Недалеко от Иерусалима находится
карьер, в котором добывали мрамор для работ, - рассказывает староста
храма Павел Гончаров.
Уже в Москве при освящении копий были заложены частички тех святынь, чей
образ они повторяют. В основание Голгофы положена частичка Голгофского
камня, а в основание Камня помазания - земля со святых мест.
Неожиданная инициатива
Архитектурный проект храма не предполагал создания арок. Но когда
строители отливали в бетоне цокольный этаж, им пришло в голову добавить в
проект две ниши, причём разных размеров. Настоятель архимандрит
Мелхиседек долго думал над этой неожиданной инициативой и в конце концов
благословил. Идея разместить в храме копии иерусалимских святынь
возникла только через полгода. Когда группа отправилась делать замеры в
Святую землю, все удивились: арки, в которых находятся Голгофа и
Вифлеемский престол в Иерусалиме, по размерам совпадают с нишами в
московском храме.
- Тогда стало понятно, что это промысел Божий. Сделать эти арки в
железобетоне задним числом было бы невозможно, - говорит Павел Гончаров.
Византийская мозаика
Второе чудо находится в верхнем Покровском храме: 2,5 тыс. кв. метров
стен выложены византийской мозаикой. Грандиозная работа идёт шестой год и
близится к концу: осталось кое-где выложить орнаменты. Здесь работали
50 мастеров. Мозаику складывают из кусочков смальты, мрамора, оникса.
- Создаётся основа, на которую наносится рисунок, и по рисунку на
специальный раствор путём вдавливания выкладывается мозаика. Затем
«полотно» сохнет три-четыре дня. Далее композицию монтируют на стене, -
объясняет художник мозаичной мастерской Екатерина Марьяскина.
Во время работы постоянно звучит молитва. Сейчас художники трудятся над
ликами апостолов: на стене висит крупное полотно с прорисованным эскизом
будущей мозаики. Каждый образ подписан: Павел, Филипп, Матфей. Главные
орудия мозаичиста - пинцет, которым он аккуратно укладывает мозаику, и
щипцы, с помощью которых камням придают нужную форму. Если фон и
орнамент выкладывается крупными кусочками смальты, то лики кладутся
мелким чипом: камни расщепляют. При умелой работе художника мозаичный
образ можно принять за иконописный лик, настолько тонкая работа.
Образцами для создания мозаик в Покровском храме послужили настоящие
шедевры византийской мозаичной живописи: соборы Сан-Марко в Венеции (XI
в.), Дафни близ Афин (XI в.), в честь Рождества Богородицы в Монреале
(Сицилия, XII в.), Софии Киевской (XI в.).
Благотворителей - сотни тысяч
Третье чудо этого грандиозного строительства в том, что оно
финансируется только на пожертвования. Нет ни одного рубля из бюджета
или от крупной компании. Свою лепту внесли 635 тысяч человек и тысячи
небольших фирм.
Очень важно было показать людям, на что они отдают деньги. Любой мог
пожертвовать 250 рублей на возведение стен будущего храма, за это
обещали заложить в стену кирпич с именем жертвователя.
- В акции поучаствовали 250 тысяч человек! Мы поступили просто: за
каждую подпись кирпича платили рубль. Так собрались люди, которые за
небольшую плату это сделали. Зато мы честно выполнили своё обещание, -
говорит Гончаров.
Ещё 50 тысяч человек обеспечили золочение центрального купола сусальным
золотом. В основании копии иерусалимских святынь замурована капсула с
именами жертвователей. Однако главное, что их имена будут поминать во
время каждой Божественной литургии словами особого прошения «о
строителях, благотворителях и благоукрасителях святого храма сего».
Анна ПЕСТЕРЕВА