Нет любви без правды

0
182
Время на чтение 6 минут

Нет любви без правдыПредседатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, член Общественной палаты Российской Федерации протоиерей Всеволод Чаплин в интервью журналу «Миграция XXI век» рассказывает о проблемах мигрантов и о том, что делает Церковь для их решения.

- Отец Всеволод, накал в обществе сейчас достаточно большой. Как вы думаете, почему он возникает? Ведь в российской культуре и в вере заложено доброе отношение к приезжим?

- В этом нет ничего удивительного. Очевидно, что люди зачастую возмущаются некорректным по­ведением многих мигрантов, тем, что значительная их часть работает нелегально. И в этом есть вина бизнеса, который пытается наживаться на сверхдоходах, получаемых от эксплуатации фактически рабского труда. Так что возмущение людей можно понять, как и постановку ими таких вопросов, как ужесточение миграционного законодательства, сокращение количества мигрантов, высылка злостных нарушителей закона на родину, по­вышение ответственности и установление реально разорительных штрафов для бизнеса, который незаконно наживается на фактическом рабстве. И власть должна услышать коренное население.

Одновременно стоит вспомнить о том, что во всех религиозных тра­дициях, в том числе христианской, есть такая опорная ценность, как странноприимство - внимание и забота к людям, которые приезжают издалека, особенно спасаясь от разного рода бедствий и бедности. Но от этих людей ожидается уважение к тем, в чью среду они приехали. И движения душ приезжих и принимающих людей должны быть взаимными. Не случайно, что сегодня и Русская Православная Церковь, и мусульманские общины предпринимают шаги по обучению и интеграции мигрантов. И часто эти люди находят первую работу и пер­вые возможности для социализации именно в религиозных общинах.

Так, в приходах и монастырях работают, а иногда и живут немалое количество молдаван, укра­инцев, выходцев из Средней Азии, русских, которые приехали из-за рубежа, так что традиции странноприимства продолжаются.

В шести епархиях нашей Церкви уже действуют курсы, на которых мигрантов обучают русскому языку, знакомят с нашей культурой, образом жизни, семейной и трудовой этикой. Все это очень важно для людей, которые по-настоящему хотят стать своими в нашем обществе.

Обучение ведут, как правило, светские преподаватели в церковных помещениях. Эти курсы прошли несколько сотен человек. Мы надеемся на то, что возможности для этой работы будут расширяться и что церковные усилия помогут возникающей системе государственной сертификации мигрантов. На мой взгляд, для государства и общества в целом всегда лучше не начинать ту или иную работу с нуля, а использовать уже вложенные усилия, в том числе со стороны религиозных общин.

У нас есть церковно-общественный проект «Просвещение: языковая и культурная адаптация мигрантов», который действует под эгидой совместной комиссии Русской Православной Церкви и Федеральной миграционной службы России по инициативе отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Цель проекта - создание церковно-общественной системы работы с мигрантами на канонической территории Русской Православной Церкви. В связи с этим проект содействует развитию знания русского языка и культуры русского мира, ведению церковно-общественного и межрелигиозного диалога, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений на территории России и сопредельных государств.

Одна из основных программ проекта «Просвещение» - реализация учебно-просветительского светского курса по изучению русского языка, культуры и истории, основ российского миграционного законодательства для приезжающих в страну. Над программой работают профессионалы в области культурологии, истории, юриспруденции и лингвистики.

В рамках проекта «Просвещение» при активной церковной поддержке мы разработали пособие для учителей. На днях планируем сдать в печать книгу для обучающихся, содержащую языковой и правовой материал, в том числе о трудовом и миграционном законодательстве. Также в ней изложена в очень простой форме информация по истории и культуре России, рассказывается о том, как в нашем обществе подобает себя вести, каковы отношения полов, какова семейная и трудовая этика. Мы просто обязаны познакомить с этими особенностями нашего общества тех, кто в него вливается.

- Планируется ли расширение числа епархий, которые будут вести курсы для мигрантов?

- Я надеюсь на это. Во все епархии России разослан опросник, содержащий вопросы по миграционной ситуации в регионе и о готовности епархий начать повсеместную просветительскую работу с мигрантами. Надеюсь, в течение лета степень такой готовности будет выяснена. Первые отклики начали поступать, и ты видишь, что миграционная ситуация волнует духовенство, знакома ему.

Мы не связываем работу по обучению и интеграции мигрантов с миссионерством. Как известно, многие приезжающие в наше общество являются мусульманами. Мы не стремимся к тому, чтобы они сменили свою веру, но считаем своим долгом познакомить их с культурой и нравственными установками нашего общества, потому что без этого знания они неизбежно будут вступать в конфликт с коренным населением.

- Помимо курсовой подготовки есть ли еще какие-то формы работы с мигрантами?

- Есть повседневное общение. Многие люди, как православные, так и исповедующие другую веру, приходят в наши храмы. Иногда просят о материальной помощи, иногда ищут работу, иногда просто пытаются познакомиться с местными жителями. И общение с ними идет естественным образом в сотнях мест практически каждый день. Очень активно вливаются в приходскую жизнь люди, приезжающие из Молдовы и Украины. К сожалению, появился новый феномен - политическая эмиграция с Украины. Многие священники и активные миряне были вынуждены покинуть страну из-за политических репрессий, из-за прямой угрозы жизни и свободе. В епархиях юга России наблюдается большой наплыв беженцев. Кто-то устраивается здесь, очевидно, на долгие годы, если не навсегда. Кто-то нуждается в краткосрочном пребывании и в самых необходимых вещах. Для этих людей активно ведется сбор гуманитарной помощи - собирают деньги, вещи, медикаменты. Эту работу ведут епархии, храмы, радиостанция «Радонеж», православные общественные организации. Акции по сбору гуманитарной помощи получают очень живой отклик людей. Жертвуют и богатые, и бедные. Очевиден необычайный душевный порыв, связанный со стремлением помочь. Несколько священников были вынуждены приехать в нашу страну с Украины со своими семьями, и они получили новое место служения в России.

- Украинцы, по крайней мере, знают русский язык и культуру. Основные же проблемы возникают с выходцами из Средней Азии. При этом они неохотно ходят на курсы в России - у них нет на это времени, их цель - зарабатывать. Есть ли какая-то работа с ними по линии Церкви в странах исхода?

- Хотел бы сразу заметить, что проблемы стали возникать и с молдаванами - они сегодня все меньше владеют литературным русским языком и тоже нуждаются в обучении.

Действительно, большинство выходцев из Средней Азии сначала думают, что они приехали ненадолго, максимум на год-два. Но, как мы видим, они привыкают жить в России, перевозят сюда семьи. Уже изменился их социальный состав. Если несколько лет назад это были одинокие мужчины, то сейчас это в основном люди, которые живут тут с семьями. Поэтому рано или поздно желание стать частью нашего общества возникнет.

Тем более мы с вами знаем, что с 1 января 2015 года будет введена обязательная сертификация знания мигрантами русского языка, законодательства и истории - знаний, необходимых для жизни в нашем обществе. Так что я предвижу увеличение интереса мигрантов к обучению. При этом есть несколько инициатив, связанных с тем, чтобы обучение велось в самих странах Средней Азии. Впрочем, большого развития эти инициативы пока не получили. Люди зачастую сначала приезжают в Россию, а потом думают об обучении.

- Может быть, мигранты просто не знают, где можно пройти курсы?

- Может быть, и не знают. Нужно больше информации, нужно добиваться того, чтобы работодатели способствовали информированию мигрантов о том, где можно выучить русский язык и познакомиться с русской культурой. Я надеюсь, что бизнес, использующий труд мигрантов, будет более активно стимулировать их к обучению.

- А не ведется ли работа с прихожанами церквей, чтобы они оценивали мигрантов не как врагов, а как людей, которые по­пали в трудную жизненную ситуацию и которые помогают раз­виваться нашей стране?

- Не случайно в Библии стоят рядом слова «милость» и «истина», «правда» и «мир». Как может быть любовь без правды и мир без справедливости? Если нарушается закон, если бросается вызов обществу, в которое человек приехал, христианин обязан добиться справедливости. Тем же, кто приезжает сюда с уважением, с миром, с готовностью уважать наш образ жизни, мы всегда будем помогать, относясь к этим людям с любовью и заботой. Я надеюсь, что мигранты любого этнического происхождения смогут максимально вовлекаться в созидательный труд, российскую общественную жизнь, в деятельность традиционных религиозных общин - православных, мусульманских, других, что не будут в мигрантской среде иметь успех руководители экстремистских и террористических псевдорелигиозных групп, а они, увы, сегодня влияют на мигрантов. Я надеюсь, что традиционное для нашей страны прочтение Православия, мусульманства и других религий будет подспорьем для интеграции людей, приезжающих в наше общество.

Беседовала Марина Александрова

Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/3769807.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Всеволод Чаплин
Все статьи Протоиерей Всеволод Чаплин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06