Недавно в издательстве «Никея» вышла книга постоянного автора портала Православие.Ru игумена Нектария (Морозова) «Что мешает нам быть с Богом. Школа жизни во Христе для современного человека». С любезного разрешения «Никеи» публикуем главу из этой книги, посвященную тем уловкам, к которым прибегает главный враг нашего спасения. Завтра, 25 сентября, в 19:30 в культурном центре «Покровские ворота» (Москва, ул. Покровка, 27) состоится официальная презентация этой книги, на которой будет присутствовать автор.
* * *
Всё поприще нашей земной жизни - это поприще духовной брани. Когда же мы говорим о брани, то есть о войне, которую мы призваны вести, очень полезно бывает вспомнить, кто является в ней нашим врагом и кому мы вынуждены постоянно противостоять. Безусловно, противостоять приходится своим собственным страстям, своему ветхому человеку, миру сему с его искушениями и соблазнами, но, конечно же, главным нашим противником остается тот, кого мы именуем врагом нашего спасения. И поэтому очень важно понять, какими орудиями пользуется этот враг, то есть диавол, чтобы нас побеждать.
Орудия у него, безусловно, есть разные, но лишь одно из них носит глобальный и всеобъемлющий характер. И вот об этом хотелось бы сегодня поговорить.
Именно ложь является главным орудием, которым нас очень часто побеждает враг
Когда Господь говорит в Евангелии о сатане, Он называет его лжецом и отцом лжи[1]. Именно ложь является тем самым главным орудием, которым против нас враждует и которым нас очень часто побеждает враг. В чем эта ложь может заключаться, и почему ложь так страшна? Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, с чего начались все бедствия человеческого рода. Грехопадение нашего праотца имело своим началом именно диавольское лукавство: ведь Адам и Ева пали не сами по себе, а тогда, когда появился в Эдеме змий и начал искушать Еву предложением съесть плод с древа познания добра и зла. И тут можно сразу заметить несколько ложных моментов, которые поселили сомнения в ее неискушенном сердце. Во-первых, змий сказал ей о том, что не умрут люди смертью, если вкусят этот плод, в противоположность тому, что говорил и заповедал об этом Господь[2]. Во-вторых, он сказал о том, что первые люди, вкусив плод этого древа, не только не умрут, но и будут как боги[3]. Эти ложные доводы и послужили причиной того, что Ева прельстилась. Прельстилась Ева, прельстился Адам, и всё это так бедственно и так страшно сказалось на всей истории человеческого рода. В «Видении Григория, ученика преподобного Василия Нового, о Страшном суде»[4] есть такой эпизод: Господь на Страшном суде обвиняет диавола, и обвиняет прежде всего в том, что он обманул первого человека и стал причиной грехопадения, а следовательно, и всех прочих зол, несчастий и трагедий, которые в истории человеческого рода имели место быть.
Нам надо знать, что всё это носит не только какой-то исторический характер, но и повторяется, реализуется в жизни каждого из нас буквально каждый день, потому что в основе любого искушения, которым враг пытается нас сбить с пути истинного, также всегда лежит ложь. Искушает ли он нас гневом, искушает ли блудной страстью, искушает ли желанием выпить - механизм всегда будет один и тот же. Вначале враг влагает в сердце человека желание запрещенного, и это желание всегда бывает вызвано тем, что он представляет человеческому воображению фантазии о том, насколько предлагаемое сладостно, насколько оно прекрасно, насколько оно способно дарить наслаждение и счастье. На самом деле это всегда не так, и человек где-то в глубине души об этом догадывается, но весь напор и все усилия врага направлены именно на то, чтобы убедить его, что это сейчас самое важное, самое приятное, самое вожделенное. Человек попадается на эту удочку, принимает предложение врага, ну а потом происходит всё то, что каждый из нас на собственном опыте неоднократно испытывал: короткое время нам действительно приносит какое-то удовольствие то, чем враг нас искушал, а потом приходят скорбь, разочарование и ощущение огромной внутренней пустоты. И, конечно же, боль оттого, что мы вновь оказались предателями по отношению к Богу.
Стремление диавола «спрятаться», то есть сделать вид, что его не существует, - один из распространенных видов вражеской лжи
Но есть и другие виды вражеской лжи - и, наверное, еще одним распространенным ее типом следует назвать стремление диавола «спрятаться», то есть сделать вид, что его не существует. Знаете, всегда проще творить зло, когда тебя не видят и думают, что тебя нет. Если в детстве кто-то читал книжки про индейцев, то, может быть, помнит, что в индейских племенах были такие провокаторы: они брали стрелу одного племени, выпускали ее в спину индейца другого племени, тот погибал, и из-за этого начиналась война, тогда как ни одно из этих племен ее не хотело. Враг действует порой подобным образом. Он сначала влагает в сердце нашему ближнему что-то недоброе по отношению к нам сказать, а затем в наше сердце влагает какое-то совершенно превратное понимание сказанных слов. И вот уже на пустом месте возникает ссора, и там, где только что царил мир, разгорается вражда. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди «О смертоносном бытии диавола» говорит, что вокруг нас звучит целая симфония зла, и было бы очень чудно, если бы у этой симфонии не было дирижера. Он есть, и он очень искусен и очень талантлив - но, теряя бдительность, мы нередко думаем, что его нет, и потому очень часто остаемся совершенно беззащитными. Если мы знаем, что кто-то может столкнуть нас с края пропасти или крыши вниз, мы никогда на этот край не встанем. Если же мы думаем, что диавола в этом мире нет и он за нами постоянно не следит, то рано или поздно окажемся по неосмотрительности у края и, ощутив в следующее мгновение толчок в спину, погибнем, разбившись. Поэтому так важно бывает в духовной жизни всегда принимать необходимые меры предосторожности.
И еще, наверное, нужно вспомнить о том, что диавол является очень глубоким и тонким психологом, обладающим огромным опытом. Причем он не только психолог, знающий человечество в целом, но он знает и каждого из нас, поскольку следит за каждым человеком с его рождения. Он гораздо внимательней к нам, нежели мы сами по отношению к себе. И потому, помимо технологий обмана людей в общем, у него существуют какие-то индивидуальные конкретные способы для каждого из нас. И я надеюсь, что после беседы у каждого из вас будет повод задуматься: как враг обманывает именно меня? Мы же можем рассмотреть здесь лишь еще несколько наиболее распространенных видов лжи - уловок врага, от которых мы все на протяжении своей жизни многократно страдаем.
Голос нашептывает: «Очень хорошо, что ты решил исправиться, и это обязательно нужно сделать. Но зачем это делать сегодня?..»
Очень простая и вроде как бы бытовая, но вместе с тем очень опасная ложь заключается во внушаемом нам врагом помысле: «подожди, начнешь завтра», чего бы это ни касалось. Бывает так, что мы понимаем: пришла пора в чем-то покаяться и исправиться. И вот благодать Божия коснулась уже нашего сердца, и вот уже возникло в нас покаянное чувство и жажда исправления... Враг видит, что ничего не успевает сделать: мы с помощью Божией как-то прорвались через то состояние нечувствия, в котором он нас держал, и начинаем стремительно идти вперед. И тогда он употребляет такое средство: действует очень вкрадчиво, очень ласково - и в нашем сердце начинает звучать его голос, который мы принимаем нередко за голос своего уставшего естества или же измученной различными переживаниями нервной системы. Этот голос нашептывает: «Очень хорошо, что ты решил исправиться, и это обязательно нужно сделать. Но зачем это делать сегодня? Посмотри, уже практически полдня прошло, ты устал и не сможешь этого сделать как следует, так что лучше отложи все это на завтра». А на следующий день с утра происходит ряд каких-то событий, которые нас выбивают из колеи, и к вечеру звучат примерно те же самые слова. Если человек не встрепенется, не поймет, кто ему эти слова нашептывает на ухо, то, безусловно, будет снова откладывать и вновь придет в состояние той сердечной ожесточенности, от которой его на время благодать Божия пробудила. И, как пишет святитель Феофан Затворник в своей книге «Путь ко спасению», может наступить такой момент, когда наше сердце уже станет совершенно глухо по отношению к призывам благодати. А еще он говорит очень строго и определенно, из своего опыта: если ты говоришь: «не сегодня, а завтра», то скажи проще - «никогда», потому что так оно, скорее всего, и будет.
Еще об одной страшной и регулярно повторяющейся лжи пишет преподобный Иоанн Лествичник. Когда враг искушает нас и натыкается на препятствие страха Божия в нашем сердце, он пускает в ход очень простой и действенный способ это препятствие обойти. Нам страшно грешить, и он говорит нам - опять-таки тихо, вкрадчиво, сообщая нашему сердцу в этот момент удивительную теплоту и умиление: «Ты же знаешь, как милостив Господь. Он знает, насколько немощно и несовершенно Его создание. И безусловно, знает, что ты можешь пасть, и Он тебя за это не осудит. Посмотри, сколько было грешников в истории рода человеческого, которые не только такие же грехи совершали, но и кровь человеческую проливали, и ничего, потом каялись, и Господь их прощал». Эта апология греха вкупе со лжепревозношением милосердия Божия может продолжаться иногда пять минут, иногда час, иногда день, а иногда дни напролет. И если в конце концов человек уступает и говорит: «Действительно, ведь Господь милостив и знает, как мне было невыносимо тяжело бороться с этим искушением, так что будет ко мне милосерд», - то он падает. И тут же на смену первой лжи приходит ложь вторая: враг точно так же - он абсолютно в этом смысле бессовестен, как и во всех остальных смыслах, - начинает нашептывать на ухо этому человеку противоположное тому, что он говорил прежде: «Господь правосуден, Господь строг, Господь - Праведный Судия, и теперь тебе прощения нет. Ты же знаешь, каков суд за такие дела». И тут же появляется огромное количество примеров - и из житий святых, и из Священного Писания, которые подтверждают, что да, Господь - Праведный Судия. И действительно, делающие такие дела Царствия Божия не наследуют. И если первая ложь имела целью ввергнуть человека в пучину греха, вторая ложь ввергает его еще и в бездну отчаяния, чтобы не дать уже из этой бездны греха выбраться.
Когда Господь посылает нам испытания, враг влагает в наше сердце предательскую мысль: «Господь о тебе забыл!..»
Еще один столь же распространенный обман заключается в том, что, когда Господь посылает нам какие-то испытания, враг влагает в наше сердце предательскую мысль: «Господь о тебе забыл, не видит, не слышит и даже не знает, что с тобой происходит». И человек в этом состоянии испытания начинает изнемогать. Здесь можно провести такую аналогию: когда мы лежим на операционном столе, нас режут и мы, несмотря на наркоз, чувствуем всё же значительную боль, то нам очень помогает мысль о том, что мы в руках опытного врача, которому можно довериться полностью, и даже если больно сейчас, то, значит, так оно и должно быть, ничего страшного в этом нет. Если же у нас во время операции возникнет мысль, что врач неопытен, некомпетентен и, возможно, нас сейчас по ошибке зарежет, начнется паника, и мы уже сами будем дергаться и двигаться так, что даже самый опытный хирург нам может невольно причинить какой-то вред своим скальпелем. Ту же самую панику враг пытается спровоцировать в нас, когда заставляет думать о том, что Господь о нас не помнит; и порой мы так же начинаем суетиться, метаться из стороны в сторону и в результате, во-первых, лишаемся венца за претерпение тяжелых обстоятельств, а во-вторых, просто начинаем ошибаться, что приводит порой к еще более запутанным ситуациям, из которых потом трудно выходить. Очень важно не терять упования на Бога, и когда «кто-то» начинает нам шептать на ухо безумную мысль, что Бог мог нас забыть, никогда нельзя ей внимать.
Другая похожая ложь заключается тоже в том, что в таких тяжелых обстоятельствах враг начинает внушать нам, что эти испытания никогда не закончатся. «Ты заболел, - говорит он, - ты будешь болеть всегда». И действительно, порой болеешь неделю, две недели, месяц - и враг тут как тут: «Вот видишь, сколько времени ты болеешь. Эта болезнь тебя никогда в покое уже не оставит». И на человека начинает наваливаться страшное уныние, потому что одно дело - потерпеть неделю или месяц, а другое дело - принять мысль, что нужно будет это терпеть всю оставшуюся жизнь. Здесь очень полезно бывает как-то оторваться от происходящего и приподняться над этим искушением. А если мы приподнимемся, что мы увидим? Нашему взору предстанет множество подобных ситуаций, которые в нашей жизни уже были, но так или иначе заканчивались. И болезни были, а потом проходили; и кто-то к нам плохо относился, а потом примирялся с нами; и кто-то нас не понимал, а потом начал понимать. Всё когда-то заканчивается - и плохое, и хорошее; и этот опыт надо не терять, не забывать, а с его помощью отражать эту бесовскую ложь.
Еще одно лукавство врага рода человеческого заключается в том, что он заставляет нас становиться очень мнительными и подозрительными, предпочитать верить самим себе, а не объективным фактам. Преподобный авва Дорофей говорит о том, что человек иногда переживает такое искушение: подходя к группе людей, слышит, как они замолкают при его приближении. И ему кажется, что это потому, что о нем только что говорили что-то нехорошее. Если человек начинает верить подобным, скажем так, бесовским «откровениям», он непременно попадет в беду. В Патерике есть такой пример: некий брат поддался искушению подозрительностью и в конце концов стал верить всему, что нашептывал ему враг. Врагу удалось уверить его в том, что в их монастыре один брат живет нерадиво, другой грешит, третий... Словом, кругом негодяи. И вот этот монах, как-то оказавшись на поле, увидел там снопы, и ему почудилось, что это не снопы, а кто-то из братии впал с женщиной в грех блуда. Он долго боролся с собой, потом приблизился, толкнул их ногой и сказал: «Как вам не стыдно, перестаньте!» И тут наваждение спало, и он разглядел, что это на самом деле всего лишь снопы, и разумел тогда, насколько враг овладел им, и принес покаяние в том, что слишком доверял своим помыслам. Может быть, не такие яркие, но подобные примеры мы можем видеть и в своей жизни. И со стороны на нас, оказавшихся в такой ситуации, смотреть смешно, а может быть, и жалко, а может быть, даже и страшно. Поэтому ни в коем случае нельзя без критического отношения и без анализа принимать то, что нам кажется, - всегда надо себя проверять.
Мы добиваемся справедливости, а точно ли мы хотим именно справедливости, или же это наше самолюбие так проявляется?
Еще одна подобная уловка... Мы все попадаем на протяжении своей жизни в ситуации, когда бывает не совсем понятно: то ли правы мы, то ли правы те люди, перед которыми мы свою правоту отстаиваем. И нам бывает трудно отделить свое представление о том, как должно быть, от тех страстей, которые живут в нашем сердце. Скажем, мы добиваемся справедливости, а точно ли мы хотим именно справедливости, или же это наше самолюбие так проявляется? Решить подчас трудно. И здесь враг очень легко уловляет человеческую душу, начинает внушать: «Конечно же, ты прав». И вот оказывается, что мы «совершенно правы» в одной ситуации, в другой ситуации, в третьей ситуации - соответственно, если мы везде и всегда правы, то все вокруг неправы. Для человека разумного это является основанием серьезно задуматься: а может ли такое быть? Ведь так недалеко и до состояния прелести. Так что, когда нам кажется, что мы правы, надо себя очень серьезно и очень основательно в этом отношении проверять.
Бесы искушают прп. Антония Великого
Еще одно искушение, напрямую связанное с предыдущим, - это искушение собственной святостью и праведностью. Кажется, это что-то для нас неимоверное, но нет, и такое с нами случается. Бывает, что человек очень ревностен, очень целеустремлен в своей христианской жизни, но враг всегда ищет лазейку, прощупывает слабости каждого из нас. И вот порой оказывается, что слабостями такого человека являются гордость и тщеславие. И буквально мысль за мыслью, доверяясь врагу, этот несчастный совершенно теряет здравое представление о себе самом и о своей внутренней жизни. Мы знаем немало примеров, когда подвижники, люди на самом деле святой и праведной жизни, начав принимать один за другим тонкие помыслы, всеваемые врагом, доходили до состояния прелести: кто-то из них кончал жизнь самоубийством, кто-то возвращался в мир, а кто-то просто впадал в состояние такого умоисступления, что монашествующие собратья с большим трудом выводили или даже совсем не могли вывести его из него.
В противоположность этому искушению - искушение другое. Это ложная мысль о том, что мы не спасемся, потому что уже погибли. Порой человек начинает верить в то, что он как бы заклеймен печатью: «осужден навеки». Враг собирает всё, что человек сделал в жизни плохого, представляет это его мысленному взору и говорит: «Посмотри, всё это сделал ты. И не только сделал, но и продолжаешь делать то же до настоящего момента; разве можешь ты спастись? Да, другие могут спастись, и грешники спасаются. Почему? Потому, что они были великими грешниками, но и покаяние их было велико. А ты живешь непонятно как, так что надеяться тебе не на что». Но это всегда ложь: пока человек жив, надежда на спасение есть. Один святой старец отвечал лукавому, когда тот искушал его подобной мыслью: «Ну пусть я погиб и буду гореть в аду. Но ты, диавол, ты будешь еще ниже, и жечь тебя огонь будет еще сильнее. Поэтому отойди от меня и предоставь меня самому себе». Так отражая всеваемые ему помыслы, он не впадал в отчаяние.
Если диавол говорит тебе: «Ты даже не начинай: у тебя всё равно ничего не получится» -вспомни святоотеческую притчу о невозделанном поле.
Есть и другая мера той же лжи, но к тому же нас ведущая. Мы приступаем к какому-то действию - будь то чтение, будь то молитва, будь то труд над собой, а может быть, даже какое-то делание, не связанное с совершением нашего спасения. Тут появляется диавол и говорит: «Ты даже не начинай: у тебя всё равно ничего не получится». Наверняка практически все с этим сталкивались. Стараясь побороть эти помыслы, можно напомнить себе святоотеческую притчу о невозделанном поле. Отец послал сына возделывать поле; когда сын пришел на поле и увидел его размеры, то понял, что одному человеку справиться тут не по силам. Тогда он лег на землю и заснул на этом поле, потому что в состоянии уныния ничего больше сделать не мог. Так продолжалось изо дня в день: он раз за разом уходил, будто бы для работы, ложился на землю и спал. Потом, наконец, пришел отец, увидел сына спящим и говорит: «Сынок, если бы ты каждый день то пространство, которое занимаешь, когда спишь, возделывал, это поле уже было бы возделано хотя бы наполовину».
Так и мы можем отразить диавольский помысл о том, что нет нам спасения. Да, может быть, мы не достигнем святости, но и не погибнем, потому что не бывает так, чтобы человек трудился, прилагал всё усердие, все силы свои, и у него вообще бы ничего не получилось, особенно если речь идет о делании духовном. Мы порой уподобляемся в этом делании ребенку, который что-то пытается мастерить своими слабенькими ручонками из какого-то еще непонятного ему конструктора, однако больше ломает, чем делает. Но родители смотрят на этого ребенка и думают: какой он молодец: еще такой маленький, еще такой глупенький, но уже что-то делает и у него что-то получается - надо ему помочь. Точно так же смотрит Господь на наши усилия. Если Бог видит, что мы искренни, что трудимся в меру своих небольших способностей, не покладая рук и не ссылаясь то и дело на свою немощь, то Он обязательно довершит то, чего мы сами довершить не можем, укрепит нас Своей Божественной благодатью.
И опять-таки, есть одна уловка, которая в той же самой ситуации может таиться. Мы начинаем что-то делать, Господь нам помогает, и враг, не сумев внушить нам помысл о тщетности наших трудов, тут же перестраивается: «У тебя уже очень хорошо получается, и совсем немного надо потрудиться, чтобы у тебя было лучше, чем у всех». И человек, как рыба крючок, заглатывает диавольскую лесть, возносится до небес и... падение бывает великое!
Словом, такого рода способов у врага очень и очень много. Поэтому нужно быть очень бдительными, всегда проверять себя в отношении того, что мы думаем, что нам кажется, наши ли это мысли или «от супостатов». Самое главное - не следовать известной логике: «Ах, обмануть меня нетрудно - я сам обманываться рад!» А мы, к сожалению, порой и понимаем, что враг нас обманывает, но обманываться рады: делая, что нам хочется, вопреки своей совести, мы прячемся потом за известное «оправдание»: враг, дескать, попутал.
* * *
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ БЕСЕДЫ
Игумен Нектарий (Морозов). Что мешает нам быть с Богом. Школа жизни во Христе для современного человека. М., Никея: 2014
- Я читала у святых отцов, что враг не может читать мысли людей и он как бы догадывается о намерениях по внешним каким-то проявлениям. Но почему так бывает, что внешне никаких проявлений нет, а уже начинаются искушения? Например, собираешься помолиться, и внешне это никак пока не выражается, а уже начинаются помыслы.
- Это вы так думаете, что нет внешних проявлений. А враг настолько наблюдателен, что для него они очевидны. На самом деле, даже когда два близких человека живут вместе долгое время, они настолько друг друга изучат, что по внешнему виду, по настроению, по выражению глаз один из них может догадаться, что второй собрался помолиться, или собрался варить борщ, или собрался куда-то пойти. Об этом не так трудно догадаться. И уж тем более догадывается об этом враг, потому что он, я повторюсь, внимательней по отношению к нам, нежели мы сами по отношению к себе. Ему наши мысли читать совершенно не нужно. Кроме того, враг зачастую не только угадывает что-то из наших действий, но и «вытаскивает» из человека то, что является содержимым его сердца, путем провокаций. Он в этом смысле играет с нами как кошка с мышкой: вот он взял, уколол нас каким-то образом и смотрит, как мы отреагировали. Наша реакция очень многое дает ему в нас понять. Вот почему очень важно быть человеком сдержанным или, по крайней мере, владеющим своими чувствами.
- Бывает, что надо пойти на исповедь, а еще, кажется, не совершил со времени предыдущей ни чего-то явно хорошего, ни чего-то явно плохого. И кто-то как бы говорит: «У тебя еще ни хороших дел, ни плохих. Ты отложи исповедь на недельку». И иногда кажется, что если будет какой-то грех, мне легче будет пойти исповедоваться. Это тоже сатана говорит?
- Есть «мудрое» решение этого вопроса: тут же согрешить, и тогда можно идти на исповедь. Конечно же, это взгляд совершенно искаженный. Мне кажется, тут уже можно идти исповедоваться, как минимум, в одной вещи - в неведении грехов, потому что не бывает дня и часа, за который мы не совершили бы никакого греха. Помимо этого, если вы понимаете, что кто-то вам подобные вещи именно нашептывает, и вы к ним прислушиваетесь или прислушивались, то в этом тоже нужно на исповеди покаяться.
- А как быть с добрыми делами? Мне стыдно идти к Богу и причащаться, если я то не сделала и это не сделала.
- Я не понимаю, после стольких лет жизни в Церкви вы до сих пор расцениваете Причастие как награду? Это то, без чего невозможно жить, милость и дар Божий. Поэтому ту мысль, о которой вы говорите, нужно гнать от себя незамедлительно.
- Что делать, если ночью снятся страшные сны и, просыпаясь, обнаруживаешь в себе этот страх? Придавать этому значение или нет?
Все святые отцы, хотя и разными словами, говорят о том, что самый здравый образ отношения ко всем бесовским проявлениям - это невнимание и презрение.
- Нет, стараться не придавать, потому что чем больше человек придает значение подобного рода фактам, тем чаще такие сны будут сниться; причем не важно, боится ли этого человек или же, наоборот, ему это интересно: не должно быть никакого внимания к этому. Естественно, что, проснувшись в состоянии страха после бесовского нападения, надо помолиться, обратиться к Богу, но затем надо постараться это мимо себя пропустить, как плохую погоду. Все святые отцы, хотя и разными словами, говорят о том, что самый здравый образ отношения ко всем бесовским проявлениям - это невнимание и презрение: во-первых, потому, что тогда мы менее всего травмируемся сами, а во-вторых, потому, что враг очень горд и невнимания и презрения не терпит. Любая наша реакция будет ему выгодна, потому что мы его заметили, и он может действовать дальше. А если мы даже не посмотрели в его сторону, ему это быстро становится неинтересно.
- Батюшка, а если не во сне, а наяву? Бывает, что дар речи пропадает, немеешь и не можешь ни подвинуться, ни позвать кого-то, ни перекреститься...
- Это бывает. Такое может происходить, когда человек остается один в квартире, когда человек молится, когда человек болен, потому что есть некий закон психофизического характера: когда плоть измождена, человек становится более способным к общению с миром духов. Но, опять-таки, к этому надо относиться как можно поверхностнее. Когда этот страх нападает, возможно только одно - молиться. Если же не можем и молиться, нужно хотя бы зацепиться за мысль, что без воли Божией не падает даже волос с нашей головы и что в этот самый момент рядом с нами находится наш Ангел Хранитель, который нас защищает, - просто Господь почему-то для нашего испытания определил это потерпеть. На самом деле, этот опыт некоторую пользу человеку приносит, но, опять-таки, если мы боимся, враг начинает нас этим запугивать. Если же мы не боимся и в то же время не проявляем интереса, это самое здравое.
- Батюшка, а бывает, что когда обходишь квартиру, свеча трещит. Почему?
- У кого-то свеча трещит, у кого-то голова трещит, у кого-то гайки какие-то мотаются так, что могут по голове попасть, - всё бывает. Если человек начинает к подобным вещам присматриваться, прислушиваться, то есть придавать им значение, может произойти очень многое. И тарелки будут крутиться, и вилки к рукам прилипать, и деньги из рук пропадать... Еще раз повторю: не надо концентрироваться на таких явлениях, даже если они реальны. И ни в коем случае нельзя их «выдумывать».
И кроме того, не надо обходить квартиру со свечой. Что это еще за традиция такая? Можно кропить ее святой водой с молитвой, это другое дело...
- Почему во многих голливудских фильмах - не во всех, но во многих - враг рода человеческого не преподносится как враг, а преподносится как нечто промежуточное, что может быть лояльно настроено? Например, в фильме «Адвокат диавола» и некоторых других.
- Дело в том, что на самом деле, как мы говорили, есть такая ложь, посредством которой диавол пытается внушить людям мысль, что его не существует. А другая подобная ложь заключается в том, что он есть, но на самом деле он очень обаятельный и приятный. В отечественной литературной традиции мы находим это в наиболее совершенном виде в романе «Мастер и Маргарита». Враг рода человеческого действительно обладает неким обманчивым обаянием. Это что-то сродни тому, что называют обаянием власти. Ведь мы с вами знаем, что власть - любая, в том числе и диавольская, может обладать определенной привлекательностью и очень сильно, почти гипнотически, воздействовать на людей, которые этим обаянием обольщаются. То же самое и здесь.
- А нет ли у режиссеров этих фильмов умысла подорвать основы христианства?
- На самом деле, мы очень часто видим в такого рода вещах некий умысел. Я считаю, что этот умысел присутствует - но он присутствует не в каждом конкретном событии, не в каждом конкретном произведении литературы, кинематографа или в проекте в средствах массовой информации. Это более глобальный замысел: создается система, в которой всё это уже работает само по себе. Вот, допустим, вы говорите об обаятельном образе врага рода человеческого, а вы не допускаете мысли о том, что те, кто снимает эти фильмы и пишет подобные книги, просто его видят таким? Они не думают о подрыве каких-то основ и чьих-то взглядов, а просто выражают в этом свое видение. Есть какие-то явления - к примеру, фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы», - которые производят на людей эффект разорвавшейся бомбы, эффект, безусловно, положительный. Это то, что создано намеренно, целенаправленно. А всё остальное, о чем вы говорите, существует просто как некий постоянный фон.
[1] Ср.: Ин. 8: 44.
[2] См.: Быт. 2: 17; 3: 4.
[3] См.: Быт. 3: 4-5.
[4] «Чудное видение Григория, ученика преподобного Василия Нового, о Страшном суде Христовом и будущей вечной жизни» // http://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/chudnoe-videnie-grigoriya/.