Свято-Сергиевский храм в г. Бад-Киссингене (Германия)

 Доклад аспиранта МДА иеромонаха Антония (Головань) на Сергиевских научно-богословских чтениях в МДА посвящен истории русского прихода храма в честь преподобного Сергия Радонежского в немецком городе Бад-Киссинген. Почему возникла церковь, как строилась и как пережила трудные военные годы, в каком состоянии мы находим ее сегодня, - ответом на эти вопросы не ограничивается данное повествование.

Личность преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской, в значительной степени оказала влияние на развитие монашеской и религиозно-нравственной жизни в целом не только на территории Российского государства, но и за его рубежами. Преподобного отца Сергия всегда почитали как в России, так и за её пределами, как православные верующие, так и исповедующие другие религии: католичество, протестантство, буддизм и т.д. Преподобный Сергий Радонежский внес огромный вклад в государственное и культурное значение России. В предлагаемом вашему вниманию докладе мы осветим историю храма в честь преподобного Сергия Радонежского в курортном городе Германии Бад-Киссингене и тем самым покажем немаловажное значение личности преподобного отца Сергия для православия за границей, а также влияние русской культуры на ритм европейской жизни.

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского в Бад-Киссингене (Бавария) возведён в память о монаршем короновании по многочисленным просьбам начавшего своё формирование прихода. Верующие обратились к русскому Свято-Владимирскому братству Берлина с просьбой устроить храм в их городке. Свою просьбу они мотивировали острой необходимостью возведения православного храма для своих соотечественников. Действительно, курорт Киссингена в XIX-XX веках состоял в основном из русских посетителей.

Слава Бад-Киссингена как европейского бальнеологического курорта (здесь лечили в основном заболевания органов пищеварения и обмена веществ) распространилась ещё в 1830-е гг. Затем, уже в 1835 г., в этом городе появились первые русские отдыхающие. Администрация города старалась всячески развлекать приезжавших на отдых: в парке играл оркестр, давались театральные представления, читались лекции, устраивались экскурсии и фейерверки. Курортный сезон в Кисингене длился с мая по октябрь. В городе всегда было много туристов и посетителей курорта минеральных вод. Одной из причин многочисленности гостей Киссингена было его прямое железнодорожное сообщение со столицей Германии - Берлином.

Нам необходимо уделить внимание началу строительства храма. К 1846 г. число отдыхающих в Киссингене достигло уже 218 человек, в их числе был и князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, который просил местные власти и Святейший Синод разрешить ему устроить в известном курортном городе Германии православную церковь. «В отраду больных, утешение здоровых и в умиление всех благочестивых», - говорил князь. Для этой цели требовалось 10 000 рублей серебром. Четверть суммы князь пожертвовал лично.

Вскоре разрешение на строительство было получено. В Петербурге для церкви был сделан иконостас, куплена утварь, написаны иконы. Все это было отправлено в Германию для устройства храма. Но болезнь помешала Голенищеву-Кутузову построить задуманную церковь. Строительство храма ненадолго остановилось. В связи с этим есть предположение, что когда в 1847 г. курорт посещал сам император Николай I, то он, скорее всего, молился в своей походной церкви.

В Баварском королевстве в то время выполнял свою миссию российский посол Александр Петрович Извольский. Местом его пребывания был г. Мюнхен. Однако посол совершенно не заботился о создании православного храма для своих соотечественников. Заметим, что Сергиевскую церковь хотели возвести ещё в 1871 г., что можно заключить из взноса малолетнего князя Эспера Эсперовича Ухтомского в 500 баварских гульденов по курсу того времени. Но вследствие двух войн - франко-прусской и русско-турецкой - поток русских граждан в Баварию значительно снизился, и поэтому идея строительства храма постепенно угасла. Взносы на строительство церкви снова начали поступать с 1880 г.

12 декабря 1897 г. Петербургский Преосвященный Палладий (Раев) передал в Киссинген особую книгу, которая числится в Российском Государственном историческом архиве за № 5749. На её страницах можно увидеть, что владыка Палладий одним из первых внёс пожертвование на долгожданный храм в размере 100 марок. Руководство над дальнейшим ходом работ взяло на себя русское Свято-Князь-Владимирское братство. Для организации строительства Сергиевского храма при Владимирском братстве был создан строительный комитет. После этого работы по строительству церкви пошли более оживлённо. Организация пожертвований на строительство храма видна из сборной книги, хранившейся в банковской конторе Фейстеля. В 1897 г. протоиереем Алексием Мальцевым от неизвестного мецената на возведение церкви было получено пожертвование в 4 000 марок. Это дало возможность купить для храма земельную площадь в 400 квадратных сажен на улице Salinen-Promenade. Само Баварское правительство на возведение церкви пожертвовало сумму в 5 000 марок. Самую крупную сумму внесла русская княжна Анна Ивановна Кузнецова. Один из посетителей курорта, профессор Виктор Александрович Шрётер, вместе с местным архитектором Карлом Крампфом разработал проект храма. 9 февраля 1898 г. проект утвердил митрополит Палладий (Раев). Согласно ему, храм предполагалось устроить в византийском стиле. Он должен был иметь помещения для библиотеки и квартиры для духовенства. Церковь должна была расположиться в доме Бергмана на улице Ludwigstrasse. 8/20 июля 1898 г. при участии румынского митрополита Иосифа (Георгиана) состоялась закладка долгожданного храма. На месте закладки была отслужена Божественная Литургия. Необходимо отметить, что ранее богослужения в Киссингене совершались в здании бывшего казино. Чтобы постройка церкви не оказалась в некоторой мере стеснённой, протоиерей Алексий Мальцев в 1899 г. приобрёл для Киссингенского прихода дополнительные участки земли общей стоимостью в 1 600 марок.

Ко дню закладки Сергиевской церкви из Троице-Сергиевой лавры в дар храму была привезена аналойная икона преподобного Сергия Радонежского, освященная на его мощах. В произнесенной в этот день проповеди протоиерей Алексий сказал следующие слова: «Отныне, сюда, под своды сего храма, будут стекаться все, чтобы найти здесь, вместе с земным врачеванием, и духовное». К торжеству была отчеканена из серебра памятная монета с изображением нового храма. За свои труды протоиерей Алексий Мальцев был награжден митрой.

Наконец, уже в новом столетии, а именно 18 июля 1901 г., митрополит Палладий (Раев) освятил храм при торжественном звоне колоколов, разрешённом Баварским министерством. Впоследствии при общине было создано попечительство в честь преподобного Сергия Радонежского. Своего клира храм не имел, следовательно, службы в летний период времени совершались духовенством, прибывающим на курорт для лечения, а также священниками ближайших церквей - протоиереем А.П. Мальцевым и его учеником и другом священником В.А. Гёккеном. Это был первый русский православный приход Баварии, к сожалению, не имеющий юридического статуса. Отметим, что по 35 статье Королевской конституции баварское правительство признавало только Римско-Католическую, Протестантскую и Реформатскую Церкви, и разрешение колокольного звона для православного храма в честь преподобного Сергия Радонежского в качестве исключения, в день его освящения, служило ознаменованием торжества Православной Церкви за границей.

Но всё же несколько лет храм оставался без росписи. Только после того, как действительный статский советник и известный благотворитель Степан Петрович Елисеев пожертвовал 5 000 рублей на роспись церкви, из Петербурга в 1905 г. прибыли: живописец и педагог Дмитрий Иосифович Киплик, русский художник и живописец Александр Петрович Блазнов и др. За один летний сезон они выполнили роспись купола, парусов и стен, а также запрестольного образа. На южной стене А.П. Блазнов изобразил «Явление Божией Матери преподобному Сергию», на северной стене немецкий художник Макс Росман написал «Преображение Господне». Большинство росписей в Сергиевском храме повторяли работы Виктора Михайловича Васнецова, выполненные во Владимирском соборе Киева. В нишах под арками в полный рост были изображены преподобные отцы Киево-Печерские Антоний и Феодосий. Также в интерьере церкви можно встретить образы святителя Николая и митрополита Московского Алексия.

С началом Первой мировой войны церковь была закрыта. Здание храма использовалось под склад для оружия, а колокола были сняты и переплавлены на оружие.

Первое послевоенное богослужение в церкви состоялось 10 июня 1921 г. Службу совершил архиепископ Житомирский и Волынский Евлогий (Георгиевский). В это время церковь находилась в юрисдикции управляющего русскими приходами в западной Европе Русской Православной Церкви. После 1926 г. храм перешёл в юрисдикцию Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. В годы гонений на православие Советской власти, а именно с 1931 по 1937 гг., службы в храме вообще не совершались. Регулярные богослужения в храме возобновились только с 1938 г. Приход церкви был многонационален и состоял из русских, греков, сербов, болгар и румын.

Во время Второй мировой войны храм активно окормлял советских военнопленных. Благодаря беженцам церковная жизнь Киссингена в это время возобновилась и продолжалась в течение 20 лет. Хотя в Сергиевском храме и совершались богослужения, но своих собственных сосудов и другой важной богослужебной утвари в церкви не было.

С 1945 по 1951 гг. настоятелем Сергиевского храма был архимандрит Александр (в миру Андрей Яковлевич Ловчий). Он понес немало трудов на благо Сергиевского храма. Необходимо заострить внимание на его личности. Андрей Яковлевич родился на Волыни в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную семинарию. В 1920 г. он эмигрировал в Германию и жил в Берлине. В 1937 г. был приглашен в Берлин в собор в честь Воскресения Христова на дьяконское служение. В этом же году рукоположен во пресвитера и отправлен на служение в Свято-Сергиевский приход в г. Киссинген. В 1941 г. он принял монашеский постриг и служил в храме в честь равноапостольных Константина и Елены в г. Тегеле. В 1945 г. он был избран епископом Киссингенским. В этом же году Свято-Сергиевский храм становится кафедральным собором Киссингенского епископа Русской Православной Церкви за рубежом. С 1952 г. владыка становится архиепископом Берлинским и Германским. Архиепископ Александр известен нам как реорганизатор Берлинской и Германской епархии после отъезда из нее в США многих эмигрантов. При нем Берлинская и Германская епархия насчитывала около 60 приходов.

Представляет интерес также первое упоминание хора Свято-Сергиевского храма. С 1951 г. на богослужениях пел хор, который состоял из местных жителей католического вероисповедания. Годы после войны были небезопасными для русских граждан. В это время приход насчитывал до 200 прихожан, хотя общая количественная вместительность церкви составляла только около 100 человек. Из этого можно заметить, что люди стояли даже на улице. Почему же приход Сергиевской церкви был одним из самых многочисленных в Германии? Потому что в послевоенные годы храм спасал многих русских беженцев от выдачи их Советской власти. В 1962 г. на территорию церкви из Берлина переезжает Свято-Владимирское братство, которое находится там и сегодня.

В послевоенные годы много хлопот доставляло общее состояние Сергиевского храма. В ходе ремонта, длившегося целых семь лет, местный художник Отто Краус отреставрировал росписи. 16 июня 1974 г. архиепископ Гамбургский Филофей свершил освящение обновленной церкви. Новые реставрационные работы были проведены в 1996-1997 гг. при поддержке государственной власти, под руководством архитектора Герберта Краха. Росписи отреставрировал Иоганн Вальд. В 1988 г., когда праздновалось Тысячелетие крещения Руси, городское историческое общество Баварии преподнесло Сергиевской церкви икону XIX века с изображением небесного покровителя - преподобного Сергия Радонежского.

В наши дни Свято-Сергиевский храм является одним из главных достопримечательностей г. Бад-Киссингена, его «русским уголком» и, возможно, как это уже однажды было, снова оживет благодаря новой волне эмигрантов из России. Пока что на воскресном богослужении в церкви молятся от 20 до 25 человек. Полностью храм был заполнен лишь 14 августа 2001 г. при праздновании его 100-летнего юбилея, который отмечался архиерейским богослужением и научным семинаром.

В настоящее время Свято-Сергиевский храм насчитывает около 50 прихожан. С 2011 г. настоятелем церкви является священник Алексий Леммер.

Источники и литература:

1.    Вершевская М. Могилы рассказывают историю. Русская православная церковь Святой Елисаветы и русское кладбище в Висбадене. СПб., 2008. С. 123.

2.    Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Германию // ЖМП. 1995. № 12. С. 12-14.

3.    Головань А. Л. Русское православное духовенство Германии в XIX веке: Магистерская диссертация. Сергиев Посад: МПДА, 2012. 161 с.

4.    Максимов Г., диак. Почитание преподобного Сергия Радонежского в дальнем зарубежье. Интернет портал: ПРАВОСЛАВИЕ.RU. Режим доступа:http://www.pravoslavie.ru/put/66991.htm. [25.04.2014].

5.    Мальцев А. П., прот. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православно-русских церквей / Сост. А. П. Мальцев, прот. Пб.: Отд. тип. П. П. Сойкина, 1903. С. 64-68.

6.    Международная научная конференция «Преподобный Сергий Радонежский и традиции русской духовности» // ЖМП. 1993. № 2. С. 10.

7.    Полищук Е. Визит Святейшего Патриарха Алексия в Германию // ЖМП. 1996. № 1. С. 23-38.

8.    Энциклопедия православной святости / А. И. Рогов, А. Г. Парменов. Т. 2. М., 2003.

http://www.bogoslov.ru/text/4169780.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий