Сельская школа. За этой фразой невольно встаёт образ Родины - отчего гнезда, выстраиваются сонмы выдающихся учёных, врачей, учителей, художников, писателей, для которых сельская школа стала отправной точкой к великому делу служения людям. Вспоминаются и известные сельские учителя, самоотверженности которых слагались песни, думается о том детском мире книг, картин, театральных представлений, турпоходов, которые воспитывают человеческий характер. Поэтому горько видеть, как закрываются, исчезают сельские школы в разных уголках России, где не перевелись ещё бескорыстные сельские учителя, где жива традиционная культура, история отчего края, из которой складывается история Отечества.
Стойкий, несгибаемый русский учитель находит способ продолжать своё просветительское дело, важнее которого, быть может, и нет на земле.
Конечно, многие сельские школы, в том числе и татевская школа им. С.А. Рачинского - весьма успешного практика школьного дела XIX века - в Оленинском районе Тверской области, сохраняются искусственно. Когда в школе 15 учеников, дотационным районам и сельским поселениям трудно содержать штат учителей. Эта беда уходит корнями в бездарно проведённые в 1990-е годы реформы сельского хозяйства, с возрождением которого единственно возможно возрождение села. Но стойкий, несгибаемый русский учитель находит и здесь способ продолжать своё просветительское дело, важнее которого, быть может, и нет на земле.
Педагог Костяевской школы Ивановской области Наталья Евгеньевна Бухарова написала авторский учебник «Святыни Отечества. Опыт преподавания в средней общеобразовательной школе сельского региона», который вышел в 2012 г. в издательстве ЗАО «ОЛМА Медиа Групп». На основе этого пособия Наталья Бухарова с 1995 г. преподавала факультатив в сельской школе села Костяево Ивановской области, а несколько лет назад благодаря данному проекту и усилиями директора Костяевской школы Кузнецовой Надежды Фёдоровны была сохранена сельская школа в качестве экспериментальной площадки для реализации духовно-нравственной, культурно-просветительской программы «Святыни Отечества».
Матушка Наталья Евгеньевна Бухарова - супруга протоиерея Виктора Салтыкова, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Жарки Ивановской области. Отец Виктор известен как соавтор документального фильма Валерия Тимощенко «Трезвитесь!» - о прихожанах этого храма. Матушка происходит из семьи потомственных военных, окончила филологический факультет Одесского университета, театрально-режиссёрское отделение Института Культуры в Ленинграде, работала в студии киноактёра при Одесской киностудии. В начале 1990-х семья Салтыковых переехала в село Жарки Ивановской области и Наталья Евгеньевна долгое время ходила пешком за семь километров преподавать в Костяевскую школу. Но теперь-то хозяйство на приходе разрослось - можно и лошадку запрячь.
Только в тишине родных пенат можно взрастить в себе вдохновение на большие дела.
Учебник Натальи Бухаровой на примере бытового материала учит детей воспринимать православную философию жизни. Да и то, что дети едут в школу весной и осенью на телеге, а зимой на санях, пролетая заснеженные перелески и необъятные поля, само по себе уже - наглядный учебник естествознания, литературы, живописи. Конечно, у них нет Диснейлэнда. Но биографии великих людей доказывают нам, что только в тишине родных пенат, на лоне природы можно взрастить в себе вдохновение на большие дела. Сельскую школу матушка Наталья называет заводью, где выводятся мальки, чтобы потом выплыть в огромный океан.
«...Одной частной собственностью не удержать огромные пространства, которые всегда удерживались трудом, деревнями, сёлами, церковью и малыми школами. А пока нам за деревьями леса не видно, - говорит в своём предисловии к учебнику благочинный Юрьевецкого района Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии протоиерей Максим Верещак. - Дай Бог, на эйфории построения мегаполисов не проскочить мимо своего Отечества и своих Святынь».
В общеобразовательной Костяевской школе сегодня 30 учеников. Она основана на базе школы, открытой в ближайшем селе Махлово в 1934 году. 70 лет назад там учились дети, переправленные из блокадного Ленинграда, и в послевоенные годы в этой школе было более двухсот учеников.
На уроках «Святыни Отечества» матушка Наталья учит детей видеть за обыденными земными вещами высокий смысл и тем самым по-иному оценивать значение своей личной жизни. Она рассказывает о наших предках, которые облагородили Русскую землю, удержали и отстояли её во многочисленных войнах, которым и сегодня нет конца, освятили её своими делами, отчего и именовалась она Святой Русью. Наталья Евгеньевна уверена, что «национальная идея», которую сегодня так старательно ищут, - это «духовные ориентиры народа, то, на что он надеялся, во имя чего отдавал жизнь, защищая Отечество, то, что всегда могло консолидировать весь народ, и то, что исчезнуть может только с исчезновением самого носителя идеи, т.е. всего русского народа».
Конечной задачей преподавания факультатива является воцерковление детей. Продолжая известную мысль «кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец», матушка Наталья говорит: «А нет Отца, нет и Отечества. Не будет Отечества небесного, может не оказаться и земного». А что такое воцерковить? Наталья Евгеньевна использует в своей практике мысль священника Е. Шестуна, которую можно найти в его книге «Православная педагогика» (Самара, 1998 г.): «Воцерковить - это значит преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в мире материальном и мире духовном; не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в духе истины и любви».
В основу построения программы курса «Святыни Отечества» положен принцип постепенного перехода от знакомых понятий жизни к православной традиции и к обретению личного духовного опыта. Факультатив, а ныне предмет «Святыни Отечества» включён в сетку школьных уроков и проходит раз в неделю в каждом классе. Если на обычных уроках дети слушают, пишут, решают, отвечают, то на своих занятиях Наталья Евгеньевна старается задействовать творческие способности ребёнка, которому необходимо фантазировать, размышлять, лично познавать мир.
В своей программе учитель Наталья Бухарова использует тематическое прорисовывание как идеальный метод усвоения материала. Дети рисуют окружающий мир таким, каким видится он каждому индивидуально, и по рисункам учитель может понять, что у каждого ребёнка на душе и в мыслях. Такие уроки Наталья Евгеньевна проводит, объединяя несколько классов, как в дореволюционной школе, потому что количество учеников сельских школ неумолимо сокращается.
Каждый урок имеет конкретные учебно-воспитательные цели. Класс, где проходит урок, обустроен так, чтобы хоть отдалённо напоминать модель окружающего нас мира. В учебнике, который вполне применим и в городской школе, прописано, что в классе должны быть: «иконы, изображения храмов, молитвы, карта Святой Земли, карты полушарий, Руси и России, фотографии, стихи, множество детских рисунков, уголок природы, пусть в картинках, детские книги и даже "уголок грешника" с напоминанием о грехах и покаянии». Учитель советует обязательно поместить в классе фотографии дореволюционной России С.М. Прокудина-Горского. Эта запечатлённая на снимках жизнь Российской Империи восхищает нас, будит гордость за своё прошлое и желание узнать как можно больше о России XIX века - великой державе, стране выдающейся культуры и родине множества научных открытий.
Выездные мероприятия являются необходимой частью учебного курса. Занятия факультатива начинаются с посещения Свято-Введенского женского монастыря в Иванове, а с выпускными классами матушка Наталья старается обязательно посетить Смоленское кладбище в Петербурге, могилу и часовню святой блаженной Ксении Петербургской. Кто знает, быть может, для кого-то из учеников, выходящих во взрослую жизнь, образ святой станет примером в духовной жизни, убережёт от неверных путей.
Педагог-просветитель С.А. Рачинский первым ввёл в школьную практику походы по святым местам
И здесь нельзя не вспомнить педагога-просветителя С.А. Рачинского, который первым ввёл в школьную практику походы по святым местам. В 80-е годы XIX столетия ученики татевской школы шли с учителями несколько дней за сотню километров через деревни из Татева Смоленской губернии на озеро Селигер в Нило-Столобенскую пустынь. В дороге они делали зарисовки, записывали свои впечатления об окружающей природе. Местные жители, зная о славном татевском церковном хоре, просили детей петь молитвы. Среди этих детей был и будущий художник Н.П. Богданов-Бельский, которого сегодня мы называем певцом крестьянского мира.
Учебник Натальи Бухаровой состоит из семи разделов, каждый из которых включает в себя 3-4 темы. Темы уроков курса «Святыни Отечества» самые простые: «Дом отчий», «Природа - общий дом» (нерукотворный храм), «Первый дом первых людей» (сотворение мира и человека), «Храм - дом Божий» (Небо на земле) и другие.
На этих уроках Наталья Евгеньевна объясняет детям простые понятия «дом», «еда», «лес», рассказывает, для чего Господь сотворил животных, а для чего человека, и какую удивительную силу - силу слова - дал человеку Создатель. Говоря об этом, матушка приводит евангельские истории о том, как Господь в Своей земной жизни мог исцелять словом и воскрешать мёртвых. Детям предлагается записать и запомнить слова Евангелия: «От слов своих или осудишься, или оправдаешься», «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф. 12: 37; 36). Рассказывает матушка и о таком важном понятии, как совесть, о котором сегодня нет ни слова в общеобразовательной программе. И тут детям снова ставится в пример деревня, село, где человек жил «на миру», то есть на виду у окружающих, каждый человеческий поступок оценивался, а проступок осуждался «всем миром». Недаром сложились поговорки, которые приведены в учебнике: «Суда Божьего околицей не объедешь» и другие.
А как наглядно на иллюстративном материале учебника показаны фотографии кристаллов воды, увеличенные под микроскопом! Кристаллы эти от доброго слова приобретают формы удивительной красоты, а от злого слова искажаются. Исследования учёных наглядно подтвердили то, что две тысячи лет назад было сказано Господом: «От слов своих или осудишься, или оправдаешься». В продолжение разговора о силе слова Наталья Евгеньевна приводит детям высказывание одного современного батюшки: «Почему опустели поля, почему всё заброшено? Потому что хлеб под матерную ругань не растёт».
Допустим, на уроке «Деревня. Приход. Батюшка (исповедь)», который преподаётся для младших классов, Наталья Евгеньевна рассказывает: «В храме служит священник. Почему он так называется? Потому что он святым делом занят. Ещё вы его называете батюшка или отец. А это почему? Как в доме есть отец, и он в доме главный, так в храме есть отец - здесь он служит Богу. И он кормит всю свою церковную семью, своих прихожан - и не только детей, но и взрослых - с ложечки. Священник даёт им с ложечки Дары. А чьи это Дары? - Божии».
Органично на уроке «Святыни Отечества» подаются и знания отечественной истории. Наталья Евгеньевна рассказывает: «Ещё при Екатерине Великой была учреждена особая награда за храбрость и мужество - орден святого Георгия. Первым такой орден получил граф Пётр Александрович Румянцев: в сражении при Кагуле русских было 17 тысяч, а турок 150 тысяч, и русские победили».
В курсе Натальи Бухаровой нет конкретных тем по истории. Она ненавязчиво, знакомя детей с окружающим миром, говорит: «В дореволюционной России все христианские праздники были государственными. Вместе с памятными датами их было много, более 25-ти. Трудно представить, но во время Великого поста в первую и последнюю, Страстную седмицу, в государстве закрывались все увеселительные заведения, театры, ресторации. Это говорит о чём? О том, что такое государство было единым и уже даже только поэтому не могло быть слабым».
В разделе «Будни и праздники», в теме «Домашние и государственные праздники (радость праздника)», Наталья Евгеньевна рассказывает: «...Великая война, в которой победил наш народ, названа Отечественной. Почему Отечественной? Потому что решался вопрос, будет ли наше Отечество дальше жить на земле или уже не будет такой страны - Россия...». Далее дети слушают песню «Вставай страна огромная». И следом матушка Наталья добавляет: «Музыку к этой песне написал тот же человек, который написал музыку гимна СССР (теперь России). Его звали Борис Александров. И был он не просто музыкант, а служил в Храме Христа Спасителя главным регентом до тех пор, пока храм не был взорван». Так в сознание детей входит единое пространство единой русской культуры: и имперской, и советской - в самых лучших ее проявлениях.
«В школу мы ходим, чтобы научиться грамотности, а в церковь ходим, чтобы научиться святости»
В своих рассуждениях матушка подводит детей к пониманию того, что «в школу мы ходим, чтобы научиться грамотности, а в церковь ходим, чтобы научиться святости». Говоря о том, что в обязанности человека входит забота об окружающей его природе и о животных, Наталья Евгеньевна объясняет, что если по вине человека в лесу возник пожар, то звери не могут сесть в поезд и уехать. Они погибают в своём лесу. И это нам укор и урок.
В конце каждого урока Наталья Бухарова предлагает несколько произведений художественной литературы, которые могут полнее раскрыть и закрепить смысл пройденного материала. Допустим, по теме «Бог - Любовь (Церковь - Мать)» предлагается почитать сборник Ю.Н. Лубченкова «Георгиевские кавалеры», а по теме «Грех как грязь души (человек против Творца; почему распяли Христа)» рассказы из сборника Б. Ганаго «Детям о душе».
Одна из острейших проблем современной цивилизации - это нежелание жить, утрата естественного вкуса жизни.
Деревня сегодня, как Ноев ковчег, собирает и сохраняет остатки Русского Мiра, неотъемлемая часть которого - сельская школа. Не пора ли этому кораблю выплывать из затона? «Верующему человеку православное мировоззрение дает место в истории, понимание, в какое время он живет, желание жить. Это необычайно важно - желание жить. Потому что одна из острейших проблем современной цивилизации - это нежелание жить, утрата естественного вкуса жизни, подмена», - говорит отец Виктор Салтыков. И проблема утери смысла жизни возникла отнюдь не в деревне, а в больших городах.
Мы возвращаемся к тому, от чего ушли. Полтора столетия назад школа, устроенная педагогом С.А. Рачинским, была культурным центром Бельского уезда: дети в ней владели музыкальной грамотой и церковнославянским языком, прекрасно пели на клиросе, знали отечественную и мировую литературу, усваивали уникальную систему решения математических задач по известному учебнику Рачинского «1001 задача для устного счёта». Из татевской школы, устроенной дворянами Рачинскими для своих крестьян, вышли священники, учителя, художники, военные.
«Зачем дорога, если она не ведёт к храму?» - спрашивают себя отец Виктор и матушка Наталья. Они уверены: «Мы свидетели чуда восстановления наших храмов. Может быть, наши дети будут свидетелями чуда восстановления русского образа жизни на земле». Собственные дети Салтыковых выросли и также заняты служением Богу и людям, а на попечении в доме отца Виктора сегодня находятся дети из неблагополучных семей, которые выправляются от своих недугов в мирной семье священника.
Уроки Натальи Бухаровой имеют простоту и полноту. И это роднит её метод не только с методом педагога С.А. Рачинского, но и с методом нашего современника - директора Ивановской на Лехте школе в Ярославской области В.С. Мартышина, которые в разное время пришли к выводу, что главное в системе образования - это иерархия и целостность.
Довелось мне побывать и в ивановском, и в ярославском сёлах, увидеть образчики возрождения забытого русского образа жизни на земле. И живое дыхание православной веры, которым согрета приходская жизнь, и общинное хозяйство, которому курс доллара не указ, и большие семьи, и простая народная медицина, и нескончаемый Иринарховский крестный ход, где за хоругвями можно разглядеть вышитые крестами русские рубахи, которые так к лицу молодёжи, - всё это, быть может, самое реалистическое и единственно спасительное явление в современной жизни России.
К 1990 году, когда Мартышины переехали из Москвы в село Ивановское Борисоглебского района Ярославской области, в школе, основанной ещё в середине XIX века, было 62 ученика. Сегодня здесь учатся 185 школьников, и это при том, что не каждый желающий может попасть сюда учиться - в учебное заведение большой конкурс. Владимир Сергеевич Мартышин родом с Новгородской земли, он известный журналист, член Союза писателей России, его статьи отмечены премией Гиляровского. Супруга В.С. Мартышина Татьяна Викторовна - филолог, специалист по финскому языку. Перед своим отъездом в деревню Мартышин работал редактором отдела публицистики журнала «Москва».
Ивановская школа целостного развития стала такой с 1994 года, когда В.С. Мартышин, преподававший там 3 года историю, разработал и ввёл в практику концепцию целостного развития школьников, которая включала в себя и ряд авторских педагогических программ. Дети здесь изучают красноречие и каллиграфию, живопись, музыку, хореографию. Особая роль в воспитательно-образовательной системе «Школы целостного развития» отводится изучению церковнославянского языка. «Словенский язык, - писал С.А. Рачинский, - имеет преимущество над русским, над латинским, над греческим и надо всеми возможными языками, имеющими азбуку, потому что на нём нет ни одной книги вредной, ни одной бесполезной, не могущей усилить веру, очистить нравственность народа, укрепить связи его семейных, общественных и государственных отношений».
Едва ли не основным в Ивановской школе является программный блок предмета «Отечествоведение», который преподаётся с 1 по 10 класс. Переходя из класса в класс, дети постепенно изучают «школьный двор»: времена года и природные явления; в рамках курса «Моя семья, село, деревня» изучаются этнография, география, словесность, фольклор; далее изучение охватывает Борисоглебск и другие волости с их историей, промыслами, культурой, Ростовский уезд, Ярославскую губернию с их этнографией, промышленностью, экономикой; затем изучение местной истории переходит во всероссийскую и мировую. Дети изучают «Историю Борисоглебского края в лицах»: от Святогора до Федора Абрамова, «Народный календарь и фенологию», «Мир русской деревни», «Сеятели и хранители» - курс, посвященный русским ученым, которые внесли значительный вклад в науку земледелия и лесоводство России. И заканчивается предмет «Отечествоведение» 34-часовым курсом «Русский народ. Основы самосознания», где рассказывается о характере народа, об укладе русской жизни, национальных традициях.
Не менее важны в школе В.С. Мартышина предметы, направленные на духовно-нравственное воспитание на уровнях личности, семьи, общества, государства. Предмет «Добротолюбие» знакомит детей с понятиями добра и зла, милосердия, сострадания, любви, честности, послушания, бесстрашия и другими добродетелями; в разделе «Родительский дом» дети впервые знакомятся с основами семьи, благочестивым устройством семейной жизни, заучивают пословицы и поговорки о семье, а предмет «Моя первая Библия» служит второй ступенькой в постижении основ духовности наших предков. Далее изучается церковная жизнь народа, нравственный закон жизни, которым руководствовался народ, понимание нашими предками основ религии, заповедей как нравственного закона, совести. В следующих классах в курсе «Достопамятные люди России» показываются личности, которые строили свою жизнь в соответствии с этим нравственным законом от святого князя Владимира и Ильи Муромца, Ломоносова и Суворова до П.А. Столыпина и маршала Г.К. Жукова.
Название курсов «Училище благочестия», «Духовные традиции русской семьи», «Порядок жизни», «Стержень духовной жизни», «Создание духовно-нравственной атмосферы», «Нравственные устои семьи», «Знаменитые русские семьи» говорят сами за себя, и в наше время, когда массовая культура направлена на разрушение семьи, для будущего поколения, что воспитывает Ивановская на Лете школа, это основательный фундамент семейной жизни.
Изучая курс «Христианская эстетика» в программе «Добротолюбие», учащиеся приобретают знания о христианской культуре, развивают христианское миропонимание и проявление его во внешней жизни; в разделе «Основы нравственности» изучают русскую духовную литературу: труды Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадтского, знакомятся с трудами отцов «Добротолюбия» Антония Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Макария Великого.
Как же чувствуют себя дети других национальностей в русской школе? «За 20 лет школу закончили ребята многих национальностей: таджики, чеченцы, казахи, - говорит директор, - они все посещали уроки добротолюбия и отечествоведения, всем интересно узнать о том, чем и как жил русский народ. Заставить верить в Бога никого нельзя, - убежден В. Мартышин. - Но все, кто вливается в этот поток, чувствуют себя комфортно».
Все дисциплины в Ивановской школе преподают профессионалы. За последние 7 лет в село и окружающие его деревни со всех уголков страны и ближнего зарубежья переехало жить больше 250-ти человек, то есть более 50-ти семей, среди которых есть и учительские семьи. В школе работает более двадцати бесплатных кружков, где школьники учатся петь, играть на фортепьяно, скрипке, гитаре, флейте, старинных инструментах, танцевать классические танцы, лепить глиняные игрушки, ставить спектакли, шить. Ежегодно здесь проводятся Романовские балы, к которым дети сами шьют себе национальные костюмы народов, населявших в Российскую Империю. Школьники принимают участие в поисковых экспедициях под Старой Русой, где уже обнаружили и подняли останки почти четырёхсот советских солдат, участвуют в установке памятных крестов на местах сражений, захоронений, исчезнувших деревень, разрушенных храмов.
«Нужно создать такую обстановку в школе, при которой не запрещают верить в Бога»
Духовником школы является наместник Борисоглебского монастыря игумен Иоанн (Титов). Церковный устав введён лишь в кадетском корпусе, устроенном при школе. И каждый родитель пишет заявление, в котором просит, чтобы детям разрешили совершать утреннее и вечернее правила, с молитвой садиться за стол, посещать богослужения. В пост в школьной столовой готовят три вида блюд: строгое постное, не строгое (для тех, кому дано послабление по состоянию здоровья) и скоромное для невоцерковлённых детей. В отличие от других светских школ здесь уважаются права верующего ребенка. «Нужно создать такую обстановку в школе, - говорит директор, - которая не будет мешать верить в Бога».
В кадетском корпусе каждый день проходят занятия по военному делу, рукопашный бой, верховая езда, стрельба. Выпускники школы служат в элитных войсках. Старшеклассницы посещают при школе курсы сестёр милосердия. А практикой для них стал уход за пожилыми односельчанами.
Не без участия ивановцев организуется вот уже 15 лет Иринарховский крестный ход. Благодаря просветительской деятельности учителей школы Борисоглебск украсили четыре памятника: Пересвету, Иринарху, Дмитрию Пожарскому и Скопину-Шуйскому. Поэтому история для ивановских детей - живая, говорящая, близкая. «В школах ведь изучают войны и революции. А мы объясняем, что помогало нашим предкам побеждать», - говорит Владимир Сергеевич.
Сегодня и президент России Владимир Путин всё чаще говорит о национальном самосознании государствообразующего русского народа. Этим здоровым самосознанием должна быть в первую очередь проникнута система образования. Нам нужны не просто русскоязычные школы, но школы, где бы изучались традиции и культура русского народа, который выстоял во многочисленных войнах, защитил и собрал вокруг себя многие другие народы, сохранившие благодаря этому свою культуру.
Вопреки разрушительным реформам образования сегодня на основе отечественной педагогики Ушинского, Макаренко и Рачинского создаются основательные педагогические проекты, которые успешно применяются на практике. Эти проекты, возникающие, как правило, в провинции, сохраняют традиционную русскую культуру, поддерживают жизнь села и, возможно, станут основой возрождения российского школьного образования. А пока их вполне можно использовать для создания экспериментальных площадок в малокомплектных сельских школах, тем самым сохраняя их от расформирования.