Две свежие фотографии. На одной - охваченный пламенем деревянный Благовещенский храм в Горловке. На другой - хроника майдана: субъект в одежде священника с седой бородой держит в левой руке увесистый камень, а правой протягивает боевику «коктейль Молотова». Две эти сцены, с горящим храмом и поджигателями, конечно, взаимосвязаны. Мнимые пастыри заражают своей яростью тысячи и тысячи людей. Даже нынешнее правительство Украины кажется им недостаточно злобным.
Попробовал установить личность странного человека в рясе и, похоже, нашёл ещё одно его фото, сделанное полгода назад. Как я понял, это некий «отец Владимир», который дежурит на майдане с начала декабря прошлого года. Журналисту еженедельника «Фокус» он вручил зимой визитку с надписью: «Наследник Святого Киевского Престола Святейший Князь всея Руси-Украины отец Владимир. Город Житомир».
- Вы? - уточнил представитель прессы.
- Я, - ответил князь всея Руси-Украины.
- Простите, а ваша церковь зарегистрирована?
- В процессе. Но это не главное, а главное я вам сейчас скажу, - «наследник престола» переходит на заговорщицкий шёпот: - В этом здании (показывает на киевскую мэрию) находится Иисус Христос. Это человек, в паспорте которого так и написано: Иисус Христос. Ему при рождении дали такое имя.
- Тоже из Житомира?
- Это сейчас должно быть сокрыто. Так вот, пока глава нашей церкви - я. Но как только регистрация будет оформлена, я передам власть ему. И Украина станет центром вселенского христианства, потому что глава всякой церкви - Христос.
Он там не один такой. Есть ещё лжепастырь из «Киевского Патриархата» (иногда его можно увидеть с автомобильной покрышкой в руках) и кто-то из греко-католического духовенства. Они там не просто слоняются, но зарабатывают право на власть над Украиной. В разгар майдана там присутствовали даже не десятки, а сотни униатских священников, монахов и семинаристов - целыми академиями и монастырями приезжали. Но большинству украинцев католицизм совершенно чужд, поэтому намного опаснее раскольники-филаретовцы. Они исписали уже горы бумаги доносами на настоящих - православных - священников. Рефреном звучат их требования запретить Русскую Церковь. Разумеется, для того, чтобы занять её место.
Святое место. В январе трое наших иноков - Гавриил, Мельхиседек и Ефрем из Десятинного монастыря - встали между сотрудниками МВД и оппозицией, чтобы остановить кровопролитие. Это запомнилось, но постепенно из памяти работников СМИ выветривается вероисповедание братии, одно издание даже называло их на католический манер «святыми отцами». Это вообще особенность украинских СМИ - громкое замалчивание. Например, сообщают, что уничтожена церковь, ранена беременная женщина, убита шестилетняя девочка, а кто уничтожил, кто ранил, кто убил?
Вот и с Русской Церковью так же. Сделать вид, что её не существует, - один из способов вытеснения. Доходит до смешного. Спикер Рады Турчинов - баптистский пастор, исполнявший несколько месяцев обязанности президента, - собрал как-то «духовных лидеров» страны на завтрак с молитвой. Называлось это мероприятие «Новая Украина: в будущее с Богом!». Приглашены были филаретовцы, униаты, евангелисты, какие-то депутаты, европейские и американские чиновники, министр культуры и певица Билозир. Такие вот лидеры. Духовные. Православных, естественно, не позвали - нет им места ни в новой Украине, ни в её будущем. Обсуждали за сырниками с кофе, как преодолеть «агрессию России», сравнивая её с Вавилоном, который вот-вот будет разрушен Богом. Такие у них молитвы о мире.
Смысл этой акции ещё и в том, чтобы включить Киевский Патриархат в некий пул европейски ориентированных, цивилизованных конфессий. Так сказать, «солидный Господь для солидных господ». Православных же, наоборот, загоняют в «ватники» (в надежде, что они сдадутся, согласятся на объединение с филаретовцами). Недавно, скажем, украинские СМИ запестрели заголовками: «Священник МП отказался отпевать погибшего солдата АТО», «Батюшка сказал, что не будет отпевать парня, потому что он стрелял в наших братьев» и т. д. Разумеется, это ложь, рассчитанная на легковерных. Для публики поосновательней украинский телеканал ТСН озвучил новое обвинение: священник будто бы произнёс, прощаясь с солдатом, два ужасных слова. Нужно было видеть, как телеведущая, вдруг вытянув шею, с отвращением их произнесла: «Русский мир».
Было это или нет - уже не понять, каждому из свидетелей запомнилось своё, но без «крамолы» точно не обошлось. Сказано было священником примерно следующее: «Наши воины погибали, когда приходили немцы, шведы, французы. Они отдавали свои жизни за свою державу, за землю, за детей. За что они умирают сейчас? Нельзя, чтобы гибли молодые ребята. Нам нужно братство, а не война».
Услышав это, несколько свидомых пришли в бешенство и покинули храм. Скандал быстро набрал обороты, село разделилось, по выражению канала ТСН, «на патриотов, что осуждают священника, и сепаратистов, которые его поддерживают»... Кого-кого?! Каких ещё сепаратистов? Разве жители Бовцуна за отделение Житомирщины от Украины? Нет. Почему же сепаратисты? Или так сейчас называют всех православных христиан на Украине?
На этом примере видно, что война на Юго-Востоке лишь одно из проявлений внутреннего раскола всей страны. Растут ненависть, озлобление, калеча души. Но есть сила, которая, как и в январе в лице трёх иноков, пытается встать между сражающимися братьями и примирить их. Только одна сила - это Русская Православная Церковь, обезглавленная на Украине сначала болезнью, затем смертью митрополита Владимира, но не умершая вместе с ним. Только её священники окормляют солдат и той и другой враждующих армий, не разделяя их на правых и виноватых, призывая оставаться людьми. Но хватит ли у неё мужества и любви, чтобы заполнить страшную пустоту в душах, хватит ли у народа духа услышать, понять её?
Думается, ныне пришло время экзамена. Он как Суд Божий: сколько ни бегай от него, наступит. И спросят нас не за наши убеждения, а за то, жили ли по закону любви. Мне кажется, что мир и война проистекают из любви и её недостатка, а не потому, что кто-то прав, а кто-то нет.
Владимир ГРИГОРЯН