Воспитание любовью

В православном оздоровительном лагере «Солнечный» не боятся сочетать душевность со строгой дисциплиной

0
412
Время на чтение 8 минут

Необычный детский лагерь расположен на 9-й Дачной города Саратова. Его директор - священник, воспитатели - педагоги православной гимназии и воскресных школ, вожатые - семинаристы и воспитанницы духовного училища. Дети здесь тоже не совсем обычные: в их руках вместо телефонов и планшетов - мячи и книжки, и нецензурную лексику от них не услышишь. А еще в жизни этого лагеря есть то, чего нет ни в одном другом детском оздоровительном учреждении области - здесь совершается Литургия.

Батюшка в авторитете

Жаркий июльский полдень. За спиной остался шумный пыльный город. Маршрутка останавливается у поворота с указателем - лагерь «Солнечный». Несколько десятков метров вверх по дороге, и попадаешь в спасительную тень вековых деревьев. На территории «Солнечного» тишина и покой, слышно только как деревья шумят и птицы поют. На клумбах - море цветов, на футбольном поле мальчишки гоняют мяч, другой перелетает через волейбольную сетку.

Ищу заместителя директора лагеря по воспитательной работесвященника Ярослава Коздриня. Отец Ярослав с детьми почти круглосуточно. Директор «Солнечного» - священник Александр Чеботарев- тоже постоянно в лагере, но на нем лежит решение насущных административных и материально-бытовых вопросов. Для решения вопросов духовных в «Солнечном» есть духовник.

Со всеми остальными проблемами, которых немало в коллективе, состоящем из 120 очень разных детей, идут к отцу Ярославу. У детей всегда есть возможность поговорить с батюшкой, задать интересующие их вопросы и получить ответы. Очевидно, что его в лагере не просто любят и уважают - авторитет его здесь непререкаем. Крайней воспитательной мерой служит предупреждение: «Сейчас отведу тебя к отцу Ярославу!» Этого бывает достаточно, чтобы вразумить самых непослушных. Но сам отец Ярослав не производит впечатления строгого - скорее, мудрого и спокойного человека.

Я прошу рассказать мне о том, как живет православный детский лагерь. Батюшка начинает с распорядка - он здесь особый. После подъема и утренних процедур - чтение утреннего молитвенного правила. Для детей из православных семей, которые ходят в воскресные школы или учатся в православной гимназии, это обычное дело. Тем же, кто попадает в лагерь по линии минздравсоцразвития (министерство распределяет около 40 путевок, это треть отдыхающих в смену) - стояние на молитве дается нелегко, но к концу смены они привыкают. По словам отца Ярослава, родители подобным правилом ничуть не возмущаются, напротив, даже благодарят.

Следование распорядку детей дисциплинирует. После завтрака - традиционная уборка комнат и территории лагеря. К сожалению, многие современные дети не приучены наводить порядок. А здесь, в лагере, начинают это делать. Так, после первой смены одна мама позвонила, чтобы поблагодарить: ее ребенок, вернувшись из лагеря, стал сам убирать за собой кровать.

Естественное общение

Но если исполнение утреннего и вечернего правила - обязательно и входит в распорядок жизни лагеря, то исповедь и Причастие - только по желанию. В «Солнечном» действует свой храм, где еженедельно совершается литургия. Бывает, что воцерковленный ребенок так и не соберется за смену исповедоваться и причаститься. И наоборот, тот, кто до поездки в «Солнечный» никогда не слышал о спасительных Таинствах, впервые приступает к ним.

- Насильно в храм мы никого не гоним, - объясняет отец Ярослав, - мы создаем площадку для общения, где ребята из обычных семей и их воцерковленные сверстники вместе отдыхают, трудятся, едят, молятся, танцуют, играют в футбол. И нашим, православным  детям, полезен опыт общения со своими ровесниками вне привычной церковной среды, у них есть возможность почувствовать себя среди своих, найти единомышленников, подружиться  с ними.

Отец Ярослав рассказывает, что в лагере за смену отдыхают дети из разных городов области, многие не перестают общаться и после окончания летнего отдыха.

В лагере есть своя библиотека и кружки - народного творчества, рисования, выжигания, стрельбы, хорового пения, есть даже школа звонарей - ее ведет звонарь и одновременно радист Михаил Игоревич Соловьев. Это он наполняет лето в «Солнечном» музыкой. Вот и сейчас по лагерю разливается казачья залихватская: «Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить», а отец Ярослав показывает мне передвижную звонницу, на лето привезенную из саратовского Свято-Троицкого собора. По православной традиции колокола созывают всех на молитву и на службу в храме.

Кадриль вместо дискотеки

После обеда в лагере, как и положено, тихий час. Потом полдник, спортивный час, ужин и общелагерные мероприятия: спектакли, концерты, конкурсы песен, костры. Вместо дискотек - хороводы, которые в отличие от бесцельного дергания руками и ногами (по признанию самих детей), учат детей общению (по мнению педагогов). Детей обучают танцевать кадриль - это умение пригодится им во время Рождественских балов, которые традиционно проходят в епархии, и где встречаются друзья из «Солнечного».

После позднего ужина - вечернее молитвенное правило и отбой. Уезжать детям отсюда не хочется - перед закрытием смены они ходят по лагерю с футболками и галстуками, прося друг друга, а также вожатых и даже отца Ярослава, написать им что-нибудь на память.

Еще одно отличие православного лагеря в том, что здесь отряды называются уделами и носят имена святых: в этом году Русская Православная Церковь празднует 700-летие преподобного Сергия Радонежского, его выбрали своим небесным покровителем вожатые из шестого удела. Пятый - удел Андрея Рублева, четвертый - митрополита Московского Алексия, третий - князя Димитрия Донского. Старшие - первый и второй уделы - находятся под покровительством Петра и Февронии Муромских. Как гласит надпись на их домике, здесь живут: «Добры молодцы и красны девицы», причем молодцы - в первом отряде, а во втором - только девицы.

Многие дети приезжают в «Солнечный» не первый год - в этом году лагерь открылся в восьмой раз. Есть и те, кто раньше отдыхал здесь, а теперь вернулся сюда вожатым.

В «Солнечном» есть свои традиции: теплоходная экскурсия по Волге, поездка по храмам Саратова и в Парк Победы. В этом году впервые посетили новое здание семинарии и открывшийся недавно музей Саратовской митрополии,  побывали в Музее Дальней авиации.

Сергей Кочневиз первого отряда здесь старожил, приезжает сюда пятое лето. В этом году он окончил 8 класс, после школы собирается поступать в семинарию. Сергей, кажется, знает все о прошлом и даже будущем «Солнечного»:

- Этот лагерь был закрыт много лет, но благодаря епархии ожил. Вот тут у нас проходят линейки, там будет бассейн, а здесь - новая эстрада. Видите здание под серой крышей? Это баня. Тут вот умывальники новые сделали. А этот удел недавно отремонтировали. Забор поставили - раньше его не было. Вообще лагерь стал намного красивее!

На территории лагеря много старинных зданий, бывших некогда купеческими особняками - на Кумысную поляну любила выезжать «на дачи» саратовская знать. Епархия затратила немало сил и средств, чтобы сделать пригодными для проживания архитектурные памятники дореволюционной эпохи.

Сергею в «Солнечном» нравится, хотя, по его мнению, раньше здесь было лучше - он с удовольствием вспоминает, как в прошлые смены ходили на Кумысную поляну в походы и жечь костры - сейчас требования безопасности стали жестче. Выходить за территорию, обработанную от клещей и мышей, запрещено. Костры - на открытие и закрытие смены - жгут в присутствии сотрудников МЧС. В лагере также существует запрет на съестное, это требование Санпина, так что «схомячить» пирожки, привезенные заботливыми родителями, ночью под одеялом не удастся. Но никто из детей не голодает - в этом я убедилась лично после очень сытного обеда в трапезной.

Слава ВДВ!

Есть и еще один запрет, с которым современному подростку смириться, пожалуй, даже тяжелее. Приезжая в «Солнечный», дети сдают вожатым мобильные телефоны. Их можно взять только для звонка родителям.

- И как же вы живете без интернета? - спрашиваю ребят.

- Нормально, - отвечают они.

- А как вы заставляете детей отдать телефоны? - спрашиваю отца Ярослава.

- Для этого у нас есть Олег Вячеславович, - улыбается батюшка.

Вожатый первого отряда Олег Вячеславович Грушин- личность в лагере заметная. Под два метра ростом, в футболке с надписью «ВДВ» - увидишь такого, и желание бузить пропадет. Он - семинарист, прошел службу в десантных войсках, и о своем непременном желании пойти в армию мне говорят все мальчишки в лагере. Летом Олег Вячеславович - вожатый в «Солнечном», в остальное время года он - помощник эконома Саратовской епархии.

В его отряде дисциплина почти армейская, провинился - идешь мыть крыльцо. Не вымысел и рассказы детей про систему наказаний «упал-отжался», хотя в первом уделе «падают и отжимаются», а также приседают и бегают кругами вокруг домика реже, чем в остальных. Главным методом воспитания вожатый считает диалог, и свою работу строит не на отжиманиях, а на общении и понимании. В это почти веришь, пока не услышишь его воспитательный голос:

- Сегодня вечером в баню идут все! А теперь, парни, спать!

Вступать в диалог никому не хочется.

Радист-звонарь Михаил Игоревич дает сигнал, и в лагере наступает тихий час.

Кубки, куклы и мячи

Иду в «Светлицу» - так называется кружок углубленного изучения традиционной русской культуры. Ведет его Светлана Валерьевна Белоногова, в течение учебного года она обучает детей в православной гимназии и в Центре дополнительного образования Заводского района. На ее уроках дети учатся шить лоскутные мячики, делают своими руками лошадок и кукол - так, как делали их в старину.

Обучение через игрушку - эта древняя традиция оказалась забыта с появлением фабрик и магазинов игрушек. Светлана Валерьевна возрождает ее, заодно объясняя детям: перед тем, как поиграть, нужно потрудиться.

В «Светлице» в большом количестве игрушки, сделанные детьми, а также настоящие произведения искусства - лоскутные мячики из Хотьково, матрешки из Сергиева Посада. Обучение рождается в игре, дети шьют (многие впервые берут в руки иголку с ниткой) и открывают для себя богатейшую культуру своего народа, а вместе с ней - и красоту Православия.

В игротеке - большая коллекция кубков, выигранных «Солнечным» во всевозможных соревнованиях по волейболу и футболу. В прошлогодних межлагерных Спартианских играх, которые проходят в оздоровительных учреждениях области в течение всех летних смен при участии около 10 000 детей, сборная лагеря «Солнечного» заняла первое общекомандное место. В этом году после  финала традиционного открытого городского фестиваля детского художественного творчества «Радуга талантов» коллекция пополнилась новыми трофеями. После танцевально-акробатических и вокальных номеров, исполняемых детьми из других лагерей под громкую современную музыку, на сцену вышли несколько девочек в народных костюмах и начали петь акапелла. Спели так, что зал затих.

* * *

Я ухожу из лагеря и думаю: в чем же привлекательность «Солнечного»? Почему дети возвращаются сюда из года в год, и желающих приехать всегда больше, чем путевок? Здесь достаточно строгая дисциплина, есть послушания, нет привычных для молодежи развлечений, нельзя курить и сквернословить - но именно это и оказывается востребованным. Как растущее деревце, бывает, привязывают к подпорке - не для того, чтобы лишить свободы, а чтобы оно не качалось на ветру, смогло укорениться, вырасти и дать добрый плод. Так и воспитание детей нуждается в ограничениях, которые приносят только пользу.

...На футбольном поле собраны ветки для вечернего костра. Солнечные каникулы традиционно продолжаются с середины июня до середины августа.

Фото Светланы Белоноговой

Газета «Саратовская панорама» №31 (959)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vospitanie-lyubovyu
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Новикова
«Неужели ты думаешь, что Я брошу вас?»
Протоиерея Алексия Новикова вспоминает супруга
24.09.2018
Светлана Белоногова: «Никак не наиграюсь в куклы!»
Руководитель «Светлицы» - о правильных игрушках, вере и традиции
28.01.2015
Все статьи Ольга Новикова
Последние комментарии
Нехватка кадров? Безработица? Нет, безхозяйственность!
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.11.2024 13:29
Запад не верит в нашу решимость
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 13:02
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
27.11.2024 12:56
С урологами на дружеской ноге
Новый комментарий от Владимир С.М.
27.11.2024 12:45
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
27.11.2024 12:44
Церковь всегда одна
Новый комментарий от протоиерей Вячеслав Пушкарёв
27.11.2024 11:10
Дьявольский удар готовится в первый день Рождественского поста
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
27.11.2024 10:26