Я родился в селе Видлицы на Ладоге… Когда мне было пять лет, одна знакомая односельчанка – тетя Оля Назарова показала мне крестик. Этот крестик ей подарили на Валааме. Случилось так, что сын ее после войны потерял семью – и мать, и брата, и второго брата. Не мог их найти и оказался на Валааме. Он был без ноги. Тетя Оля каким-то образом смогла разыскать его через военный комиссариат, с трудом добраться до острова - тогда же не было скоростных теплоходов, и забрать сына домой. Он потом всю жизнь проработал столяром, имел великолепные руки и голову… Так, вот, на Валааме кто-то подарил тете Оле крестик – то ли сын, то ли кто… (Такой же крестик я увидел в начале девяностых, году в девяносто четвертом – пятом, в музее православия в г. Куопио, в Финляндии. Думаю, что он попал в этот музей во время войны 39-40-х годов. В этом музее сейчас много валаамских экспонатов.) Это был непростой крестик. В нем было сделано отверстие, в которое было вставлено увеличительное стеклышко. Тетя Оля однажды показала мне этот крестик. Подведя к окну и развернув меня в сторону Валаама, в сторону Ладоги, она сказала: «Это – Валаам. Когда вырастешь, обязательно побывай там…».
Впервые на Валаам я попал в 1990-м году, когда в начале августа, почти сразу после интронизации, сюда прибыл Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Я в то время был руководителем Карелии – председателем Верховного Совета республики и должен был встречать Патриарха. Конечно, тогда Валаам был другой совершенно. Все было разрушено. Сейчас трудно, да я и не берусь судить о том, что здесь происходило в послевоенные годы. Здесь были размещены более ста пятидесяти инвалидов и ветеранов войны. Это те люди, которые в войну остались без семей. Их семьи просто погибли, а им самим некуда было идти. А на Валааме вся система жизнеобеспечения работала в бывших монастырских кельях. Монастырь ушел, как мы уже с вами сегодня вспоминали, в тридцать девятом – сороковом годах в Финляндию. И вот именно здесь стало возможным обустроить этих людей. Нельзя забывать, что многие города, как Минск, Сталинград-Волгоград, Киев и многие-многие другие, были полностью или почти полностью разрушены, сожжены. Поэтому, Валаам и стал таким местом, куда этих людей привезли… В 1984 году Дом инвалидов был построен в моем родном селе Видлицы… Они и сейчас там живут. Конечно, кое-кто уже ушел из жизни. Ну, а некоторые медицинские сестры, работавшие еще на Валааме в Доме инвалидов и престарелых, продолжают трудиться там и сейчас.
И, конечно, увидев здесь страшную разруху: многие храмы и скиты были уничтожены и временем, и вандалами, и бесхозяйственностью, и недосмотром, - мне стало понятно, что все это можно восстановить только при помощи государства. И у меня, и у большинства депутатов Верховного Совета Республики не было сомнений, что Русской Православной Церкви, монастырю, который сюда пришел в 1985 году, нужно все вернуть полностью. Было принято несколько законов, позволяющих это сделать без всяких загвоздок. В 1990 году мы приехали сюда вместе с депутатами Верховного Совета России. Затем, в 1991 году, я пригласил сюда Валентина Сергеевича Павлова, ныне покойного, тогда – премьер-министра Советского Союза. Он обещал помочь и кое-какую помощь успел оказать до начала известных событий, связанных с ГКЧП в августе девяносто первого. А дальше пришлось уже просить Бориса Николаевича… В 1992 году здесь состоялась наша встреча и с Патриархом, и с Борисом Николаевичем, который прилетел на эту встречу из Финляндии. И был подписан Указ об особо охраняемых территориях, который фактически явился препятствием к тому, чтобы Валаам был приватизирован и разграблен частными лицами. Указ подтверждал то, что буквально все здесь будет охраняться государством. Был создан Валаамский национальный природный парк, директором которого назначили Владимира Александровича Высоцкого. Стали решаться вопросы с финансированием, сохранилось экскурсионное обслуживание, которое сейчас уже полностью передано Валаамскому монастырю.
Постепенно Валаам стал преображаться. Я помню, что, когда мы были здесь вместе с Патриархом и Президентом России, ужинали мы в значительно более скромных условиях, чем те, в которых состоялась сегодняшняя наша трапеза после службы. И, вот, тогда я сказал Борису Николаевичу: «Россия – большая страна, и ее не возродить сразу. А если мы возродим Валаам, то возродится и Россия…».
Постепенно, с Божьей помощью, Валаам стал преображаться, и, созданный в 2002 году Попечительский совет по восстановлению обители, который тогда возглавил Патриарх Алексий II, в этом трудном деле играет большую роль… А сегодня Попечительский совет возглавляет Святейший Патриарх Кирилл и неоценимую личную помощь оказывает Валааму российский президент Владимир Владимирович Путин. И, Слава Богу, трудами братии, трудников, послушников, благотворителей и, конечно, государства, Валаам возвращается к былому величию.
Но как бы ни была хорошо вооружена армия, сколько бы она ни имела ресурсов, без хороших командиров она обречена на провал. Великое счастье, что Господь послал сюда на служение Владыку Панкратия и о.Мефодия, которые, как я считаю, совершают здесь ежедневный подвиг, неся на себе крест восстановления обители. В монастыре монахи должны молиться, должна идти постоянная духовная работа, а здесь еще создан духовно-просветительский центр «Свет Валаама», несущий людям свет и сердечную заботу… И хочется еще раз повторить, что сегодня, в праздник Преоражения Господня, говоря о возрождении Валаамского монастыря, который и называется Спасо-Преображенским, мы являемся свидетелями несомненного подвига людей, неустанно и рачительно трудящихся, не смотря на собственные самочувствие и болезни, над возрождением монастыря.
Записано Еленой Федотовой, гл. ред. Гуманитарного альманаха «Петербургская среда», 19 августа 2013 г. о. Валаам
Выставка гуманитарного альманаха "Петербургская среда" - "Свет Валаама".
21 сентября - 5 октября 2014 г.
Открытие - 21 сентября, в 15 час.
Место проведения: Киноконцертный зал г. Приозерска
Адрес: Ленинградская область, г. Приозерск, ул. Калинина, д.11
Опубликовано в гуманитарном альманахе «Петербургская среда»