Дорога к Преображению

Записки паломника в Мирожский Спасо-Преображенский Завеличский монастырь

Александр Сергеевич Пушкин 
0
266
Время на чтение 9 минут

Это та речка называется во Пскове — Мирожка, Мирож. Когда-то была челноходной, ныне — тихий ручеек. Но по-прежнему впадает в реку Великую. В месте совпадения рек, в районе Пскова, именуемом Завеличье (с ударением на первом слоге) стоит древний Мирожский Спасо-Преображенский Завеличский монастырь.
 
Он располагается на левом берегу Великой, потому хорошо виден с брега противоположного, а также с Ольгинского моста. И прекрасен в любое время года и суток.

Мы идем к нему с Ольгинской набережной, от церкви Успения Божией Матери у Пароменья, сразу нырнув под мост. К церкви со стороны реки сегодня почти притулился какой-то ресторанчик с плетнём; миновав его и пройдя под мостом, сразу — во Пскове высока плотность храмов на квадратный километр — оказываемся перед маленькой Анастасьинской часовенкой, построенной архитектором А.В. Щусевым, который нам люб чудесными храмами начала ХХ века, такими как Троицкий собор в Почаевской Лавре, в честь преп. Сергия Радонежского на Куликовом поле, Спаса Нерукотворного в Натальевке на Харьковщине и другими.

Часовня Святой Анастасии была построена в 1911 г. в стилизованных формах древнепсковской архитектуры. В ее восточную стену была заложена храмозданная керамида, а интерьер расписан фресками по эскизам Н.К. Рериха. Рерих делал мозаики и к порталам щусевского Троицкого собора в Почаевской лавре (1906—1912). Построена Щусевым Анастасьевская часовня вместо более ранней часовни (1711) — при строительстве Ольгинского моста. Газета «Псковский набат» от 15 августа 1923 г. сообщала: «На Рижском шоссе у самого входа на мост Красной Армии находится часовня. Пора бы закрыть ее и превратить в книжный киоск магазина «Новая жизнь», что принесет несомненную пользу». Нельзя не согласиться с краеведами, которые утверждают, что градостроительная ситуация сегодняшнего дня негативно сказалась на восприятии часовни: в начале ХХ в. она возвышалась у моста, акцентируя Рижскую дорогу и динамично уравновешивая в панораме города массивный, но ниже по берегу расположенный храм Успения с Пароменья. Нынешнее место Анастасиевской часовни, с 1971 г., когда ее «перенесли», — под мостом, за забором строящейся гостиницы, делает ее недоступной.

«Строящаяся гостиница» выглядит как расстрелянный из гаубиц и заброшенный страшный форт, являет собой эдакий монумент усталости…

По тропке, ведущей вдоль берега Великой, мы и направляемся к Мирожскому монастырю.

* * *

Дойти от Ольгинского моста по бережку можно минут за пятнадцать, но мы останавливаемся у небольшого гранитного знака у ограды общеобразовательной школы № 7 (для детей с нарушениями зрения), фасад которой глядит на Великую. 

В годы войны на территории школы был концлагерь, называемый фашистами лазаретом для советских военнопленных. За четыре года тут были замучены, скончались от ран и голода 34 200 наших соотечественников. 

И это не самый многочисленный из псковских концлагерей.

7 мая 2003 г. открылся музей истории школы, из трех разделов: история школы (со дня образования в 1936 году до 1941 года), узники «лазарета» (с 1941 по 1944) и школа сегодня (история с момента открытия — с ноября 1947-го).

 * * *

Метров через сто на берегу видим храм святителя Климента Римского — cтаренький, с облупившейся местами штукатуркой. Видать, отчего-то обходит стороной «мирская слава» этот «памятник республиканского значения». Скромный, он живописно и как-то неэгоистично стоит под деревами на берегу Великой, странным образом не беря на себя пространство, не привлекая поверхностного внимания, а потому остается, говоря современным языком, недофинансированным. И то сказать, уж очень много памятников древней архитектуры во Пскове. Но, может, оно и к лучшему, до поры? Космическую интимность, того свойства, что проникает в нас со знаменитой картины М. Нестерова «Лисичка», псковскому храму Климента Римского сохранить вполне удается. Так и хочется, подобно древним старцам, присесть на травку под стеной и припасть спиной к древним каменьям.

С недавних времен храм «посвящен всем, кто служит или работает на воде». Об этом рассказывал настоятель воинского храма святого благоверного князя Александра Невского отец Олег Тэор, который здесь даже провел крестный ход в связи с первой русской морской победой Петра Великого. Это тот самый батюшка, что окормляет и другие церкви, «приписанные» к храму Александра Невского, скажем, Ильинскую в Выбутах, что на родине княгини Ольги, в 15 км от Пскова. По словам о. Олега, воинский храм в Пскове был, а в храме святителя Климента Римского, который находится около прибрежной областной больницы (на противоположном берегу Великой находится Морская набережная), можно молиться за тех, кто работает на реках, озерах, несет воинскую службу на морских просторах России. Что символично, храм расположен рядом с речным портом. Правда, службы тут бывают лишь время от времени. Храм все-таки маленький, холодный, мало приспособленный для богослужения.

Сооружение Климентовской церкви относят к ХIV—ХV векам. Известно, что здесь в старину стоял Климентовский монастырь, разоренный шведами в 1615 г. и впоследствии упраздненный.

В советское время церковь была закрыта. В 1960—1990 гг. в южном приделе располагалась мастерская псковского архитектора-реставратора М. И. Семенова. 

* * *

По изящному мосточку переходим под деревьями Мирожку и оказываемся у врат Мирожского монастыря. Он действующий, в Стефановской надвратной церкви идут службы, но есть и тонкость: на территории обители располагается памятник архитектуры, пожалуй что мирового значения, — коренастый, словно гриб-боровик, Спасо-Преображенский собор, знаменитый, прежде всего, своими поразительными фресками, чудом сохранившимися в лихолетьях. 

«Преобразился еси на горе, Христе Боже», — в этих стенах праздничный кондак звучит особенно. 

До открытия музея еще чуть ли не час, и мы успеваем зайти в надвратный храм, по высокой деревянной лестнице, через тьму перехода и пугающую внезапность автоматически включающейся лампочки, постоять-походить по троицкой сенной травушке на полу храма, в алтаре коего узнаваемы по стилю и благолепию иконы современного изографа Зинона (Теодора). Кроме того, в храме находится чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта, с предстоящими св. псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной, явленная чудесным образом в 1199 г. и прославившаяся чудесами в 1567 г., при Иоанне Грозном.
Успеваем поклониться кресту в монастырском дворе и погулять по маленькому ухоженному монастырскому садику (периметр ограды 400 метров), где и поглазеть на деревянную скульптурку схимника, выдолбленную из цельного большого полена и раскрашенную. 

* * *

Нам подсказывают, что Спасо-Преображенский собор, главный храм монастыря, уникальный памятник домонгольского периода, был построен по образцам греко-византийской архитектуры. Понятно, что он был одним из первых каменных храмов в древнем Пскове.

Стены собора были расписаны фресками сразу после завершения строительства. 

Роспись принадлежит кисти греческих мастеров, в ней и краски использовались, привезенные из Греции. А весь ярко-голубой фон — это натуральный перетертый лазурит, который везли в Псков XII века из Бадахшанского ущелья в Афганистане, а «позем» — зеленая часть — натуральный малахит. 

Не станем возражать: «Обычно пишут, что фрески Мирожского монастыря — это яркий образец византийской живописи. Но это не так. Расписывали церковь, безусловно, греческие мастера: своих-то в XII веке просто еще не было. Работали они по плану, составленному русским заказчиком, епископом Нифонтом. Основная задача была просветительская — донести до псковичей идею искупительной жертвы Христа. Решена эта задача была основательно и подробно. Это образное изложение Священного писания стоит вблизи Пскова столетиями, и за это время стало неотъемлемой частью русской истории и культуры. В этой связи, если мы считаем роспись Феофаном Греком новгородской церкви на Ильине улице — шедевром древнерусского искусства, то нет причин работы в Мирожском монастыре воспринимать иначе».

Одна из потрясенных пользовательниц Интернета пишет в своем ЖЖ: «Эти фрески создают совершенно уникальное ощущение целостности. Их много, очень много. Они подробны. Но при этом они все — про Одно и для Одного, и создают ЕДИНУЮ композицию. Вот это совершенно потрясает! Рождается ощущение, будто пространство в соборе изменяет свои законы. Стоя в центре, под куполом, я видела всё! Мне не нужно было приближаться к той или иной фреске, чтобы рассмотреть. Мне достаточно было просто на неё посмотреть, и я будто ныряла внутрь, и она приближалась ко мне без моего движения».

Как и всех, нас тронула наивная и прекрасная фреска, на которой изображен апостол Павел, плывущий в лодочке с двумя спутниками.

В самом деле: уходить не хотелось, а чаялось «надышаться», и казалось, что вот там или вот там ещё сейчас что-то поманит и покажет. Так в самом конце вдруг неожиданно целостно в подкупольном парусе увиделись евангелисты...

Ныне Спасо-Преображенский собор представляет собой музей, богослужения в нём не проводятся. Реставрация и укрепление фресок продолжаются и сейчас.

Уважительно-сострадательно смотрим в храме на отметки уровня воды. В них тоже соединяется вся история. Древнейших тут нет, но вот: 1886 год, 1900-й, 1928-й, 1960-й. В апреле 2011-го из-за резкого подъёма уровня рек Великой и Мирожи монастырь был затоплен, в Стефановом храме вода стояла высотой 1 метр, началось просачивание воды в Спасо-Преображенский собор, помогла в откачке воды служба МЧС.

Проводим в храме час, разглядывая потрясающие фрески и слушая странноватый комментарий молодой, но активной сотрудницы. Странноватость ее — музейная. 

Известное дело: нам говорят, храмы надо беречь от «церковного произвола». В такой позиции всегда поражает отсутствие разумной середины. Никто не против сохранения ценностей, но вот для кого их следует сохранять, если не для тех, кто молится? 

* * *

Основанный в середине XII в. (известна дата создания монастыря — 1156 г.; в это время основатель Москвы, ростовский князь Юрий Долгорукий стал Великим князем Киевским) новгородским архиепископом святым Нифонтом, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь был, как считают историки, «носителем духовного просвещения, хранителем традиций церковного искусства и книжности». К слову, Нифонт, будущий епископ новгородский, принял постриг в Киево-Печерском монастыре, основанном несколькими годами ранее.

В средние века здесь находилась богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская. Патриоты Мирожа уверяют, что здесь был переписан и сохранён для потомков эпический шедевр «Слово о полку Игореве» (мы помним, что единственный экземпляр списка «Слова» был приобретён коллекционером памятников русских древностей графом Алексеем Мусиным-Пушкиным у бывшего архимандрита упраздненного к тому времени Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле Иоиля).

Среди получивших образование в Мирожском монастыре был святой Корнилий, впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномучеников, — духовный писатель, просветитель, тот самый, которому, по слову современного стихотворца, «царь наш Грозный … лично отсек главу».

Монастырь пережил множество войн. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары врагов. В 1299 г. войска Ливонского Ордена напали на псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри. Тогда были убиты игумен Мирожского монастыря преподобный Василий Мирожский, а также Иоасаф Снетогорский, тогда же стяжавший мученический венец от рук немцев; оба стали местночтимыми святыми. По преданию, мощи св. игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами св. Авраамия.

Во время той войны Мирожский монастырь находился непосредственно перед тем участком псковской крепости на противоположном берегу Великой, где поляки под командованием короля Стефана Батория предприняли решительный штурм города. В том знаменитом месте, впоследствии названном «у Пролома», куда были брошены все силы врага, выстоять гарнизону города помогло чудесное заступление Богородицы. Основатель монастыря святой Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею. На том месте в честь чуда спасения благодарными псковитянами был возведен храм Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (Покрова от Пролома, Покрова в Углу).

Редкий по чистоте отделки подклет под домом настоятеля Мирожской обители напротив Преображенского собора был построен в XVII в. Чуть позднее возведена надвратная Стефановская церковь, украшенная в стиле нарышкинского барокко. Ансамбль был завершен зданием братских келий и колокольней.

С 1994 г. территорию и постройки монастыря совместно используют Псковский музей-заповедник и недавно возникшая монашеская община, при которой создана иконописная школа, основал которую знаменитый изограф архимандрит Зинон.

Мы медленно, чтоб не спугнуть чувство, уходим вдоль стен монастыря по самой кромочке реки Великой, а мимо нас контрастно и символично проносятся двойки, четвёрки и восьмёрки байдарок и академических спортивных лодок. На противоположном берегу видим лодочный спортивный эллинг, «неторопливо кипящую» вокруг него жизнь. 

И. Вундерер, немецкий путешественник XVI века, писал: «Псков по величине может быть сравнен с Римом, число домов простирается до огромной цифры 41 568, хотя они все деревянные». 

Ну что ж, идя по берегу Великой, с иноземцем спорить не будем. 

http://www.stoletie.ru/vzglyad/doroga_k_preobrazheniju_555.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Александрович Минаков
Все статьи Станислав Александрович Минаков
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06