Святейший Патриарх Кирилл в первых словах своего обращения к Полноте Русской Православной Церкви восклицает: «...Не может быть для нас сегодня ничего более важного и близкого к сердцу, чем продолжающееся братоубийство, которое полыхает на территории Украины, унося всё новые жизни...» Слова нашего Предстоятеля полны боли и глубокого молитвенного сокрушения о происходящей перед нашими глазами драме...
Дорога от Москвы до монастыря Свято-Введенская Оптина пустынь занимает в
среднем четыре-пять часов. И почему-то именно во время этой поездки я
вспомнил давнюю беседу с моим духовным отцом архимандритом Кириллом
(Павловым).
«Я шел с Евангелием и не боялся...» - эти слова любимого батюшки я тогда
вынес в заголовок даже не беседы, а глубочайшей по своей глубине
проповеди.
Это было накануне 50-летнего юбилея Победы.
Помню, что только благодаря такой важной дате батюшка Кирилл, ветеран
Великой Отечественной войны, уступив моим настойчивым просьбам,
рассказал удивительную историю о том, как он нашел в пыли разрушенного
дома в Сталинграде Евангелие. И как эта счастливая находка повлияла на
всю его дальнейшую судьбу...
Слова архимандрита Кирилла из уже далекого 1995 года обретают сегодня
для всех нас новое звучание. И я решился вставить их в свои краткие
путевые заметки.
Казалось бы, наверное, легко сегодня рассуждать о грядущих судьбах мира,
лежа на мягком диване у экрана телевизора. Кадры военной хроники
сливаются в сознании с бесчисленными и уже ставшими привычными сценами
убийств, катастроф и других кровавых преступлений. Нас как бы намеренно
приучают равнодушно взирать на смерть человека...
Сегодня в Новороссии люди, защищающие с оружием в руках свой дом, свой
город, свое село, где прошла вся их сознательная и, в общем-то,
счастливая, хотя зачастую и бедная, жизнь, эти герои нашего времени
предстают перед некоторыми моими соотечественниками жестокими
террористами. По российскому радио иногда передают такие комментарии,
что за голову хватаешься: где это я нахожусь? В Москве или в нынешнем
Киеве?
Верующее православное сердце рвется сегодня на части: как так могло
случиться с моими украинскими братьями и кровными родственниками? Кто
заставляет их поднимать руку на свой собственный народ?
Какой москаль, какой хохол?! Мы все - единый народ, крещеный святым князем Владимиром!
«...Беда в том, что мы не видим Промысла Божия и не воздаем Господу
славу за то, что Он проявлял такое промышление, такую заботу. Это
печально...
Собственно говоря, ведь Россия из ничтожества поднялась, выросла до
великой державы только Благодатию Божией, только силою Божией,
чудесами... И никто об этом не хочет сказать...
Сколько милости получала наша страна во все времена, когда нападали на
Россию! И только небесная помощь спасала от конечной погибели. А мы
такие толстокожие, что не разумеем этой милости Божией, не хотим
возблагодарить Господа. «Без мене не можете творити ничесоже». Мы все
это относим к самим себе. Говорим: «я», проявляем гордость, а это как
раз и пагубно. И за это Господь отдает нас врагам, чтобы смирить нас,
чтобы не забывали Бога...»
Страсти гражданской братоубийственной войны отодвигают многих из нас от
горячей молитвы. А ведь составлены и повсюду распространены молитвы о
мире на Украине. Каждый сегодня должен спросить себя: если я христианин,
то почему так теплохладна моя молитва, почему не слышит ее Господь?
«...Простым людям кажется невидимой помощь Божия. Люди Бога не видят, не
знают. Но связь невидимого мира с миром вещественным -
непосредственная. Господь и нужных людей воздвигает, дает им опыт и
мужество. Дает успехи в тылу и на фронте...»
Сегодня есть у всех нас возможность искренней покаянной молитвы. И,
казалось бы, не так много для этого и нужно. Только постараться
проникнуться всем ужасом происходящей беды, которая рано или поздно
затронет каждого из нас.
«...Когда Церковь, верующие люди молились со слезами, просили молитв
Господа о победе русского оружия, молитва дошла до Господа. И Он вскоре
переменил гнев на милость.
...Я считаю, что наше неверие, наше невежество, наше незнание Бога, а
также нарушение нравственных законов не могут оставаться безнаказанными.
Мы не ведаем, что Господь промышляет не только о каждом человеке, а
вообще о всей стране. Поэтому и война была. И это не без попущения
Божия.
Если и волос с нашей головы не упадет без воли Божией, то тем более -
война. Это попущение Божие за нашу безнравственность, за наше безбожие,
отступление. Господь попустил, чтобы это пресечь...
Сегодняшний хаос - это тоже, конечно, попущение Божие. И все эти войны
на окраинах России - тоже. Если народ не опомнится, глубоко не
раскается, не прекратится разложение нравов, то хорошего ждать нечего.
Можно ждать только гибели...»
Вспоминаю, как вернувшись из Беслана, где были невинно убиты какими-то
выродками около двухсот школьников, потрясенный увиденным, я начал
рассказывать об этом в одной компании - в общем-то, православных и
регулярно посещающих храм людей.
«Не надо нам это рассказывать. Мы все это знаем. Видели по телевизору», - такими словами остановили мой рассказ.
Как-то сразу стало тесно и неуютно на сердце. И я так и не смог убедить
моих слушателей в том, что, только побывав в этой разрушенной школе,
увидев фотографии погибших детей, цветы и игрушки, можно постараться
понять всю боль и страдания их матерей и отцов.
Это, конечно, совсем не означает, что всем нам надо ехать в Донецк или
Луганск. И мне можно легко возразить: мы же делаем всё, что в наших
силах, посылаем гуманитарную помощь, даем приют, пищу и работу тысячам
беженцев, лечим в наших больницах раненых с обеих воюющих сторон...
Так почему же Господь и Матерь Божия не смилуются над всеми нами, не прекратят это побоище?
«Разве допустимо, чтобы в нашей стране, на Руси Святой, сейчас дали
свободу бесовщине. Колдуны, маги, экстрасенсы, секты различные... Это,
естественно, подвигает Божию правду на гнев. Господь с этим не может
мириться. В Евангелии говорится: «Ибо открывается гнев Божий с неба на
всякое нечестие и неправду человека, подавляющих истину неправдою».
(Рим. 1, 18)
Господь дает испытание: образумьтесь! Обратитесь ко мне. А то, что
бесовщину допустили, - это страшное дело! И я не знаю, что и ожидать?
Потому что, согласно библейскому предсказанию, семь ханаанских народов
были истреблены только за то, что они допустили поклонение бесам. Грехи
человеческие - это по немощи. Но когда люди стали обращаться к темной
бесовской силе, тогда Господь этого не потерпел. А у нас открыли им
дорогу. Раньше колдунов сжигали на костре. И совсем еще недавно в нашем
Уголовном кодексе за черную магию подвергали наказанию. А сейчас
экстрасенсы кодируют людей. Это страшное дело. Мы стоим на грани жизни!»
К нам в «Русь Державную» приходят предложения организовать крестный ход
вдоль наших границ с Украиной, в крайнем случае, облететь границу на
самолете с чудотворными иконами.
И действительно, не раз бывало на Руси, когда после сугубой молитвы враг отступал и приходил долгожданный мир.
Совсем еще недавно, в октябре 1993 года, Россия тоже стояла на грани
гражданской войны. Я уверен, что только усилиями Русской Православной
Церкви, молебном Патриарха Алексия перед чудотворным образом
Владимирской Божией Матери о спасении Отечества была предотвращена
широкомасштабная кровавая бойня. Раны от расстрелянных в этих событиях
не заживают до сих пор...
Благодатную силу крестных ходов многие из нас не раз ощущали на себе.
Господь ждет наших молитвенных трудов и откликается на них.
Святейший Патриарх Кирилл 16 июля с.г. прошел под палящим солнцем из
Хотькова в Троице-Сергиеву Лавру с тысячами паломников со всей Руси. Так
начались юбилейные торжества, посвященные 700-летию со дня рождения
преподобного Сергия Радонежского. И молитвы нашего православного народа,
думаю, были услышаны игуменом Русской земли.
Так почему же Господь не сменяет свой гнев на милость?
«Собрал я все листочки вместе - книга разбитая была, и оставалось то
Евангелие со мною всё время. До этого такое смущение было: почему война,
почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в
стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие - у меня
просто глаза прозрели на всё окружающее, на все события. Такой мне
бальзам на душу оно давало».
Почему-то часто вспоминаю телевизионный кадр: Пётр Порошенко на
президентских выборах, улыбаясь, опускает бюллетень в урну и... осеняет
себя крестным знамением. К кому он в этот момент обращал свою молитву? И
обращал ли вообще когда-либо?
Судя по той кровавой бойне, которую он со товарищи развязал на
Юго-Востоке Украины, крестное знамение для него - не более чем привычный
театральный жест. Конечно, может быть, не мне об этом судить. Но,
по-видимому, уже очень скоро сурово судить всех нас будет Господь Бог. И
за ложь, и за преступное бездействие, за благодушие, за теплохладность
наших окаменелых сердец...
«...И если не образумимся, не раскаемся, не осудим себя, не обратимся к
Богу, наказание неминуемо постигнет. Пока же Господь всё это терпит за
счет верующих. Церковь еще существует. Она молится и умоляет Господа: не
попускай, молю Тебя! А всю нечисть Господь уничтожит!
Человек сам виноват в том, что отошел от Бога, от истины, ко лжи
приобщился. А ложь никогда не дает человеку удовлетворения. Ложь есть
ложь. Поэтому люди и задыхаются. Потому что во лжи пребывают. А если к
истине обратятся, то почувствуют жизнь, радость!..»
Помню, как-то много лет тому назад, сидя на скамеечке в парке санатория в
Барвихе, отец Кирилл после долгой паузы вдруг сказал мне: «Вот если бы
весь наш народ хотя бы на минуточку искренне поверил в Бога, Господь в
благодарность всё бы изменил вокруг!..»
Страха Божия, по-видимому, нет у нас. Если бы он был, трудно представить
человека, хладнокровно направляющего ракету в пассажирский самолет или
расстреливающего мирных жителей.
Умирают сегодня невинные люди и на Святой Земле. Казалось бы, рядом с такими великими святынями.
Молчат Киево-Печерские святые, молчит Святая Земля. А в украинском городе Павлограде закровоточила икона Спасителя.
Господь поругаем не бывает. «Мне отмщение, и Аз воздам», - говорит Он.
Держать ответ, по-видимому, очень скоро придется всем нам - каждому по его «заслугам».
В Оптиной пустыни на Божественной литургии и после акафиста у мощей
преподобного Амвросия Оптинского звучали слова молитвы об Украине:
«Избави люди Твоя от междоусобныя брани, утоли кровопролития, отврати належащия беды...»
И как бы на прощание с нашей великой духовной святыней чья-то добрая душа прислала мне на телефон такие стихотворные строки:
Страна моя! С твоей судьбой я не сравню народ любой!
Тебя топтали, жгли, пытали, насиловать и то устали,
Расстреливали и топили и век за веком били, били,
Упрямо разбивая в кровь уста...
Скажи, за что тебя так?
- За Христа!
«Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление!
Просто Господь был со мною рядом... Господь помогал и утешал».
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
Оптина Пустынь-Москва
«Я шел с Евангелием и не боялся...»
архив от 05.2005 г.
Разговор с духовником Свято-Троицкой
Сергиевой лавры архимандритом Кириллом, участником Сталинградской битвы,
задумывался как воспоминания этого известного всему православному миру
человека о войне. А в результате по глубинной сути духовного осмысления
нашего прошлого, настоящего и будущего получилась скорее не беседа, а
проповедь. Только счастливым слушателем ее был всего лишь один человек.
Поэтому хотелось бы донести проникновенные слова почтенного старца
Кирилла до вас, многоуважаемый читатель...
Эта великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием
попущения Божия за наше отступление от Бога, за наше моральное,
нравственное нарушение закона Божия и за то, что попытались в России
вообще покончить с религией, с верой, с Церковью. Перед самой войной не
случайно почти что все храмы были закрыты. Их к этому времени оставалось
на Руси совсем небольшое количество. У противников Церкви была именно
такая цель - вообще все прикончить. По высказыванию Хрущева, они
покончат с религией в России к 1980 году и покажут по телевидению
последнего попа. Таков был вражеский замысел, чтобы всюду царил полный
атеизм.
И когда Господь провидел эти вражеские планы, чтобы не попустить их
осуществление, Господь попустил войну. Не случайно. И мы видим, что
война действительно обратила людей к вере, и правители совсем по-иному
отнеслись к Церкви. В особенности когда вышел декрет Сталина об открытии
храмов в России.
Это, несомненно, подвигло милость Божию к нашей стране, к нашей Церкви, к
нашим людям. По-человечески, конечно, можно сказать, что победил
высокий воинский дух наших солдат. И надо отдать должное руководству
страны, которое воздвигло такого гениального полководца, как Жуков.
В прежние времена Господь воздвигал для России Суворова, Кутузова. В
наше время Георгий Жуков - это была милость Божия. Мы обязаны ему
спасением.
Сразу же поднялась, окрепла и усовершенствовалась у нас военная техника.
По-человечески мы все это относим к тому, что люди объединились и
успешно работали на передовой и в тылу. Это правильно. Но силу, энергию и
ум дал им Господь.
Когда я читал воспоминания маршала Жукова, мне бросился в глаза момент,
где он пишет о том, как он поражался в начале войны гениальности
стратегических планов немецких генералов. Потом он удивлялся тем ошибкам
и просчетам, которые впоследствии они же совершали.
Это со своей стороны говорит Жуков. Я со своей стороны скажу: это все
совершала премудрость Божия! Господь, кого хочет наказать, всегда лишает
разума, ума... И тот человек, который вначале проявлял мудрость, когда
благодать Божия отступилась, совершает ошибки.
Когда Господь решил уже дать помощь нашему народу, нашей армии, Он и
омрачил умы фашистам, а нашим военачальникам дал мудрость, воинскую
смекалку, мужество и успех. Господь давал силы, энергию, разум нашим
конструкторам и инженерам для того, чтобы одержать победу. Как
говорится: «Без Бога - не до порога!»
Беда в том, что мы не видим Промысла Божия и не воздаем Господу славу за
то, что Он проявлял такое промышление, такую заботу. Это печально...
Собственно говоря, ведь Россия из ничтожества поднялась, выросла до
великой державы только Благодатию Божией, только силою Божией,
чудесами...И никто об этом не хочет сказать...
Сколько милости получала наша страна во все времена, когда нападали на
Россию. И только небесная помощь спасала от конечной погибели. А мы
такие толстокожие, что не разумеем этой милости Божией, не хотим
возблагодарить Господа. «Без мене не можете творити ничесоже». Мы все
это относим к самим себе. Говорим: «я», проявляем гордость, а это как
раз и пагубно. И за это Господь отдает нас врагам, чтобы смирить нас,
чтобы не забывали Бога...
В первые месяцы войны наша страна входила в нее в тяжелом состоянии:
поражение следовало за поражением. Противник дошел до Москвы, до
Сталинграда.
Когда Церковь, верующие люди молились со слезами, просили молитв Господа
о победе русского оружия, молитва дошла до Господа. И Он вскоре
переменил гнев на милость.
Москва была спасена чудом... Будь немцы посмелее - взяли бы ее голыми
руками. Москва на волоске висела. Действительно, Господь страхом
удерживал немцев...
И когда стали открывать храмы, такой был подъем в народе. Народ шел в храмы. И я сам был очевидцем этого...
После Сталинградской битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса на отдых,
в один воскресный день я пошел в Тамбов. Там только что открыли
единственный храм. Собор весь был голый, одни стены... Народу - битком. Я
был в военной форме, в шинели. Священник, отец Иоанн, который стал
впоследствии епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную
проповедь произнес, что все, сколько было в храме народа, навзрыд
плакали. Это был сплошной вопль... Стоишь, и тебя захватывает невольно,
настолько трогательные слова произносил священник.
Конечно, такой вопль, молитва простой верующей души до Бога дошла! Я в это верю на все сто процентов! И Господь помогал...
Простым людям кажется невидимой помощь Божия. Люди Бога не видят, не
знают. Но связь невидимого мира с миром вещественным - непосредственная.
Господь и нужных людей воздвигает, дает им опыт и мужество. Дает успехи
в тылу и на фронте...
Я помню, как в начале войны наши танки, самолеты горели, как фанерные.
Только появится мессершмит, даст очередь - и наши самолеты валятся.
Больно и печально было на это смотреть.
А позднее, во время Сталинградской битвы, я был прямо восхищен:
«катюши», артиллерия, самолеты наши господствовали, и было радостно за
страну, за нашу мощь. Чувствовался подъем в войсках. Все были
воодушевлены. Это все-таки Господь помогал нам! И потом, слава Богу,
прошли мы всю Украину, освобождали Румынию и Венгрию, Австрию...
После освобождения Сталинграда нашу часть оставили нести караульную
службу в городе. Здесь не было ни одного целого дома. Был апрель,
пригревало уже солнце. Однажды среди развалин дома я поднял из мусора
книгу. Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для
души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое
утешение!..
Собрал я все листочки вместе - книга разбитая была, и оставалось то
Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война,
почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в
стране, ложь, правды не узнаешь. А когда стал читать Евангелие - у меня
просто глаза прозрели на все окружающее, на все события. Такой мне
бальзам на душу оно давало.
Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление!
Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся. Дошел до
Австрии. Господь помогал и утешал. А после войны привел меня в
семинарию. Возникло желание поучиться чему-то духовному...
В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в
Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного
заведения. «Есть, - говорят, - духовную семинарию открыли в
Ново-Девичьем монастыре». Поехал туда прямо в военном обмундировании.
Помню, проректор, отец Сергий Савинский, радушно встретил меня и дал
программу испытаний.
И я с большим воодушевлением начал готовиться. Ведь я же к церковной
жизни не был приобщен. Вырос в крестьянской семье, родители были
верующие. Но с 12 лет я жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою
духовность.
Господь дал мне такую энергию, такое желание. Многое надо было на память
выучить. Молитвы, чтение по-церковнославянски. Я, невзирая ни на что,
работал, учил все с таким желанием. Горел.
На экзамене дали мне наизусть читать пятидесятый псалом... Только
половину прочитал - хватит, спасибо. Прочитал по-церковнославянски. Тоже
хорошо. Затем сочинение было на евангельскую тему. А я Евангелие хорошо
знал. На «пять» написал сочинение. И мне прислали извещение, что я
принят.
Тогда уже я шинель снял и в фуфайке поехал. И все мы, кто там тогда был:
кто, как и я, с фронта пришел, кто с угольных шахт, были испытанные
жизнью...
Одним словом, я считаю, что наше неверие, наше невежество, наше незнание
Бога, а также нарушение нравственных законов не могут оставаться
безнаказанными. Мы не ведаем, что Господь промышляет не только о каждом
человеке, а вообще о всей стране. Поэтому и война была. И это не без
попущения Божия.
Если и волос с нашей головы не упадет без воли Божией, тем более -
война. Это попущение Божие за нашу безнравственность, за наше безбожие,
отступление. Господь попустил, чтобы это пресечь. Потому что пытались
совсем задушить веру. Храмы все закрыты. Думали, покончили. Нет! Не
тут-то было! Трудно идти против рожна.
Так и в будущем. Господь знает, чем смирить врагов. Попустил военные
испытания, и вынуждены были вновь открыть храмы. Потому что этого
требовал народ...
Сегодняшний хаос - это тоже, конечно, попущение Божие. И все эти войны
на окраинах России - тоже. Если народ не опомнится, глубоко не
раскается, не прекратится разложение нравов, то хорошего ждать нечего.
Можно ждать только гибели.
Разве допустимо, чтобы в нашей стране, на Руси Святой, сейчас дали
свободу бесовщине. Колдуны, маги, экстрасенсы, секты различные... это,
естественно, подвигает Божию правду на гнев. Господь с этим не может
мириться. В Евангелии говорится: «Ибо открывается гнев Божий с неба на
всякое нечестие и неправду человека, подавляющих истину неправдою».
Господь дает испытание: образумьтесь! Обратитесь ко мне. А то, что
бесовщину допустили, - это страшное дело! И я не знаю, что и ожидать?
Потому что, согласно библейскому предсказанию, семь ханаанских народов
были истреблены только за то, что они допустили поклонение бесам. Грехи
человеческие - это по немощи. Но когда люди стали обращаться к темной
бесовской силе, тогда Господь этого не потерпел. А у нас открыли им
дорогу. Раньше колдунов сжигали на костре. И совсем еще недавно в нашем
Уголовном кодексе за черную магию подвергали наказанию. А сейчас
экстрасенсы кодируют людей. Это страшное дело. Мы стоим на грани жизни!
И если не образумимся, не раскаемся, не осудим себя, не обратимся к
Богу, наказание неминуемо постигнет. Пока же Господь все это терпит за
счет верующих. Церковь еще существует. Она молится и умоляет Господа: не
попускай, молю Тебя! А всю нечисть Господь уничтожит!
Человек сам виноват в том, что отошел от Бога, от истины, ко лжи
приобщился. А ложь никогда не дает человеку удовлетворения. Ложь есть
ложь. Поэтому люди и задыхаются. Потому что во лжи пребывают. А если к
истине обратятся, то почувствуют жизнь, радость! («Русь Державная» № 7,
1995 г.).
Эта беседа состоялась ровно десять лет
тому назад. Перечитывая одно из первых публичных выступлений всемирно
известного старца, я еще раз убедился в промыслительной мудрости и
только приобретающих с годами новый глубинный смысл слов монаха и
солдата...
Записал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
http://www.rusderjavnaya.info/article.php?art_id=1014