Путь наверх - к ангелам у каждого свой в прямом и переносном смысле. Мы часть своего вознесения - до колоннады - совершили на лифте. Появился он сравнительно недавно - полвека назад. До этого в здании тоже был подъемник, но не для служащих, а для доставки дров - в холодные зимы надо было отапливать не только собор, но и его верхнюю часть. Сейчас у собора отопление не дровяное, необходимость в подъемнике отпала, и он уже не функционирует. Зато появился лифт, хорошо упрятанный в теле здания, чтобы не нарушать его исторический вид. В прошлом году его модернизировали так, чтобы экскурсию на колоннаду Исаакия могли совершать и люди с ограниченными возможностями для передвижения, в том числе инвалиды-колясочники.
Еще метров на 20 в высоту - от площадки с колоннадой до балюстрады с ангелами - поднялись по узкой винтовой лестнице. И вот теперь мы в одной компании с реставраторами и ангелами смотрим на лежащий внизу город.
- Реставрация скульптур и металлоконструкций балюстрады началась в 2011 году, - рассказал начальник отдела реставрации и капитального ремонта музея-памятника «Исаакиевский собор» Геннадий Полунин. - Планируем завершить ее в 2015 году. Это большая работа, и делается она только за счет собора, средства на это расходуются, конечно, немалые.
Выше балюстрады - только купол. Кстати, эти же реставраторы в начале 2000-х купол, условно говоря, мыли. А на самом деле тщательнейшим образом очищали его поверхность от многих слоев сажистых отложений; по-новому провели герметизацию - и теперь он не протекает. Это было непросто делать, привлекали для работы промышленных альпинистов-реставраторов (есть и такая специальность), ведь высота собора вместе с крестом 101,5 метра.
- А голуби вам работы не прибавляют? - интересуюсь по ходу дела.
- Голубей здесь нет, - пояснил руководитель реставрационных работ Петр
Щедрин. - Видимо, их разогнали вороны, которые обитают в соседних
парках. Эти птицы очень любопытные и отрядили нескольких своих
представителей наблюдать за ходом реставрации. Две - четыре вороны чуть
ли не ежедневно к нам залетают, смотрят, иногда приносят кости, камешки.
Они нам не мешают.
Балюстраду окаймляют 24 фигуры - ангелы и архангелы. У каждого есть свое если не имя, то название. Один - «Ангел с лестницей», другой - «Ангел с губкой», третий держит терновый венок. А под ангелом с пальмовой ветвью и хоругвью притаилась голова Змия.
- Эта скульптурная группа посвящена жизнеописанию Иисуса и страстей Христовых, поэтому у ангелов такие атрибуты, их рисунки в свое время утверждал Священный синод, - отметил реставратор. - Но есть и другие символы. Когда мы заходили на эту площадку с лестницы, нас встречал «Ангел, записывающий входящих».
Пока, к счастью, скульптура нас если и записала, то не в чистилище и не в рай, а в число посетителей верхотуры собора. Работы тут ведут специалисты ООО «Возрождение Петербурга».
- В зависимости от технологии трудятся одновременно от 5 до 25 человек, - сообщил Петр Щедрин. - Сейчас все скульптуры отреставрированы и ждут установки на свои исконные места, естественно, привязанными, чтобы их не уронил ветер. Теперь восстанавливаем латунные балясины балюстрады - по 100 килограммов каждая. Весь собор разбит на 24 сектора, каждый из них ограждают по шесть балясин и две полубалясины - все они проходят очистку, реставрацию и затем вновь устанавливаются.
Но пока на своем месте стоит только уже упомянутый архангел Уриил, прикрученный новыми латунными болтами. Болты на несколько миллиметров возвышаются над поверхностью тумбы. А во времена возведения собора их головки срезали заподлицо.
- Каждую операцию по реставрации, каждый элемент мы согласовываем с КГИОП. Относительно болтов специалисты комитета согласились: то, что они не срезаны, не принципиально, - рассказывает руководитель работ. - Иногда сотрудники КГИОП проводят прямо здесь, на балюстраде, совещание в составе 6 - 8 специалистов. Трижды на подобном совещании обсуждали, как решить вопрос с тумбами, которые служат постаментами для ангелов.
Вопрос непростой: тумбы чугунные, но более чем за два века значительно пострадали, от их стенок отламываются целые куски проржавевшего металла. В конце концов решили, что отремонтировать постаменты уже невозможно, надо монтировать новые, как говорится, по образу и подобию. Но материалом будет уже не чугун, а листовая сталь. Она прослужит в десятки раз дольше чугуна, то есть после реставрации постаменты ангелов установят уже не на века, а на тысячелетия.
В хорошем состоянии и сами ангелы, особенно теперь - после их очистки и реставрации.
- Ничего, что они зеленые? - спрашиваю у специалиста.
- То, что зеленые, это, наоборот, хорошо! - отвечает Петр Щедрин (на
снимке). - Когда фигуры отлили, они, естественно, были блестящими, потом
латунь темнеет - становится темно-коричневой, черной, а затем уже
зеленой - покрывается патиной, которая и сберегает металл от разрушения.
При реставрации мы слой патины даже усиливаем, там, где это необходимо.
- Чистой вашу работу не назовешь, - отмечаю, наблюдая, как очищают металлоконструкции балюстрады.
- Это точно, - соглашается реставратор. - Здесь на воздухе еще ничего,
хотя и очень жарко, только ангелы не боятся высоких температур. А внутри
купола или под балюстрадой и грязь, и пыль, без респиратора там
работать невозможно.
Кроме 24 скульптур, которые после реставрации займут свои места в окружении купола, еще восемь ангелов - со светильниками - расположены парами по четырем углам колоннады собора, их хорошо видно с земли. Сверху распростертые крылья ангелов выглядят еще более внушительно. Юго-западная скульптурная группа ангелов со светильниками уже отреставрирована, остальные три ждут своего часа.
Закрыта лесами и северо-западная колокольня собора, единственная из четырех, которая сейчас еще без колокола.
- Эта колокольня обращена прямо к зданию Священного синода, и именно на ней был установлен самый большой колокол. Он весил 30 тонн и звонил только по самым большим праздникам - два раза в год: на Пасху и в Рождество, - пояснил Геннадий Полунин. - После обследования состояния конструкций, решили, что здесь будем устанавливать колокол поменьше - 15-тонный, но все равно он будет самым большим в нашем соборе и сделан по историческим рисункам и чертежам. Правда, для отливки колокола еще нужно найти средства. Остальные звонницы уже отреставрированы и полностью оборудованы. На юго-восточной, например, 13 колоколов - от 16 килограммов до 10-тонного.
Сделав прощальный круг по балюстраде, прощаемся с каждым из ангелов. Последний из них, тот, что перед лестницей, - «Ангел, записывающий выходящих». Однако в последние десятилетия делать записи ему было нечем. За более чем полтора века - с 1843 года, когда скульптуры были установлены на балюстраде, - он потерял свое стило. При реставрации ангелу сделали новый «карандаш» - теперь он свои функции тоже выполняет.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10309805@SV_Articles