У мемориального Знака после возложения венков (слева направо): заместитель премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Тозик, председатель Комитета госконтроля РБ Александр Якобсон, губернатор Гомельской области Владимир Дворник, Госсекретарь Союзного Будто волнистое облако, сплыло покрывало, и откуда-то из бронзовой глубины мемориального Знака узнаваемо проступили скульптурные фигуры маршалов Жукова, Рокоссовского, генералов Батова и Панова. В их жестах и лицах - взволнованная озабоченность. Скульптор Валерий Кондратенко стремился передать ощущения этих военачальников в момент начала операции «Багратион». Это ему удалось.
Более трёх тысяч светлогорцев и гостей города собралось у памятного Знака и у танка, стоящего на дубовой гати посреди поросшего мхом бывшего болота. Солдаты роты Почётного караула. Ветераны Великой Отечественной войны, приехавшие из разных городов Беларуси и России. Один из них - Иван Михайлович Ивкин с Брянщины. Ему, участнику этих боёв, есть что вспомнить. Говорит он взволнованно и в то же время по-фронтовому чётко, словно рапортует от имени своих однополчан. Губернатор Гомельской области Владимир Дворник благодарно вспоминает тех, кто способствовал возведению мемориала. Среди них и Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, который находит самые точные, проникновенные слова:
- Сегодня мы открываем памятник одной из наиболее значимых операций всей Великой Отечественной войны. Операция «Багратион» позволила чуть более чем за два месяца освободить Беларусь, а затем часть Польши и Прибалтики. Война - страшное дело. И неслучайно в одной из песен говорится, что победа - это радость со слезами на глазах. Прежде чем наша армия научилась побеждать, она испытала горечь поражений. Война - это гибель миллионов гражданских людей. Только в Беларуси погиб каждый третий. Война - это горечь отступлений, голод, разруха, смерть и слёзы. И, восславляя блестящую операцию «Багратион», мы воздаём должное военачальникам, которые явились её организаторами: Рокоссовскому, Жукову, Черняховскому, Антонову, Захарову и другим. Но самую большую тяжесть несли, конечно же, рядовые солдаты и офицеры. Их телами, их жизнями устлана дорога к Победе. Это и жизни белорусских партизан, вклад которых в операцию «Багратион» был велик. Накануне её проведения они совершили более десяти тысяч подрывов в тылу врага, которые парализовали доставку боеприпасов на фронт немецким оккупантам. Поэтому мы прежде всего кланяемся памяти 180 тысячам солдат и офицеров, погибших во время этой операции. И вместе с тем это для нас знаковое и, скорее, праздничное событие, потому что мы нашли в себе силы и возможности создать такой памятник.
Слушал его и невольно думал о том, что у нас немало памятников и обелисков, мемориальных комплексов, посвящённых жертвам войны, погибшим воинам. А вот в честь Победы и победителей - их до обидного мало. Операция «Багратион» именно победная, наступательная. Вся она охватывала огромную территорию: более 1000 километров по фронту от Западной Двины до Припяти и до 600 километров в глубину - от Днепра до Вислы и Нарева. Поэтому значительных событий в ней было немало. И всё-таки прорыв по проложенным на болотах гатям в Паричском (нынче Светлогорском) районе имел решающее значение. Классический пример полководческой и воинской мудрости!
В своих «Воспоминаниях и размышлениях» Г.К. Жуков свидетельствует: «Главная сложность заключалась в том, что надлежало действовать в труднопреодолимой лесистой и сильно заболоченной местности... Эти места я знал хорошо, так как прослужил здесь более шести лет и в своё время исходил всё вдоль и поперёк. В болотах в районе Паричей мне довелось хорошо поохотиться на уток, которые там гнездились в большом количестве, да и боровой дичи было великое множество... Как мы и предполагали, немецкое командование меньше всего ожидало в этом районе сильного удара наших войск. Поэтому оборона противника здесь, по существу, была очаговой, сплошной не существовало...»
Наступление началось в 7 часов утра 24 июня. Первый гвардейский Донской танковый корпус преодолел болото Бридский Мох вблизи деревень Петровичи и Мартыновка. Оно имело в длину 4, а в ширину 2 километра. Рядом с ним - Вальский лес. Там дислоцировались 69-я и 37-я стрелковые дивизии. Командный пункт 65-й армии находился в лесу, подступающем к деревне Просвет.
За день было уничтожено до 1700 вражеских солдат и офицеров, 19 орудий, 35 миномётов, 85 пулемётов, 17 автомашин, разрушено 27 дзотов и 25 блиндажей. К исходу второго дня войска углубились в оборону врага на 30 километров. А дальше - освобождение Паричей, Жлобина, разгром немцев в «Бобруйском котле»...
Вот так развивались эти исторические события в Светлогорском районе.
Для того чтобы подтвердить значимость успеха операции «Багратион», около 50 тысяч немецких военнопленных были проведены 17 июля 1944 года позорным маршем по Москве. Колонна шла около трёх часов. А после марша улицы были демонстративно вымыты с мылом. Доктор военных наук, профессор, генерал-майор М. Белов свидетельствует: «В целом операция «Багратион» стоила противнику 17 разгромленных дивизий и трёх бригад, потери половины противодействовавших дивизий, 50% своего состава. В связи с этим в журнале боевых действий немецкого верховного командования была сделана запись: «Разгром группы армий «Центр» в Белоруссии означал катастрофу, превзошедшую Сталинградскую». Вряд ли стоит особо возражать. Им виднее...»
И вот торжественное открытие. Отзвучали гимны Беларуси и России. Прогремели салютные залпы. Небо над нами украсил цветной фейерверк. Цветы и венки к монументу возлагают Г.А. Рапота, председатель Комитета госконтроля Беларуси А.С. Якобсон, другие официальные лица... А потом участники торжества знакомились с выставкой военной техники времён Великой Отечественной войны, восхищались показательными выступлениями военнослужащих бригады специального назначения и театрализованным представлением военно-исторического клуба «Честь мундира». Многие могли подержать в руках фронтовое оружие. А Григорий Рапота и Александр Якобсон проехали даже за рулём автомобиля времён Великой Отечественной войны.
Через несколько дней мне довелось участвовать в государственной приёмке мемориального Знака. Приятно было услышать от председателя Республиканского художественно-экспертного совета по монументальному и монументально-декоративному искусству, ректора Белорусской академии искусств Михаила Борозны, что такого значительного по замыслу и воплощению монумента, посвящённого Великой Отечественной войне, у нас в Беларуси нет.
http://www.lgz.ru/article/-30-6473-30-07-2014/v-chest-operatsii-bagration/