Замечательное событие, но вызывает оно и горечь и радость одновременно. Горько, что за сто лет мы не удосужились поставить столь монументальный памятник нашим соотечественникам, которые сложили головы на той жестокой войне, второй Отечественной, как называли ее те, кому посчастливилось выжить. Выжить, но не победить. Может быть, поэтому так упорно старались потом не вспоминать ее, не славить ее героев и полководцев. А ведь было кого...
Понадобилось целое столетие, чтобы переосмыслить свою не столь уж давнюю старину. Как бы ни хаяли советские историки «бездарных царских генералов», а все же они не пропустили немецкие войска в коренную России, к Москве и Волге, держали фронт в Польше и Латвии, в Галиции и Белоруссии... И вот вспомнили их к столетнему юбилею, когда никого уж из участников той войны не осталось в живых. Спасибо Российскому военно-историческому обществу, которое выступило с инициативой такого памятника!
Вполне символично, что монумент поставили в Калининграде, в былой столице Восточной Пруссии.
Ведь именно здесь русская армия и вступила в свои первые бои, начав 17 августа 1914 года наступательную операцию. Начиналась она столь успешно, что казачьи разъезды достигали восточных фортов Кенигсберга. В городе объявили эвакуацию населения, на запад потянулись беженцы... Но именно здесь же, на полях Восточной Пруссии, разыгралась и трагедия 2-й армии, которой командовал генерал от кавалерии А.В. Самсонов. У Александра Васильевича была возможность выбраться в тыл. Но он остался со своими окруженными войсками. Когда же поражение стало очевидным, генерал приставил к виску револьвер и нажал на спуск... Это произошло в лесу у фермы Каролиненгоф (4 км юго-западнее Вилленберга и 2 км северо-западнее Гросс-Пивниц). Там тело командующего 2-й армии обнаружили немцы и похоронили его. Теперь на этом месте стоит скромный памятный знак, поставленный трудами земляка генерала историка Виктора Петракова и писателя Кира Булычева. На нем надпись «Генерал Самсонов против генерала Гинденбурга».
Четверть миллиона русских солдат остались навсегда в этой земле, спасая Францию от успешного немецкого наступления. Увы, сегодня многие предпочитают не помнить этого факта. Монумент русским воинам, ставший сегодня рядом с Астрономическим бастионом, послужит немым укором беспамятным.
На вершине 11-метрового постамента - три бронзовые фигуры: офицер и два бойца. Вот как объясняет символику памятника его автор - известный российский скульптор, действительный член Российской академии художеств, народный художник России Салават Щербаков:
- Три фигуры должны ассоциироваться с тремя богатырями. На Руси это число каноническое. Но люди, вознесенные на высоту постамента, отнюдь не богатырского сложения. Это те, кто вынес на своих плечах всю тяжесть жестокой войны. Они, как бы выхвачены из гущи народа и представляют три разных сословия - офицер-дворянин, вольноопределяющийся разночинец и солдат-крестьянин...
Три разных возраста, три разных чина, но все они олицетворяют единение народа, вставшего на защиту Родины. Через три года они повернут штыки друг против друга, а пока - вместе. И в этом скрытый трагизм памятника.
На постаменте - бронзовый барельеф, отражающий подвиг женщин России, надевших в лихие годы косынки сестер милосердия - от царских дочерей до фабричных работниц. В скульптурном портрете можно увидеть черты лица сестры милосердия Риммы Ивановой, девушки, которая в боях под Пинском сумела поднять в атаку залегшую под огнем роту. Она погибла, но подвиг ее увековечен недавно на белорусской земле двумя памятными знаками.
В торжественной церемонии открытия монумента принял участие министр культуры РФ Владимир Мединский.
- Наша задача сейчас, - сказал он, - работать над восстановлением исторической памяти. На этой земле погибли сотни тысяч российских граждан, бойцов, которые сражались за эту землю и в годы Великой Отечественной войны, и в годы Первой мировой. Если мы храним память о героях, бравших Кенигсберг в 1945 году, то память о Первой мировой нам предстоит еще во многом восстанавливать...
Салават Александрович Щербаков давно и успешно работает в жанре монументальной и станковой скульптуры классического реалистического стиля. К числу наиболее значительных работ Щербакова относятся проект интерьеров мемориального Музея Космонавтики в Москве; проект памятных стел в городах, которым присвоено почетное звание Российской Федерации - «Город воинской славы»; проекты и художественные решения интерьеров различных объектов: коттеджа «Москва» Государственного комплекса «Дворец Конгрессов» в Стрельне; культурно-делового центра «Дом Москвы» в Минске; московского городского университета Управления Правительства Москвы; крупнейшего в Европе Центра восстановительной медицины и реабилитации Департамента здравоохранения города Москвы... Москвичи хорошо знают его памятники, посвященные видным деятелям железнодорожного дела России: первому министру путей сообщения П.П. Мельникову на Комсомольской площади, многофигурную композицию первопроходцам российских железных дорог у Казанского вокзала.
Есть у Салавата Щербакова и еще одна знаковая работа, затронувшая тему Первой мировой: это памятник генералу от инфантерии Александру Павловичу Кутепову.
В 1916 году полковник Кутепов оборонял позиции под «русским Верденом» - небольшим городком Сморгонью, волею стратегов, ставшим стратегическим узлом. Он командовал 2-м батальоном лейб-гвардейского Преображенского полка. Кутепов водил своих бойцов в атаку лично. Цепи преображенцев - на устрашение врагам - шли в ногу, держа четкое равнение штыков. Солдаты считали своего командира заговоренным, и верили, что пули сами собой облетают их батальонного. Тем не менее, отважный командир был трижды ранен в боях. Не тронули Кутепова ни пули, ни сабли и в Гражданскую войну, хотя и там он не прятался за спины солдат. В Крыму полки генерала Кутепова защищали Перекоп. Но главный воинский подвиг этого человека состоялся в ноябре 1920 года, когда 1-й армейский корпус был высажен на берегу глухоманного турецкого городка Галлиполи. Зимой - сырые промозглые ветры. Летом - изнурительная жара. Море в скалах. Земля в колючках и скорпионах. Скудный паек - на голодный измор. Резь в животе от кишечных болезней... И лютая полынная тоска по оставленным курскам, рязаням, вологдам, смоленскам...
Кутепов понял - только строжайшая дисциплина спасет корпус от разложения и гибели. Благодаря его воле, войска встали лагерем по всем правилам Полевого Устава. Разбили палатки по ротным линейкам, построили знаменные площадки и ружейные парки, воздвигли шатер походной церкви и соорудили гимнастический городок. Открыли учебные классы для юнкеров и сколотили театральные подмостки. Не забыли про гауптвахту, лазарет и библиотеку. Наметили строевой плац и стрельбище. А вскоре пришлось размечать и лагерное кладбище... Болезни, климат и голод косили людей нещадно. И все-таки в Голом поле войска правили гарнизонную службу, строили, молились, учились и ждали приказа в бой.
Верили, что смогут освободить Россию от тех, кто прятался за штыками и спинами красноармейских полков.
Приехала союзная инспекция. Французские генералы ахнули: вместо беженского стана - образцовый войсковой лагерь, полки, батальоны, дивизионы, эскадроны, батареи... Армия, сохранившая знамена и полковые печати, пулеметы и трубы духовых оркестров... И был парад. Перед коренастым чернобородым моложавым генералом - Александром Кутеповым и его штабом шли, вскинув винтовки "на руку" батальоны в шеренгах по восемь.
Подвиг генерала Кутепова - подвиг особого рода. Этот генерал славен не тем, что разбил вражеские войска, а тем, что сумел спасти свои, сохранить их в самых гиблых условиях, спасти десятки тысяч своих соотечественников. Это подвиг воинского духа и командирской воли, подвиг любви к России, к Родине.
Салават Щербаков вместе с автором этих строк выезжал на родину генерала в город Череповец. После этой поездки родилась идея памятника: генерал стоит в полный рост в шинели с обнаженной головой, держа фуражку, как на молитве, в левой руке. То ли в самом деле молится, то ли просит прощения за свои победы в гражданской войне... Непростая историческая фигура, непростой и памятник.
К сожалению, памятник генералу Кутепову существует пока только в макете, не в гипсе и не в бронзе - в пластилине. У мощного череповецкого предприятия «Северосталь», обещавшего когда-то найти средства для сооружения монумента, «лишних» денег пока нет.
Памятный знак героям Первой мировой войны будет установлен и в Воронежской области - в мемориальном комплексе "Терновое кладбище".
- Мы хотим отдать должное участию в героических сражениях воронежцев - полных Георгиевских кавалеров, почтить их память, - сказал губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. - Имена Героев Советского Союза все время на слуху, о них пишут и рассказывают, а полные кавалеры ордена Георгия Победоносца долгое время незаслуженно оставались в тени, хотя совершали не меньшие подвиги, защищая Родину.
Трудно с этим не согласится.
Надо подчеркнуть - и до монумента в Калининграде в Российской Федерации ставили памятники воинам Первой мировой. Так еще в 2008 году в бывшем Царском Селе, а ныне Пушкине, была поставлена семиметровая стела из серого гранита, увенчанная православным крестом.
На лицевой стороне постамента надпись: «Памяти героев, павших в
Первой мировой войне. 1914-1915-1916-1917-1918 г.г.». Авторы этого
сооружения - петербургские архитекторы и художники: консультант
командующего Ленинградского военного округа В. Филиппов, доктора
архитектуры В. Мухин и М. Бунин, кандидат архитектуры Ю. Затыкин.
Памятник был построен по инициативе жителей Санкт-Петербурга на месте
уничтоженного в советское время Братского кладбища героев Первой мировой
войны. Тогда в российским и зарубежных СМИ было отмечено, что Россия
впервые вспомнила о себе, как об участнице Первой мировой войны...
И все-таки о Первой мировой, о ее полководцах и солдатах, о ее героях и жертвах всерьез заговорили только теперь в преддверии столетней годовщины, заговорили во всех видах изобразительного искусства, во всех жанрах литературы.
Так в Санкт-Петербурге завершаются съемки картины о незаслуженно забытом драматическом эпизоде отечественной истории: о женском «батальоне смерти» Марии Бочкаревой. Кинематографисты создали немало документальных лент, в том числе и такой волнующий фильм, как «Атака мертвецов», посвященный небывалому в истории войн подвигу защитников русской крепости Осовец. Отравленные ядовитыми газами, обреченные на верную смерть солдаты 226-го Землянского пехотного полка, поднялись в свою последнюю яростную атаку... Петербургский художник Виктор Кобзев создал памятник, который надеется установить в Осовце (сегодня крепость на территории Польши), если разрешат польские власти. Не разрешат, значит, памятник будет поставлен в том самом городе Землянске, чье имя носил легендарный полк, на берегу реки Серебрянка в Воронежской области.
Поэт Геннадий Красников подготовил антологию стихов о Первой мировой войне, собрав под одну обложку все лучшее, что было написано классиками и современными поэтами. Издательство «Вече» выпустило более дюжины книг на затронутую тему. Художники студии имени М.Грекова также откликнулись на памятное событие: герои Первой мировой войны будут увековечены на многих полотнах.
Встанет памятник героям Первой мировой войне и в Москве.
Решение об этом было принято в апреле 2013 года. При поддержке Министерства культуры РФ и Российского военно-исторического общества проводился открытый конкурс на лучший проект памятника. В первом этапе участвовали 32 конкурсанта. Выставка проектов-финалистов проходила в Центральном музее Великой Отечественной войны. В сентябре 2013 года жюри объявило победителя конкурса. Им оказался проект скульптора Андрея Ковальчука. По словам автора, памятник «будет состоять из двух элементов: русского солдата, прошедшего войну, честно выполнившего свой долг и ставшего георгиевским кавалером, и многофигурной композиции, олицетворяющей флаг России». Монумент решено установить на Поклонной горе между Триумфальной аркой и музеем Великой Отечественной войны.
В столице и стране объявлен сбор средств на возведение этого монумента. Многие россияне захотели быть причастными к созданию воистину народного памятника. Ожидается, что памятник будет открыт в августе - к точной дате столетия начала Первой мировой войны.
Калининград
Фото автора
http://www.stoletie.ru/voyna_1914/i_skazhet_i_kamen_i_krest_gde_legli_153.htm