Ильинский храм на Пороховых существует уже почти 230 лет. Но до сих пор имя архитектора, создавшего это замечательное сооружение на возвышенном левом берегу Охты, имеющее форму ротонды, доподлинно неизвестно. Не обнаружен в архивах и первоначальный план храма.
Ко времени возведения Ильинского храма (1781 - 1785) всеми работами на Охтинском пороховом заводе руководил его командующий - капитан артиллерии Карл Гакс, назначенный на должность в конце 1778 года (по некоторым сведениям - с 1777 года).
Впервые план каменной Ильинской церкви упоминается 16 сентября 1780 года, когда Гакс передает его, а также чертежи фасадов и смету на его устройство в канцелярию Главной артиллерии и фортификации. Новую каменную церковь Гакс просил построить на казенные средства «иждивением порохового завода», предполагая, очевидно, что главные заботы, включая проектирование, ложатся на завод. План упоминается вновь при передаче его 23 декабря 1780 года из канцелярии Главной артиллерии и фортификации в Санкт-Петербургскую духовную консисторию для «благословления».
16 июня 1782 года Карл Гакс представил в канцелярию Главной артиллерии и фортификации подробное описание строящегося Ильинского храма, соотнесенное с его планом. Требования на необходимые материалы подписывал также только Карл Гакс.
Вот только кто стоял за планом, в соответствии с которым было выполнено это очень компетентное описание? Неизвестный архитектор, создавший хотя бы эскизный набросок храма? Или все было проработано заводскими умельцами под надзором Гакса с его непосредственным участием или даже самим командующим заводом Гаксом?
В то время Охтинский пороховой завод своего архитектора не имел. Первым зодчим, приписанным к заводу, был назначенный в 1798 году архитектор артиллерийского ведомства Ф. И. Демерцов. Предшествующую Ильинскую церковь возводили в 1743 году по проекту архитектора Главной артиллерии и фортификации И. Я. Шумахера.
С 1766 года архитектором по Главной артиллерии и фортификации значился В. И. Баженов. Но в 1767 году он переехал в Москву и работы по артиллерийскому ведомству практически не вел. Вернулся в Петербург в 1792 году на должность архитектора Адмиралтейств-коллегии.
По сложившейся традиции, когда речь идет об авторстве Ильинского храма, упоминают имена известных зодчих эпохи просвещения: И. Е. Старова, Н. А. Львова и Ю. М. Фельтена. Все они использовали в своем творчестве мотив ротонды.
Очевидно, что в мотивах Ильинского храма есть определенное «цитирование» мотивов лютеранской церкви Св. Анны Ю. М. Фельтена. Командующий заводом Карл Гакс, будучи лютеранином, мог ее посещать, и был знаком или даже, возможно, состоял в родственных отношениях с ее автором. Однако сам Фельтен, перечисляя свои постройки, не указывал своей причастности к Ильинской церкви.
Другая ротонда - Троицкая церковь «Кулич и Пасха» Н. А. Львова - была заложена только в 1785 году, и идея постройки принадлежала заказчику князю А. А. Вяземскому. Церковь великомученицы Екатерины на Валдае, очень напоминающая Ильинскую церковь, построена Львовым в 1786 - 1794 годах.
Архитектор И. Е. Старов начал в 1773 году строительство дворца в Бобриках Тульской губернии, имеющего завершение в виде ротонды. В 1783 - 1789 годах он строит в Петербурге Таврический дворец с центральным завершением в форме ротонды.
Однако упомянутые выше архитекторы (кроме Баженова) никогда не были связаны с Артиллерийским ведомством. Архивные документы не содержат даже намека на их причастность к проектированию или надзору за строительством Ильинской церкви. А использование ими в качестве объемно-пространственных решений ротонды или полуротонды является традиционным приемом эпохи Просвещения. И Ильинская церковь, кому бы ни принадлежали ее чертежи, не исключение, а только часть временного контекста!
Рассматриваемая нами версия - создание проекта Ильинского храма командующим заводом капитаном артиллерии Карлом Гаксом имеет вполне резонные основания. В первую очередь в пользу нее говорит непосредственная передача 16 сентября 1780 года Карлом Гаксом плана Ильинского храма и сметы на его возведение в канцелярию Главной артиллерии для дальнейшей передачи в Духовную консисторию для благословения, а не предоставление плана командующему заводом из канцелярии для исполнения.
При передаче не упоминается имени автора проекта, оно подразумевается и понятно «действующим лицам». Если бы проект принадлежал кому-то еще, в этих важных документах был бы намек на взаимодействие автора проекта, производителя работ - командующего заводом Гакса и заказчика - канцелярии Главной артиллерии и фортификации. Но «третьего» лица там нет...
В пользу того, что Гакс был автором проекта, говорит и компетентное описание строящегося Ильинского храма, выполненное им и переданное в канцелярию Главной артиллерии 16 июня 1782 года.
И несомненным аргументом в пользу авторства Гакса являются первоначальные чертежи церкви Св. благоверного князя Александра Невского (храм был возведен рядом с Ильинским в 1806 году архитектором Демерцовым), выполненные командующим Охтинским пороховым заводом полковником де Понтлеруа в 1803 году. Об этом он сам пишет в рапорте в Артиллерийскую экспедицию 29 июня 1803 года, передавая туда чертежи: «...сделанный мною план и два фасада на рассмотрение при сем представляю...». А это означает, что подобное практиковалось и прежде, и в отсутствии архитектора в канцелярии Главной артиллерии и фортификации командующий заводом Карл Гакс успешно справился с задачей проектирования и строительства Ильинского храма на Пороховых, оставив потомкам почти неразрешимую задачу доказательства своего авторства.http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10308311@SV_Articles