Фото: Георгий Шишкин / "Газета Кемерова"
Протоиерей Всеволод Чаплин - один из самых медийных представителей верхушки Русской православной церкви. Его резкие высказывания по самым разным вопросам зачастую приводят к широким дискуссиям. Как однажды сказал сам Чаплин, он точно знает позицию Бога по тому или иному вопросу.
На минувшей неделе протоиерей посетил Кемерово с однодневным рабочим визитом, посвященным открытию в Кузбассе отделения Всемирного русского народного собора. Корреспондент "Газеты Кемерова" побеседовал с Всеволодом Чаплином, и узнал, каков долг православного христианина, что происходит с церковью на Украине и откуда появились активисты РПЦ, избивающие людей на концертах метал-групп.
- Миссия Всемирного русского народного собора - объединить русский народ. А что послужило причиной разобщения? И где найти духовные скрепы, чтобы снова сплотить русский народ?
- С одной стороны, есть достаточно непростые дискуссии по социальным и политическим вопросам, и Всемирный русский народный собор всегда старался сформулировать общие ценности, которые помогут людям, несмотря на различия (даже достаточно серьезные), найти общую платформу для сотрудничества и общенационального развития.
С другой стороны, еще в начале 1990-х годов ВРНС отметил то, что народ разделен, в том числе новыми государственными границами. Эти границы по большей части никуда не уйдут. Тем не менее народ имеет право оставаться единым, имеет право на то, чтобы все русские люди, на территории какого бы государства они ни жили, могли поддерживать нормальные взаимосвязи с русскими, живущими в России, и имели бы некие формы общенародного действия и выработки общенародного сознания.
- Какое участие православные принимают в событиях на Украине, и что происходит с самой Киевской епархией?
- Ситуация очень непростая. Церковь стремится играть миротворческую роль. При этом очевидно, что среди верующих канонической православной церкви (Украинская православная церковь является самоуправляемой частью Московского патриархата) есть сторонники разных политических убеждений. Кто-то поддерживал Майдан, кто-то выступал против него, кто-то поддерживает настроения, которые имеются у ополченцев Востока, кто-то поддерживает противостояние им. В этих условиях церкви, конечно, непросто, особенно с учетом того, что контроль в Украинской церкви за нравственным поведением и административными действиями ряда лиц явно ослаблен. Впрочем, будем надеяться, что, несмотря на все разногласия и благодаря крепкой вере церковного народа, сохранится верность христианским нравственным и общественно значимым ценностям.
- Кто такие православные активисты? Как они появились?
- Люди проявляют инициативу. Практически ни один из случаев активного православного общественного действия не инициировался церковью. Но то, что люди проявляют инициативу, - это хорошо. Иногда в чем-то приходится поправлять те или иные группы лиц и тех или иных личностей, особенно в тех случаях, если проявляется агрессия, если возникают попытки стимулирования внутрицерковной вражды, какие-то безнравственные действия. Но для православного христианина естественно устраивать жизнь всего общества по божьему закону и люди, конечно, должны это делать. Более того стыдно, если они этого не делают.
- Вы говорите, что если есть попытки агрессивного воздействия на другие группы людей, то вы вмешиваетесь. Были такие случаи?
- Агрессия - это нелегитимное применение насилия. А когда человек что-либо говорит, это, конечно, не агрессия, это реализация им, с одной стороны, свободы высказывания. С другой стороны, долг христианина - всегда говорить правду божью, вне зависимости от того, хотят люди ее слышать или нет.
- Конкретный случай с металлистами Behemoth... (активисты РПЦ сорвали выступление польской группы в Новосибирске и Красноярске - "Газета Кемерова").
- Убежден, что деятельность этой группы незаконна в России. То, что эта группа делает, нарушает наше законодательство. Странно, что при получении первой же информации, ее деятельность не была немедленно запрещена. Православный христианин имеет долг, он обязан сделать все, чтобы такого рода группы не выступали в России никогда.
- То есть, в том числе можно и сорвать концерт?
- Что значит сорвать концерт? Люди выступали со своей гражданской позицией. А концерт был незаконным, он должен был быть пресечен правоохранительными органами. Я надеюсь, что так будет всегда. Этот концерт является правонарушением.
- Может быть, во избежание повторения таких случаев стоит проверять зарубежные и отечественные коллективы? Например, поручить это Минкульту?
- Да, лучше всего так. И если окажется, что та или иная творческая или якобы творческая группа нарушает законодательство страны, значит, нужно добиваться того, чтобы ее выступление было невозможным.
- Почему вообще РПЦ оценивает явления поп-культуры?
- Имеет долг. Она обязана это делать, иначе быть не может. Все, что касается человеческой нравственности, конечно, должно получать христианскую оценку. Более того, в этих случаях не нужно знать какого-то общецерковного решения: у христианина есть долг, руководствуясь собственной совестью, в рамках христианской нравственности о таких явлениях говорить и выражать к ним свое отношение. А христианство имеет отношение ко всему, что происходит в мире: у него есть свои суждения об экономике, культуре, об отдельных явлениях, которые происходят в этих сферах жизни, о личной жизни, в том числе, конкретного человека, о том, что происходит в информационной сфере, в действиях политиков, творческих людей и так далее.
- Это можно назвать цензурой?
- Цензура - это запрет. У церкви нет полномочий ( и хорошо, что нет) запрещать что-либо силой государства. Но, бесспорно, нравственность выше свободы. Свобода должна быть ограничена по нравственным соображениям. Об этом говорят нормы международного права, и общество имеет долг ограничивать безнравственные явления.
- Творчество группы Pussy Riot, которая возобновила свою деятельность, законно?
- В данный момент, насколько я понимаю, люди все-таки начали избегать того, чтобы совершать противозаконные действия. Хотя в ряде случае встает вопрос о том, насколько публичные акции, осуществляемые без уведомления органов власти, являются законными. Но я, по крайней мере, рад тому, что за последнее время не происходило кощунства.
- А их антиправительственные песни вы как оцениваете?
- Можно критиковать и власть, и церковь, но одно дело критика, другое - оскорбление. Одно дело - споры, другое дело - кощунство, направленное на унижение ценностей, символов, имен, понятий, которые для некоторых людей - дороже собственной жизни. Эта грань достаточно ясна. Есть огромная разница в том, чтобы в споре с церковью с ее мировоззрением или ее действиями говорить, что бога нет и считать себя приверженцем другой религии, или безрелигиозного мировоззрения и тем, чтобы осквернять то, что для людей свято. Или, например, оскорблять человека. Если кому-то не нравится деятельность президента, премьера или моя деятельность, спорить всегда можно, и это нормально. Я с большим интересом веду дискуссии с атеистами и антиклерикалами тогда, когда эти дискуссии являются разумными и не связаны с оскорблениями, хамством и кощунством.
- Вы признавались, что слушаете Псоя Короленко, который активно использует нецензурную лексику в своем творчестве. С точки зрения христианства позволительно слушать такую музыку?
- Как вы знаете, он прошел достаточно большой путь. С одной стороны, конечно, для меня большим поводом для сомнений и сожалений является то, что очень умный человек, имеющий что сказать людям, известный интеллектуальным творчеством в самый ранний свой период, прибег к крайнем формам эпатажа и к нецензурным выражениям, когда очевидно решил приобрести известность. Сейчас, конечно, он возвращается к тому чтобы, с одной стороны, делать народ умнее и ставить перед ним вечные вопросы. Он поет о смысле жизни, поет о вере, о древних культурах, в частности о еврейской, представителем которой он является. И люди слушают. Вопрос, насколько нужно было прибегать к крайним формам эпатажа, тогда когда нужно было приобрести определенную славу. Человек, конечно, очень талантливый, он выступает, в том числе вместе с другим исполнителями в клубе на территории прихода, где служу я. Иногда они поют дуэтом с кем-то из фолк-рокеров, которые составляют основной поток этого клуба. Мы с ним общаемся, дружим. В последнее время регулярно поем вместе.
- Вы знали, что в честь вас Lenta.ru назвала редакционного богомола?
- Нет, я впервые от вас об этом узнаю. Интересно было бы посмотреть, что за насекомое. А карикатуры на себя собираю, и не без удовольствия. Если рисуют, значит, попадаю в точку.
- Не испытываете ли вы сожаления оттого, что не успели жениться до принятия сана?
- Вся моя жизнь принадлежит церкви, и жизнь эта очень интенсивная. И кого бы пришлось пожалеть, так это жену, если бы она была, и тем более детей, если бы были таковые.
- Вы как-то говорили, что точно знаете, о чем говорит Бог...
- Конечно, Бог сам открыл нам о себе все, что нужно нам знать в Библии и своей церкви, которая есть его тело, которая есть его голос. Господь через то, что он сказал в Библии и через церковное предание, то есть через весь объем церковной боговдохновенной мысли и через свое прямое действие в церкви, говорит, что нам нужно делать и говорить.
http://gazeta.a42.ru/lenta/show/protierey-chaplin-metal-gruppa-behemoth-nezakonna.html