Детская исповедь - опыт прощения

Детская исповедь - опыт прощения

Родители - это, пожалуй, единственные люди на земле, кто так отчаянно и самозабвенно переживает за здоровье и благополучие своих детей. И перед тем, кто только стоит на пороге храме, и перед многолетним прихожанином встает деликатный вопрос детской исповеди. Как не навредить в своем желании очистить душу ребенка в спасительной бане покаяния? Как настроить ребенка на покаянный лад? И что делать, если ваш ребенок стал свидетелем совершенного вами греха? На эту тему рассуждает настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая с. Дьяковка, духовник детского православного лагеря Покровской епархии «Гардарика» протоиерей Димитрий Шевченко, отец троих детей.

- Отец Димитрий, с какого возраста ребенок должен исповедоваться?

- Конечно, по устоявшейся традиции дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, но у многих сегодняшних детей физиологическое взросление намного опережает духовное и психологическое. Поэтому к этому вопросу нужно подходить индивидуально.

- Насколько частой должна быть исповедь ребенка?

- Я думаю, что маленьким детям нужно исповедоваться нечасто и по велению сердца. Детям нельзя определить обязательный временной промежуток между исповедями, здесь нужно исходить из конкретных жизненных случаев. Родители должны чувствовать душевное состояние своих детей. И опять же желательно разбирать каждую ситуацию индивидуально.

- Нужно ли заставлять ребенка идти на исповедь?

- Если ребенок уже сознательно исповедуется, не стоит ему указывать на его грехи и заставлять идти на исповедь. Потому как это будет уже не его исповедь. Это вообще будет не исповедь. Задача родителей - подсказать, направить ребенка, поговорить с ним, но ни в коем случае не принуждать.

- Каким должно быть родительское участие в подготовке к исповеди? Следует ли знакомить ребенка с литературой из серии «В помощь кающемуся» и перечнем грехов?

- Если мы говорим о маленьком ребенке, который только начинает делать свои первые шаги в исповеди, то с такой литературой знакомить, конечно, не нужно. Эти книги созданы для взрослого человека, а не для детей.

Вообще, исповедь (а точнее покаяние) известна ребенку с детства. Яркий пример послушания ребенка своим родителям - это образ послушания человека Богу. Все происходит по любви. Родитель по любви прилагает усилия для того, чтобы воспитать ребенка (ведь невоспитанный ребенок счастлив не будет). И ребенок по любви к родителю слушается его. И когда он что-то натворит, сделает что-то против воли родителей, то он испытывает дискомфорт. Он не появляется на глаза, боится самому себе признаться в том, что натворил. И постепенно начинает испытывать естественное желание, которое пережил, наверное, каждый в детстве, чтобы того, что он натворил, как будто бы и не было. «Как было бы хорошо, чтобы все встало на свои места...». Это рассуждение приводит к тому, что ребенок сам начинает верить в свою правоту. И когда родители его спрашивают: «Кто это натворил?», он часто отвечает: «Это не я». И при этом он уже может догадываться, что родители все равно знают, что это он. Ребенок начинает ощущать чувство страха, тревоги, неуверенности. И именно они подвигают его к тому, чтобы соединить прерванную непослушанием связь с родителями через покаяние. У него появляются силы больше так не делать. Поэтому покаяние известно ребенку с детства.

foto_8_ispoved.jpgТак как же родители могут поучаствовать в подготовке ребенка к исповеди? Стоит использовать опыт того, как ребенок просит прощения у своих родителей и после этого чувствует себя снова счастливым человеком. Но опять же, это нужно подсказать ненавязчиво, при случае. Вот, например, ребенок что-то натворил, прошло время, он осознал все и попросил прощения у родителей. В этот момент ему очень тяжело, он плачет, не может успокоиться. Но мама берет его на ручки, гладит по головке, целует. И ребенок успокаивается и счастливо живет дальше. Так и в Церкви: человек после Исповеди и Причастия парит как на крыльях и ничего больше не боится. У него нет больше чувства беззащитности, которое было следствием греха.

И, тем не менее, если ребенок впечатлительный или сильно распереживался о совершенном грехе, он все равно беспокоится. Вроде и прощения попросил, и мама с папой простили. И этот момент - благоприятный случай, чтобы подсказать ребенку: «Знаешь, почему ты до сих пор не можешь успокоиться? Потому что то, что ты сделал, называется грехом. И чтобы получить исцеление от этого состояния, нужно попросить прощения у Бога на исповеди». Только при случае подсказать. И дальше больше не вмешиваться. Ни в коем случае нельзя спрашивать ребенка после исповеди о том, что он сказал батюшке и что тот ему ответил, и не забыл ли малыш о таком-то грехе. Такие вопросы задавать нельзя, потому что при этом нарушается тайна исповеди. Нам более известно о том, что священник не должен разглашать тайны. Но малоизвестно то, что сам исповедующийся не должен рассказывать о своих тайнах.

Ребенок должен самостоятельно исповедоваться. И ни в коем случае нельзя говорить: «Ага, ты что-то натворил. Иди в церковь и все расскажи батюшке на исповеди. А после этого еще отчитаешься: сказал или не сказал». А если вдруг священник что-то не то сказал, то к нему идет мама и говорит: «Знаете, к вам приходил мой ребенок, вы его неправильно поняли. Ему надо было сказать вот так». Это абсурд.

- Батюшка, если мы не знакомим ребенка с перечнем грехов, то как тогда предупредить их совершение?

- Родители не только перед исповедью должны говорить с ребенком о добре и зле, на собственном примере учить христианской жизни. Но в то же время ребенок должен сам, на своем собственном опыте, осознать, почему плох грех. Адам и Ева были предупреждены, однако это не остановило их от совершенного греха. Когда мама и папа говорят «нельзя», а тебе очень хочется что-то сделать, и ты это делаешь, ты начинаешь чувствовать разрыв отношений со своими родителями. А потом ты находишь в себе силы, просишь прощения, и все снова становится хорошо. Это и есть опыт, через который ребенок осознает тяжесть совершаемого греха.

А если приучать ребенка к высоким фразам о покаянии, которые он не выстрадал, мы рискуем воспитать юного фарисея, который будет хорошо знать названия грехов, да только не торопится исправлять свою жизнь.

- Что делать, если ребенок не может преодолеть страх и подойти к священнику?

- Думаю, что в воцерковленной семье такого однозначно быть не может. Там, наоборот, возникает некая привычка: к службе, батюшке, Причастию. Ребенок воспринимает все как должное. Но это уже другая проблема.

А тот случай, о котором говорите Вы, это, скорее всего, история семьи, которая только начала воцерковляться. Возможно, они только впервые подошли к исповеди. Я думаю, что если такой ребенок посетит несколько богослужений, он поймет, что ничего страшного там нет. Он увидит таких же детей, как и он, которые спокойно подходят к священнику, и у него даже родится к этому интерес. Он захочет в каком-то роде «собезьянничать»: все подходят под епитрахиль, и я пойду. Это совершенно естественно. Но ожидать такого поведения от ребенка не стоит в первый же день.

Нужно понимать, что ребенок часто боится не священника как такового. Ему страшно признаться в содеянном. Поэтому с ним нужно беседовать, говорить о радости прощения и помощи Божией.

И еще хотел бы отметить, что у ребенка все-таки должен сохраняться, конечно, не страх, а уважительный трепет по отношению к батюшке. Ему должно быть стыдно перед священником. Это чувство поможет ему впоследствии бороться с грехом.

- А если ребенок ходит в храм давно, но подойти к священнику не может из-за стыда от совершенного греха?

- Это, наверное, похоже на тот случай, когда ребенку стыдно сказать что-то маме. И это очень хорошо, что ребенок переживает из-за этого. Но родители должны помочь ему пересилить себя и покаяться в совершенном. В таком случае это не формальная исповедь, которую зачастую можно встретить в нашей практике,- ребенок как на зубок говорит одно и то же: не слушался, обидел, подрался. А желания больше не грешить у него не проявляется.

- Может ли ребенок самостоятельно выбрать себе духовника?

- Пока ребенок маленький, за него это должны делать родители. А когда он подрастет, ребенку нужно давать свободу в выборе духовника. Но при этом родители могут, конечно, ему давать советы.

- Как воспитать в детях благоговейное отношение к исповеди и Причастию?

- Важно почувствовать этот знакомый с детства вкус покаяния - и то, как он просил прощения у мамы, и как она его обняла, и как ему после этого было хорошо. Но перенести этот опыт в храм.

- Какие книги способны настроить ребенка на покаянный лад?

- Маленьких детей лучше всего научат старые добрые сказки. Для подростков подойдут классические произведения Льва Толстого, Александра Пушкина, Ганса Христиана Андерсена и многих других. Но книги надо читать и обсуждать вместе с детьми. Сам ребенок не всегда сможет сделать правильные выводы, увидеть глубину произведения.

- Должны ли родители признать перед ребенком свою греховность? Не повредит ли это родительскому авторитету?

- Я думаю, не стоит этого делать. Ребенок по своей любви не оценивает поступки своих родителей, даже если они далеки от идеала. Даже когда товарищи ребенка отзываются как-то плохо о его родителях, реакция, как правило, совершенно определенная. Ребенок будет защищать своих родителей, хотя знает, что за родителями этот грех есть - к примеру, пьют они. Но он будет защищать их. И даже если ребенок стал свидетелем совершенного родителями греха, то необходимо показать свою борьбу с этой страстью, а не говорить: «Смотри, сынок, что я натворил, ты так никогда не делай».

Дети должны видеть как можно больше хороших поступков. Мы сами воспитываемся в Церкви на положительных примерах святых, так и детям нужно стремиться подавать добрые примеры.

Беседовала Христина Добрынина

http://pravpokrov.ru/church_life/?SECTION_ID=72&ELEMENT_ID=9264

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Димитрий Шевченко:
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Жириновский и Кремль: вечные партнеры
Новый комментарий от Ортодоксос
13.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019