«Милосердия двери отверзи нам»


Есть в нашем обществе люди, которые как бы вытеснены из жизни, к ним относятся если не презрительно, то с подозрением и опасением, часто небезосновательным. Эти люди содержатся отдельно и, безусловно, вызывают общественное осуждение или, в лучшем случае, жалость. Возвращаясь в общество, они обычно не находят в нём места, их мало где берут на работу, сторонятся, избегают, даже боятся. Это заключённые. 

«Отрок» публикует материал, присланный сёстрами Николо-Сольбинского монастыря (www.solba.ru). В обители существует приют для девочек, ведётся социальная работа, и по мере сил сёстры оказывают помощь и узникам тюрем. Собранные ими истории, на наш взгляд, много над чем позволяют задуматься в дни Великого поста.

Однажды учительница музыки из нашего приюта рассказала на первый взгляд комичный случай. На уроке она со старшими девочками (14-16 лет) разучивала песнопение «Милосердия двери отверзи нам...» композитора Березовского. Наши дети не знают политики и новостей, но, видимо, будучи где-то в городе, слышали фамилию Березовский, и им она показалась знакомой. Поэтому они спросили учительницу: кто такой Березовский? Она же, даже не подумав, стала рассказывать о том Березовском, который был тогда у всех на слуху, что это страшный человек, олигарх, который то-то и то-то, то есть распространённое общественное мнение. Тогда одна из девочек с надеждой спросила: «И он написал „Милосердия двери"?» Тут учительница, поняв свою ошибку, спохватившись, начала объяснять, что конечно же нет, что это совсем другой человек, хороший, композитор... Дети же без тени улыбки сказали: «А мы думали - покаялся». Смешно в этой ситуации было только учительнице.

Когда она потом рассказывала нам эту историю, то говорила, что её больше всего поразила чистая детская вера, что любой человек, как бы он ни погряз в грехах, насколько бы тёмной ни была его душа - любой человек через покаяние способен полностью изменить свою жизнь, возрасти духовно и даже достигнуть святости. Ведь именно так и учит нас Православная Церковь, показывая множество таких примеров.

Мы же не всегда так по-детски чисто верим в человека, бываем поспешны в своих суждениях и не столь милосердны. А ведь Господь верит в каждого из нас и ждёт нашего покаяния. В Послании к Коринфянам апостол Павел говорит, чтобы мы не были дети умом, но на злое были младенцами (1 Кор. 14, 20).

Народная мудрость говорит: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». В основе её лежит заповедь о милосердии, ведь никто из нас не может с уверенностью сказать, что с ним такого точно никогда не случится. А если вдруг случится, то как мы будем тогда нуждаться в слове утешения, в поддержке или помощи.

В наш монастырь постоянно приходят письма от заключённых из разных тюрем России и ближнего зарубежья с просьбами о помощи. С годами писем становится всё больше и больше, сейчас нам пишут уже около 200 человек. И мы стараемся помогать по мере возможности - кому словом, кому посылками с необходимыми вещами.

Наша Церковь имеет большой, деятельный и очень благотворный опыт работы с заключёнными в тюрьмах. Господь приводит этих людей к вере самыми разными способами: часто через священников, которые посещают их или служат в тюремных храмах; кому-то случайно попадается в руки Евангелие или Библия и он начинает читать; кого-то приводит к вере сосед по камере.

Когда я изъявила желание отвечать на письма и отправлять посылки в места лишения свободы и стала этим заниматься, то от многих слышала упрёки и предостережения, что все эти люди просто хорошие актёры и вымогатели, что они очень красиво умеют написать и чего только не расскажут, что у них там свои какие-то связи... Но ведь с нас Господь спросит не об их честности, а о том, были мы милосердны или нет.

В каждом письме - жизнь человека, его мировоззрение, его горе, даже исповедь, и чаще всего покаяние. И в каждом письме - путь человека к Богу, Которого он познаёт в заключении. Встречаются особенные случаи, незаурядные личности, но и в простоте своей люди тоже бывают незаурядны. И мне давно пришла мысль поделиться этим. Не для того, конечно, чтобы все тут же переменили своё мнение о заключённых. Они несут наказание заслужено, среди них, безусловно, есть опасные для общества люди и бдительность и осторожность необходимы. Но главное - видеть образ Божий в любом человеке, даже в закоренелом преступнике, и верить, что любой человек способен на покаяние и, по благодати Божией, на преображение. Может быть, когда-нибудь, вспомнив об этих людях, мы будем более снисходительны и добры к тем, кто встречается нам на пути.

Вот выдержки из некоторых писем.

Раб Божий Павел, г. Пенза

"Меня зовут Павлом, мне 27 лет. Нахожусь я в колонии строгого режима в городе Пензе. Сижу я за убийство человека, сроку дали мне 10 лет, и сижу я уже 6-й год.

Божиим промыслом я теперь являюсь прихожанином церкви, которая находится на территории колонии. Раньше я веровал в глубине души в Бога (если это можно было назвать верой), но служить я продолжал страстям плоти, что и привело меня в колонию строгого режима. И попав в колонию, я не сразу пришёл к вере, я даже первое время сам смеялся над прихожанами, которые ходили в церковь. Можно себе представить, что я был за тип: курил, пил, ругался матом, постоянно гневался, пакости всякие делал и многое другое постыдное. Шло время - год, два, три. Я начал понимать, что меня в жизни ничего не интересует, всё мне надоело, любое занятие мне казалось бессмысленным и ненужным. Я начал искать себе занятие, начал читать книги: историю, психологию, философию, но ничего меня не устраивало - не то.

И однажды произошло вот что. У нас в колонии есть ПТУ, где мы овладеваем разными профессиями; дорога от ПТУ до барака проходит мимо церкви. И вот, возвращаясь из ПТУ в барак, я решил зайти в церковь и посмотреть, как там внутри всё устроено. Когда я зашёл в церковь и оказался среди икон, то почувствовал душевный покой, тепло, умиротворение, чего мне так не хватало среди окружающей меня мерзлоты, ненависти и злобы. Мне захотелось лечь на пол и никуда не идти, так мне было там хорошо.

Вернувшись в барак, я вспомнил, что когда-то один из заключённых, перебирая свои вещи, достал из сумки Библию и отдал её мне. Я положил её в свой баул, и она у меня пылилась там до этого момента. Я достал Библию и начал читать Ветхий Завет - сотворение земли и неба. И тут я понял: вот то, что мне нужно, то, что я искал. Я чувствовал, как моя оголодавшая душа насыщалась Святым Писанием. Это было похожее на то, как в детстве мне мама или бабушка рассказывали сказку, которая мне нравилась.

Вот так я нашёл то, что искал, свой смысл жизни. С тех пор я начал посещать богослужения и принимать участие в жизни Церкви. Слава Богу за всё!"

Раб Божий Димитрий, Мурманская область

«Родился и жил до 21 года в городе Петергофе под Санкт-Петербургом. Крестился в 1990 году в возрасте 10 лет. Меня привела в Петергофский собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла раба Божия Евгения, ставшая моей крёстной. Таинство совершал на то время единственный иерей Григорий Ковальчук, и так вышло, что через пару недель он благословил меня прислуживать в алтаре. И так четыре года я был рядом с батюшкой, он заменял мне отца, которого у меня не было. Спустя некоторое время я привёл креститься своих атеистов - ныне покойную бабушку, рабу Божию Тамару, а затем и мать, рабу Божию Ларису. Сам потихоньку учился читать на церковнославянском, ездил с батюшкой по всем требам, иногда в хоре подпевал. В восьмой класс о. Григорий направил меня в школу при Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, которую окормлял митрофорный протоиерей Игорь Мазур, исполняющий обязанности наместника тогда ещё не действующей как обитель Александро-Невской Лавры. Самого о. Григория по серьёзным семейным обстоятельствам перевели в Санкт-Петербург в Преображенский собор. Первое время я ездил к нему, пока его опять не перевели, а в 2010 году я узнал, что батюшки не стало.

В семинарии, где временно располагалась школа, мне повезло поближе познакомиться с прекрасным духовным светильником наших дней - ныне, к сожалению, покойным владыкой Иоанном (Снычёвым). Вскоре он благословил меня на иподиаконство. Но нечистый не дремлет, и почти сразу на меня посыпались искушения. Я всё бросил, в том числе и школу. В 2001 году в результате пьянок, гулянок и т. п. я впервые попал в тюрьму и сразу на большой срок.

В 2002 году меня этапировали в эту колонию. Первое, что бросилось в глаза, - храм прямо напротив вахты. Когда у меня появилась возможность, я сразу пошёл на исповедь, и после беседы батюшка благословил меня на клирос и на другие послушания. Вот уже десятый год, как Господь вернул меня в лоно Православной Церкви.

Наш храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» построен и освящён 6 ноября 1994 года первым в местах лишения свободы Мурманской области. Уже пятый год каждый священник немногочисленной епархии раз в год должен служить в этих местах. Раз в две недели нас посещают разные батюшки. Чаще всех приезжают из Трифоно-Печенегского, самого северного монастыря, в основном, здесь бывает сам наместник, игумен Даниил, иногда служат соборно. Сейчас решается вопрос о назначении настоятеля, возможно, это будет кто-то из обители. Это было бы хорошо, так как у нас многие после освобождения остаются трудниками в монастыре, а некоторые и послушниками. Вот, к примеру, бывший староста в ИК посёлка Ревда - сейчас настоятель построенного под его руководством подворья в городе Мурманске, иеромонах Геронтий..."

Раб Божий Владимир, Вологодская область

"Пишет Вам бывший приговорённый к смерти, ныне пожизненно заключённый многогрешный раб Божий Владимир.

Осуждён я был очень давно, ещё в конце 80-х годов, и по сей день несу этот свой тяжкий крест. Раньше, при коммунистическом режиме, судили очень и очень строго, не так, как сейчас. И что мне, ничтожнейшему, только не пришлось претерпеть и пройти за все эти годы...

Всемилостивейший Господь и Пресвятая Богородица Заступница не отвернулись и не оставили меня, окаянного грешника, и оказали мне свою величайшую любовь и милость. Они дали мне время и возможность понять и осознать всё то, что со мной случилось, и то, что я натворил.

Жизнь моя повернулась так, что я оказался в этом жутком месте, и за совершённые преступления и грехи я теперь и раскаиваюсь. И в том, что я оказался здесь, в тюрьме, я никого не виню, кроме самого себя.

Дорогие матушка настоятельница и сестрички святой обители, я не ропщу, я совершил ужасное преступление, за что несу заслуженное наказание. И только по величайшей милости Господа я всё ещё жив.

Я просидел более 10 лет в одиночной камере и прошёл через тяжелейшие испытания и унижения. Я остался один и думал, что никто не в силах мне помочь. Я был изгоем, от которого все отвернулись и которого все уже забыли давно. И только один Господь и Божия Матерь никогда не оставляли меня грешного, и их присутствие и заступничество я всегда чувствовал, даже находясь в одиночке, и когда приходил в полное отчаяние от безысходности того положения, в котором я оказался по своей вине. И как мне, ничтожнейшему, найти слова и чувства благодарности, которые на сердце моём, в душе моей?!

За всё благодарение Господу - за горести и болезни, за испытания и трудности, за любовь и милость ко мне, многогрешному! Я только прошу в молитвах и письме: простите все меня, кому я вольно или невольно причинил горе, боль, страдания.

Мне сейчас 51 год, в заключении я нахожусь уже более 20 лет, и у меня нет ни друзей, ни родных, на которых я мог бы опереться и положиться в это трудное и тяжёлое время для меня. И сколько ещё продлятся все эти мои испытания, ведомо только одному Богу. Вот и мне только и остаётся полагаться и уповать на Господа и Божию Матерь и на их великую милость.

Крещён я был ещё в младенчестве, но пришёл к Господу и уверовал в Спасителя нашего Иисуса Христа только лишь в 1993 году. И это величайшее и радостнейшее событие в моей жизни случилось, когда я в свете слова Божия увидел все свои многочисленные преступления и грехи. И в этом мне очень помог наш дорогой батюшка отец Глеб Каледа. Здесь, в тюрьме, я в первый раз в своей жизни был на исповеди у отца Глеба. Покаялся в том, что убил человека, и в других своих многочисленных преступлениях и грехах. Слава Господу за всё!

И я от всего сердца благодарю Господа и Царицу Небесную, что по их милости мне в моей непутёвой и греховной жизни посчастливилось встретить такого удивительного пастыря, как наш батюшка отец Глеб.

По промыслу Божию и Пресвятой Богородицы, в перестроечные годы отец Глеб был одним из первых проповедников, которые стали посещать тюрьмы и нести нам, окаянным преступникам, грешникам, Свет, Истину, слово Божие.

Хвала и благодарение Господу! Господь полностью изменил всю мою жизнь, и я, грешный, от всего сердца благодарю моего Боженьку за все милости ко мне, ничтожнейшему. Ведь Господь помог мне выбраться из того болота, в котором я погряз. И главное, Он дал мне время и возможность для моего покаяния и ещё осознать всё то, что меня и таких, как я, ожидает после наших земных дней.

Слава Господу за все милости!"

Раба Божия Елена, Республика Марий Эл

«Зовут меня Лена, мне 32 года. Маму и папу похоронила, муж и сынишка тоже оставили меня одну и ушли за моими родителями. И вот я начала спиваться и воровать, а потом я совершила непоправимое. Мне от этого очень плохо, я порой ненавижу себя, я самая грешная на всей земле. Теперь я здесь, в местах лишения свободы, мой срок 7 лет. Я никого не осуждаю, что мне дали такой срок, я сама виновата, и за свои грехи отвечать только мне.

За эти места я могу сказать вот что: здесь нет ничего страшного, даже красиво, есть ёлки, сажаем цветы. Администрация здесь строгая, но всё равно добрая. Завхоз у нас цыганка, очень хороший человек, добрая. Храни её Бог! Начальница отряда у нас просто золотая. Дай Бог всей её семье здоровья и всего хорошего. Да и все здесь хорошие.

Самое главное - здесь есть церковь. Она на первый взгляд маленькая, но очень красивая и светлая, очень тёплая. Некоторые женщины ходят в церковь, мы читаем молитвы и ставим свечки, просим у Бога прощения. Приезжают сёстры и батюшка. Конечно, очень редко, но и за это им большое спасибо, что приезжают к нам, грешным. Мы исповедуемся и причащаемся. Я очень люблю ходить в церковь и разговаривать с Богом. Я не знаю, но мне там становится так легко... А сейчас я такая грешная, что за всю оставшуюся жизнь мне не замолить все грехи...»

Раб Божий Георгий, Кировская область

"Я родился и вырос в г. Ярославле, где, собственно, из родных осталась одна дочь и внучка, которая родилась в 2005 году, и счастье видеть её было недолгим - 4 месяца. В настоящее время осуждён и отбываю срок наказания в Кировской области. Срок немалый, но я практически смирился, осознавая всё то, что я совершил и натворил в своей жизни мирской. Мир меня и наказывает, поступает таким же образом, которым пользовался я, хотя и более гуманным. Но в первую очередь я благодарен Господу за то, что Он позволил мне приоткрыть глаза и по-новому посмотреть на окружающий мир - на солнце, небо, природу, людей... И главное, что Он устроил мои встречи с теми людьми, через которых я смог видеть, узнать Господа ближе.

Конечно, изначально всего этого чуда я не понимал, даже не догадывался о милости Господа, что Он устраивает всё так, а не иначе, оберегая мой путь и уберегая меня от нового и нового греха, от бездны, в которую я уже падал, набирая скорость.

Не могу сказать, что сегодня живу без греха, но стараюсь и хочу быть лучше, учусь через Писание и у святых отцов, как лучше и легче преодолеть оставшийся мне мирской путь и, быть может, удостоиться милости приблизиться к Царствию Божию.

Оглядываясь в прошлое, вижу его чёрным и безобразным пятном, жалею о потерянном бездарно и без пользы времени. А теперь хочется всё успеть и быть полезным, быть нужным, прославить Отца, сделать всё то, что умею и могу - осуществить предназначение.

Но во мне всё ещё живёт то, что яростно уговаривает вернуться в прошлое, с ним идёт отчаянная борьба, и мне порой приходится очень трудно. Всё это отражается на окружающих меня в виде выброса негативных эмоций, отчего вижу порой непонимание. Сдерживаю себя, как могу, оправдываясь тем, что в следующий раз этого не повторится...

У нас здесь есть свой храмик, который с большим удовольствием посещаю. Он освящён в честь Иоанна Крестителя. К нам приезжает отец Леонид Сафронов, он по возможности навещает нас, служит литургии, исповедует. Но приезжает он очень редко, и мы большую часть времени предоставлены сами себе. Регулярно утром и вечером проводим молебны, и радостно видеть новых и новых братьев во Христе, приходящих на молитву в храм. Слава Богу, приход растёт и насчитывает уже около 50 человек. И порой, особенно в праздничные дни, просто нет возможности повернуться (церковь у нас маленькая), не говоря уже о том, чтобы поклониться в ходе службы. И все идут в надежде обрести душевный покой, побыть это время наедине с собой, побыть наедине с Господом в тёплой и духовной обстановке - это так здорово!..

Я пишу музыку на стихи нашего батюшки отца Леонида Сафронова. С ними я уже занимал места в конкурсах, которые проводятся в УФСИН по Кировской области.

Дело в том, что я, прибыв в это учреждение, собрал и организовал работу ВИА из таких же осуждённых, как и я. Благо, имел опыт, играл в музыкальных группах разного направления по молодости, и это оказалось достаточным, чтобы поделиться навыками с оказавшимися рядом, желающими участвовать в этой музыкальной группе. Слава Богу, терпения и старания хватает, но с каждым последующим днём приходит разочарование и отчасти непонимание, о чём собственно и сетовал вам ранее. Оказываюсь в тупике, ведь вначале я планировал (и так оно и было) работать и исполнять песни своего сочинения, направленные на добро и прославление Господа. Так сказать, периодические творческо-тематические встречи, концерты, где через музыку разного направления можно дать осуждённым возможность задуматься над собой, над смыслом жизни, прожитой без Бога.

Вот от тех-то, кого собрал, подучил, теперь и встречаю непонимание, и вместо задуманного направления они озабочены популярностью и исполнением тех известных композиций, которые несут противоположный характер - негативный. Это и шансон, и эстрадные песни, в общем, всё, что нравится извращённым и испорченным умам.

Порой просто руки опускаются, но оставить начатого не могу и, оглядываясь, вижу, сколько сил и труда вложено в это дело. И хочется, в конце концов, достигнуть задуманного, вернуться к начатому направлению«.

Странно такие строки читать в письме из тюрьмы, что таким образом и оттуда люди прославляют Бога. Вообще для многих заключённых, пришедших к вере, характерно стремление поделиться этим с другими, сделать что-то доброе, принести пользу, в своём стремлении они бывают по-детски наивны.

Один уже очень пожилой и больной человек освободился условно-досрочно, но, побродяжничав 40 дней, вновь угодил за решётку. Из СИЗО он написал нам письмо, в котором просит прислать ему толкование Нового Завета и объясняет: «Ведь, дорогие мои, я возвращаюсь туда, где я нужен, ибо там я приносил пользу, рассказывая о Господе, а в больнице, где я постоянно жил, я распространял и литературу, и иконки, и внушал, убеждал, что надо жить с Господом. И сейчас будет так же, пока я жив, я буду полезен другим».

А другой в письме признаётся: «Со мной происходят удивительные дела, многое стал понимать, и всё вижу в другом свете. Желание у меня теперь только одно: сделать как можно больше добра, помочь людям на свободе, уже опустившим руки, сдавшимся перед обстоятельствами. Знаю, что это нелегко, но потому и хочу этим заняться, и уверен, что найдутся единомышленники, и мы вместе сможем хоть что-то сделать. Я уверен в том, что всё получится и мысли об этом не случайные. Всё от Господа - значит, это моё предназначение. Я испытал в жизни многое и знаю, что нужно помочь людям избежать всего плохого».

С одним из бывших заключённых довелось познакомиться лично, когда он, устроившись на работу в Москве, приехал в наш монастырь со своим напарником по работе, ещё далёким от церкви, показать ему, какая бывает жизнь с Богом. Он был глубоко благодарен за поддержку в трудное время и даже привёз в подарок детям двух попугайчиков и несколько пакетов с гостинцами.

Иногда мне кажется, что некоторые из тех людей приносят во славу Божию больше пользы, чем многие из нас, хотя мы имеем к тому больше возможностей.

Некоторые люди пишут даже не для того, чтобы что-то получить - они и не просят ничего, есть несколько заключённых пожизненно, которым даже посылки не положены. Они ждут только сло́ва ободрения, поддержки, совета или ответа на свои вопросы, с которыми им не к кому обратиться.

Встречаются письма от людей отчаявшихся или ропщущих. Бывает, просят совета и помощи люди, запутавшиеся в вопросах веры из-за массовой проповеди сектантов в тюрьмах. Есть тяжелобольные - туберкулёзом или другими заболеваниями из специальных отрядов, которые не получают необходимой медицинской помощи. А среди женщин часто встречаются такие, у которых дети в детских домах, и они просят прислать посылку не для себя, а для детей на адрес детского дома.

Но больше всего поражает искреннее стремление этих людей к Богу, признание своей греховности и желание успеть ещё сделать что-то хорошее в жизни. Да, они снова грешат и падают и, выйдя на свободу, многие, спустя недолгое время, вновь оказываются в тюрьме. Но ведь Господь видит и намерения сердечные. И может принять покаяние в самый последний час, как принял покаявшегося разбойника и ввёл его в рай.

Этот час и суд Божий ожидает всех нас. И как будем мы нуждаться тогда в снисхождении от Господа, чтобы Он отверз всем нам двери Своего милосердия.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/miloserdija_dveri_otverzi_nam.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий