О западных духовных недугах и Православии на Западе

Бывший СССР  Новости Москвы  Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
677
Время на чтение 18 минут

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, - о том, что волнует православных на Западе, какие духовные недуги уже стоят у границ Православной России, что представляет собой заграничное монашество, чем завидна и сколь трудна доля священника на Западе.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви

- Ваше Высокопреосвященство! Какие духовные проблемы современного Западного мира в ближайшем будущем могут стать актуальными также и для россиян?

- На протяжении всей мировой истории православных не могли не волновать вопросы морали, нравственности, стиля жизни, который предлагало общество современным ему людям, и христианам в том числе. В наше время перед нами стоят еще и такие вопросы, которых ранее не знало ни одно общество, или эти проблемы не касались его в таком объеме, как сейчас.

Прежде всего, это вопросы брака и семьи, сексуального поведения, проблемы здоровья и оказания (или не оказания) медицинской помощи. На Западе они стали особенно актуальными, если не сказать - вопиющими, в последние 20-30 лет.

То, что сейчас наблюдается в странах Запада, вскоре может проявиться и в православной России и других православных странах. Если охарактеризовать эти явления одним словом, то это - обмирщение, попытка секуляризации общества, разрушения влияния Церкви на народ. Особое сожаление мы испытываем, когда видим, как в США о возложенной на них миссии забывают представители самих церквей, как это имеет место быть в протестантских общинах, идущих по пути явного обмирщения и фактически копирующих современное общество, в частности и в вопросе нарушения (и извращения) сексуальных ролей в семье, что играет на руку антихристианским силам.

Статистика приводит ошеломляющие результаты: четверть заключаемых браков в штате Нью-Йорк приходится на однополые пары!

Возьмем самый нашумевший вопрос - однополые «браки», легальность которых в Америке признает штат за штатом. Согласно законодательству США, семейное право относится к юрисдикции штатов, поэтому вопрос о легализации или не легализации однополых «браков» в США решают правительства штатов. По состоянию на январь 2014 года, однополые «браки» легализованы в 21 из 50 американских штатов, включая столицу страны - федеральный округ Колумбия и наиболее крупные штаты: Нью-Йорк и Калифорнию. При этом статистика приводит ошеломляющие результаты: четверть заключаемых браков в штате Нью-Йорк приходится на однополые пары! Около 2 млн. детей в США воспитываются в однополых союзах.

По данным Бюро переписи населения США, по сравнению с 2000 годом отмечается рост числа однополых «браков» на 52%, прежде всего в центре страны, что связано с растущим принятием обществом гомосексуальности. Пугает, что более 50% американцев поддерживают легализацию однополых «браков» по всей стране. Это данные опроса, проведенного агентством «Associated Press». Поэтому я как нельзя своевременным нахожу принятие в России Закона о запрете пропаганды гомосексуализма.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Еще один актуальный для нас вопрос, который идет вразрез с замыслом Божиим о человеке, - эвтаназия. Сегодня в США «квалифицированную помощь» по искусственному прерыванию жизни предлагают на законном (!) основании в штатах Орегон, Вашингтон, Монтана и Вермонт. Волнует и настораживает вот что. На смерть люди идут в большинстве случаев не потому, что не могут справиться с болью, а из-за психологических расстройств. То есть мы видим, что общество и традиционные, господствующие в США протестантские конфессии не могут облегчить духовных страданий человека.

Еще одна проблема, о которой широко заговорили в России, - крещение рожденных от суррогатных матерей младенцев. В США суррогатное материнство было легализовано в 1981 году и на сегодняшний день разрешено в восьми штатах, в том числе в особо популярном среди россиян штате Флорида, правительство которого всячески «продвигает» суррогатное материнство. Процесс приобретения детей от суррогатных матерей во Флориде упрощен и максимально удешевлен, о чем напрямую говорится в тексте законодательства штата.

Так современное общество изобретает новые способы, которые уводят людей от христианской жизни и при этом затрагивают самое святое для христианина - семью и непосредственно дарованную Богом жизнь.

- Священнослужители Русской Зарубежной Церкви почти 100 лет уже проповедуют в западном мире. Есть ли все-таки, на ваш взгляд, какое-то противоядие против этих болезненных явлений общества?

- Сила Божия и благодать всегда охраняли и охраняют Церковь и верующих, находящихся в ее ограде. Самым главным, вне зависимости от места жительства, я считаю христианское воспитание ребенка в семье. Изначально ответственность за воспитание и будущее ребенка лежит на родителях (не на школе и учителях), и это их обязанность - воспитывать своих детей в духе преданности Христу, учить Его заповедям и знанию церковных традиций. Большое значение имеет общение семей, детей и молодежи в храме и за его пределами. В русском зарубежье при церквах были и есть не только приходские, но и русские общеобразовательные школы. Развито у нас скаутское движение, летние лагеря, проходят молодежные съезды, раз в три года в разных странах собираются Всезарубежные молодежные съезды (в этом году такой съезд пройдет в Сан-Франциско).

Христианская семья, неразрывно связанная с Церковью, - самая надежная «прививка» для защиты от духа мира сего

Православные, как это было с началом эмиграции, создают общины и сплачиваются вокруг храма. Часто на приходе, во время общецерковных мероприятий, паломничеств верующая молодежь старается находить себе спутников жизни и воспитывать уже следующее поколение в традициях Православной Церкви. Конечно, ассимиляции подрастающему поколению за границей трудно противостоять, но христианская семья, неразрывно связанная с Церковью, по моему мнению, самая надежная «прививка» для защиты от духа мира сего. Кстати, именно так сохраняют в Америке свои традиции и культурное наследие выходцы и из других православных стран - Греции, Сербии, стран Ближнего Востока.

- То есть вы считаете, что можно жить в западном обществе и сохранять свою веру, не входя в контакт с антихристианскими мыслями и настроениями?

Наши общины и в тяжелых условиях инославного - и даже враждебного - окружения строят православные храмы.

- Конечно. Человек православный может жить в любой точке земного шара, сохранять свою веру и, при желании, найдет духовное окормление. Даже если он живет далеко от традиционных центров Православия, например в Пакистане, Индии, Индонезии, Непале, и тогда при помощи интернета узнают о Православии, находят своих единоверцев, поддерживают с ними связь и даже обучаются онлайн. Хотя это, конечно, сложнее, чем если человек живет в близком ему духовном окружении. Наши общины даже в тяжелых условиях инославного - и даже враждебного - окружения строят православные храмы: в Пакистане, например, куда мы не только посылаем своих священников, но и рукополагаем их из местных верующих.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви

Вспоминаю сюжет из «Деяний святых апостолов», где говорится о том, как апостолу Павлу в Троаде явился в ночном видении человек из Македонии и молил его прийти к ним в Македонию для проповеди. Из чего апостол заключил, что сам Промысл Божий призывает его благовествовать там. Так что, если подумать, то и спустя века мы недалеко отстоим от апостолов и можем нести посильный апостольский труд, проповедовать Слово Божие, как это делают и наши священники, отправляясь по зову зарождающихся православных общин в далекие края, где люди узнали о Православии благодаря интернету.

- Владыка, что меняется в жизни Русской Зарубежной Церкви после подписания в 2007 году Акта о каноническом общении?

- Сейчас с уверенностью можно сказать, что мы - единая Русская Церковь не только на бумаге. Но Русская Зарубежная Церковь, тем не менее, сохраняет свое лицо, имеет некоторые особенности миссионерского служения, что объясняется этническим и культурным окружением, в котором живут наши приходы. Находясь вдали от исторической родины, она остается верной Христу и русским церковным традициям; вот уже почти 100 лет духовно окормляет и заботится о нашей пастве, представленной пятью волнами русской эмиграции.

Недавно в США создан Русско-Американский музыкальный институт им. святого Патриарха Тихона

Из года в год мы принимаем в лоно Святой Православной Церкви многочисленных иностранцев, которые узнают о Православии через наши храмы, сайты. За границей любят русское Православие, иностранцам - пусть не покажется это странным - близки наши церковные песнопения, иконопись. Недавно в США создан Русско-Американский музыкальный институт им. Святого Патриарха Тихона и одноименный хор, руководит которым регент московского подворья Троице-Сергиевой лавры Владимир Горбик. Маэстро проводит курсы дистанционного обучения и семинары для певчих и регентов, причем не для профессионалов, а для всех желающих, имеющих минимальные музыкальные знания и слух. Цель занятий - обучение профессиональному церковному пению. Организаторами института стали представители Русской Зарубежной, Американской и Антиохийской Православных Церквей.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Есть среди ценителей нашей веры и такие, кто до поры до времени не принимают Православие или придерживаются своей веры, но всю жизнь остаются влюбленными в Россию.

В Австралии я был знаком с одним англиканским священником швейцарского происхождения - отцом Джоном Кёлером. Он знал историю России, ездил на погребение останков царской семьи, очень любил Санкт-Петербург, думал о возможности перейти в Православие, но болезнь и скорая кончина помешали его намерению.

Известная американская писательница, историк, бывшая неофициальным советником президента Рейгана, познакомившая его с русской историей и культурой, - Сюзан Мэсси и историк Роберт Мэсси написали несколько книг по истории России, в том числе о российских императорах: Петре I, Екатерине Великой, «Николай и Александра» - о жизни российской царской семьи. Сюзан Мэсси приняла Православие и является прихожанкой православной общины в штате Мэн. Множество подобных примеров подтверждают, что если человек ищет истину и следует заповедям Христовым, то никакое общество не станет ему помехой.

- Владыка, могли бы вы назвать особенности зарубежных приходов в настоящее время? Есть ли случаи закрытия приходов?

- Начну со второго вопроса. Приходы если закрываются, то в маленьких городках по причине экономической и демографической ситуации. Нет работы - и молодежь уезжает в другие штаты, остаются только старики - ситуация, знакомая как для России, так и для Зарубежной Церкви и для Православной Церкви в Америке. Сейчас, например, сильно бедствует Пенсильвания. Бывает, что приход «переезжает» на другое место - более населенное и перспективное в плане развития.

Наибольшую активность мы видим в приходах крупных городов разных стран - от Америки до Австралии, с большим притоком населения. В США это штаты Нью-Йорк и Флорида. В Бруклине, где живет самая большая русскоязычная община в США, у нас уже четыре прихода. Новые приходы открываются во Флориде: не всегда многочисленные, но в целом приходская жизнь там вселяет надежду.

В Майами первый приход - Свято-Владимирский - был открыт более 50 лет назад. Нынешний его настоятель протоиерей Даниил Макензи - американец, принявший Православие. Еще один приход - во имя святой Матроны Московской - открылся в Майами два года назад. Только что по приходам Флориды совершила паломничество мироточивая икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», а Светлое Христово Воскресение она встретит в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

Одна из особенностей последних лет - открытие новых или переход под омофор РПЦЗ испаноязычных приходов.

Появляется у нас немало приходов, богослужения в которых совершаются на английском языке. А одной из особенностей последних лет является открытие новых или переход под омофор РПЦЗ испаноязычных приходов. Совсем недавно с просьбой войти в состав Русской Зарубежной Церкви обратился испаноязычный приход во имя святых апостолов, также в городе Майами. Прихожане - несколько сотен семей латиноамериканского происхождения. Богослужения там совершаются в бывшем лютеранском храме, который одна из семей купила для общины много лет назад. Прихожанами этой миссии открыта общеобразовательная православная школа в городе Коконат-Крик. При школе есть часовня во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Там служит и является школьным духовным наставником священник Димитрий Ромео. Сейчас мы посылаем туда еще одного священника, американца, - протоиерея Петра Джексона. Батюшка (по светской своей профессии он адвокат) и матушка говорят по-английски и по-испански и имеют большой опыт миссионерского служения в странах Латинской Америки. В частности в Колумбии отец Петр перевел на местный язык часть Нового Завета. Надеемся, что испанская миссия станет тем центром, откуда нам будет ближе и сподручнее окормлять наши приходы в Карибском бассейне: в Пуэрто-Рико, Гаити, Доминиканской республике, Коста-Рике и Никарагуа.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви

- В чем вы видите главные сложности церковной жизни в русском зарубежье?

- Прежде всего это недостаток средств на строительство новых храмов. Вновь созданные общины арендуют коммерческие помещения, которые приспосабливают под храмы. Процесс, начавшийся в период эмиграции первых волн, продолжается и сегодня. Первые эмигранты прибывали на американскую землю практически без денег, но они были сплоченнее. И для строительства в то время условия были лучше, земля дешевле, и прихожане строили храмы, как правило, силами своей общины и благодетелей. Среди эмигрантов были строители, архитекторы, специалисты-сантехники, иконописцы, которые считали за честь за малую плату потрудиться на строительстве православного храма.

Сегодня мы испытываем еще и сложности личностного характера. Из-за нехватки на местах образованного духовенства мы вынуждены принимать приезжающее духовенство из России и стран бывшего СНГ. Это, с одной стороны, неплохо - есть возможность получить хорошего пастыря. Однако не всегда представляется возможным хорошо узнать нового батюшку. Да и священникам нередко сложно вписаться в местные реалии. Некоторые, например, просто не желают изучать язык страны своего нового служения. Скажу честно, не все приезжающие могут жить той жизнью, как живут священники в зарубежье. Недостаток средств заставляет наше духовенство и матушек работать на светской работе, и не на одной. Работающих священников в Зарубежной Церкви больше половины. Нередко зарплата их идет не только на содержание семьи, оплату образования детей, но и на обустройство храма. Но, несмотря на трудности, приходы живут полноценной жизнью, и это меня, несомненно, радует.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви - Как бы вы обозначили роль монастырей и монашества в жизни Русской Зарубежной Церкви?

- В Русской Православной Церкви всегда были монастыри. Само русское зарубежье на Североамериканском континенте зарождалось и крепло под молитвенным покровом Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, при котором были созданы семинария, издательство и типография. Монастырское братство из Ладомирово (Словакия) прибыло в Америку после Второй мировой войны и присоединилось к отцам-основателям Троицкой обители. В числе братии из Ладомирово был и совсем молодой тогда приснопамятный митрополит Лавр.

В наше время нередко бывает так, что принявшие Православие американцы со временем испытывают тягу к монашескому житию, покупают землю и строят свои монастыри и скиты, образуя немногочисленные монашеские общины. Так начинался и расположенный ныне в горах штата Западная Вирджиния Крестовоздвиженский монастырь. Сейчас в США это самая крупная и динамично развивающаяся мужская обитель Русской Зарубежной Церкви. Монастырь англоязычный, все монахи и послушники - новообращенные американцы, есть даже японец, а дух в обители - русский. За богослужениями братия поет знаменным и греческим распевом. В монастыре свое производство, фермы, ведется строительство. К завершению подходит проект «Келья» - постройка современного братского корпуса на 20 монашеских келий.

Народ на Западе любит русские православные монастыри, ездит туда исповедоваться.

Под омофором Русской Зарубежной Церкви мужские и женские монастыри действуют в Германии, Австралии и США. И, скажу вам, народ на Западе любит русские православные монастыри, ездит туда исповедоваться. Крестовоздвиженский монастырь - излюбленное место паломничества для верующих Антиохийской Церкви, живущих неподалеку.

Ежегодно во время Великого поста мы проводим Великопостные говения для духовенства и матушек в Троицком и Крестовоздвиженском монастырях. Вы бы видели, какую духовную радость испытывают наши батюшки, собираясь на совместные богослужения, как рады встретить своих собратьев из разных штатов, исповедаться друг другу - «почистить перышки», как сказал один из участников.

- Владыка, а когда началось ваше знакомство с клириками и монастырями на исторической родине?

- Это было еще в то время, когда я, будучи монахом в Джорданвилле и позже - епископом в Нью-Йорке, участвовал в издательстве и рассылке духовной литературы в СССР. А мое личное близкое знакомство с церковной жизнью в России и на Украине, русскими, украинскими священнослужителями и святынями стало возможным только с 1990 года, когда я впервые посетил родину своих предков. Уже тогда готовилась почва для воссоединения Русской Церкви. Посещая нашу историческую родину, мы стали лучше понимать те условия, в которых выживала Церковь в России в годы гонений. Людям на Западе трудно было это понять, а в России не понимали наше положение, те условия, в которых жили мы. В 1990 году я целый месяц паломником ездил по монастырям: был в Псково-Печерском, Троице-Сергиевой лавре, в 1992 году впервые приехал в Оптину пустынь, молился в Дивеево.

Уже в те годы мы знали о подворье Псково-Печерского монастыря в Москве, которое возглавил нынешний наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон, а позже стали следить за новинками монастырского книгоиздательства.

В наших приходах в Европе, Америке, Канаде, Австралии Сретенский монастырь стал известен благодаря своему хору, а уже потом православные узнавали и о монастыре. Помню, как в октябре-ноябре 2008 года, во время Дней России в Латинской Америке, мы со Сретенским хором проехали по целому ряду стран Латинской Америки - от Коста-Рики до Парагвая. Год назад отец Тихон с хором и презентацией книги «Несвятые святые» приезжал в Америку. На нас отец Тихон всегда производил впечатление мудрого, энергичного руководителя, духовника, любящего пастыря, человека с тонким чувством прекрасного, который умеет заинтересовать и привлечь к совместной работе талантливых, образованных соработников.

Храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке
Храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке

Когда приезжаю в Москву, всегда стараюсь зайти помолиться в Сретенский монастырь, поклониться святым мощам священномученика Илариона

Когда приезжаю в Москву, всегда стараюсь зайти помолиться в Сретенский монастырь, поклониться святым мощам священномученика Илариона (Троицкого). В феврале этого года имел возможность видеть восстановленное, прекрасно отремонтированное здание, которое было передано монастырю, где располагается Сретенская семинария.

Мы также ждем, как будет продвигаться строительство храма Новомучеников Российских в центре Москвы - живого свидетельства и памяти об их подвиге, страданиях. Мы понимаем, что создание такого храма сопряжено с трудностями, проблемами, но мы уверены, что всё потихоньку устроится и храм вознесется на крыльях молитвы наших новомучеников и исповедников, станет свечой, которая будет видна во всех концах света, как Бутово и Соловки.

- Владыка, с кем еще из священнослужителей, которых можно назвать духовниками, вы встречались?

- Со схиархимандритом Макарием (Болотовым), потомком таких известных в православном мире личностей, как епископ Кадьякский Иоасаф (Болотов), прославленный в лике святых Американской митрополией; профессор Санкт-Петербургской духовной академии, церковный историк Василий Болотов; основательница Шамординской обители схимонахиня София. Познакомились мы, когда отец Макарий приезжал в Америку, я тогда был епископом Манхэттенским.

Отец Макарий пребывал в тесном молитвенном общении со старцами, духовные корни которых происходили из Оптиной пустыни. Он познал сладость монашества, подвизался в Почаеве, Глинской пустыни, но познал и страдания, и нечеловеческие пытки в застенках КГБ. Он очень почитал святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и был единственным клириком Московского Патриархата, кто присутствовал на прославлении святого в Сан-Франциско. Слышал, что, когда отец Макарий задремал в кресле в алтаре храма, а это было любимое кресло святого, ему явился сам святитель Иоанн и благословил его.

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви
Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви

- Насколько важно для нашего духовного укрепления в нынешнее непростое время само наличие - в России и в зарубежье - таких молитвенников?

- Эти люди подвизаются духовно, и Бог дает им различные дары: молитвы, наставничества, чтобы поддерживать народ в трудностях. Даже прозорливости, когда для них и душа человеческая открывается. Но это не личный их дар. Сам Господь через таких людей ведет верующих ко спасению. Сейчас в России тяжелое время, и, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), Господь в необходимое время посылает таких людей, которые исполняют служение пророческое.

В июле исполняется 20 лет со времени канонизации святителя Иоанна Шанхайского. Сколько нас, молитвенно прибегающих к святителю Иоанну за помощью! А ведь живы еще люди - и их немало на всех континентах, - которые лично знали святителя, прислуживали ему, принимали его в своих домах, жили в основанном им детском приюте, вместе открывали приходы. Для них он - не история, а современность.

Условия жизни у нас такие, что невозможно служить тщеславия ради. И почивать на лаврах в зарубежье тоже не получится.

В русском зарубежье и в наше время есть пастыри - жертвенные служители, труженики, которые своими молитвами и трудами многие десятилетия поддерживают нашу церковную жизнь. Но я не слышал, чтобы кто-то в Зарубежной Церкви называл себя старцем или какого-то священнослужителя так называли его прихожане. У нас, может быть, нет выдающихся старцев, но все пастыри трудолюбивые, и если кто-то ведет молитвенную жизнь, то не делает это напоказ. Условия жизни у нас такие, что невозможно служить тщеславия ради или для достижения каких-то своих личных целей. И почивать на лаврах в зарубежье тоже не получится. А то, что духовная жизнь у нас идет, видно по нашим приходам, растущим общинам, миссионерской и молодежной деятельности. И я сам, как глава Церкви, преклоняюсь перед моими младшими собратьями и сослужителями.


Фото: чт. Петр Лукьянов (Пресс-служба Восточно-Американской епархии)

С митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом
беседовала Татьяна Веселкина

http://www.pravoslavie.ru/put/print70340.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Предстоятель РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал)
Мы счастливы, что достигли единства
К 15-летию воссоединения Русской Церкви
17.05.2022
«Чувствуется влияние сильных мира сего»
Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Иларион о действиях Фанара на Украине
28.05.2021
Право править
Беседа с Первоиерархом РПЦЗ о 30 годах его архиерейства
10.12.2014
Все статьи Предстоятель РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал)
Бывший СССР
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45