Протоиерей Валериан Кречетов (род. 1937) - один из старейших клириков
Московской епархии, авторитетный духовник, настоятель храма Покрова
Пресвятой Богородицы села Акулово Одинцовского района. Рукоположен в
1969 году, в 1973 году окончил Московскую духовную академию.
- Отец Валериан, в известной песне поётся: «Есть только миг
между прошлым и будущим, именно он называется жизнь». Как Вы считаете,
насколько правильны эти слова?
- Всё, что существует в хороших текстах песен или в народных пословицах,
всё это, в сущности, вы найдёте в Священном Писании. Виссарион
Григорьевич Белинский писал, что есть книга, в которой всё сказано, всё
решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга безсмертная, святая,
книга вечной истины, вечной жизни - Евангелие. Весь прогресс
человечества, все успехи в науках, в философии - во всех областях
деятельности человека - есть только проникновения в те истины, которые
там даны.
- Я к Вам пришёл по такому важному событию, особенно для тех,
кто прекрасно знает отца Валериана Кречетова, - недавно исполнилось
45 лет со дня вашего рукоположения.
- Это случилось 12 января 1969 года. После хиротонии мне Господь дал
знамение. Священник очень часто, когда его посвящают, получает некое
уверение в истине его служения. Это такое подкрепление, которое иногда
всю жизнь наполняет. В первую службу, которую я совершал один вечером, я
потерял чувство времени. Не мог вспомнить, а ведь у меня была уже
семья, трое детей, четвёртый должен был родиться, я до этого учился,
естественно, в школе, в институте. Работал на Урале, потом в Москве.
И вот - как будто ничего не было. Только то, что есть, будто больше
ничего нет, и не было, и не будет. Видимо, когда говорят о вечном
блаженстве, это и имеют в виду - то состояние, которое есть, и оно
неизменно.
Несколько лет назад одна раба Божия меня спросила: «Батюшка, как Вы
пришли в Церковь?» Я говорю: «Я не пришёл, меня принесли». А потом стал
уже ходить. То есть я вырос в Церкви.
- Отец Валериан, а к какому миру готовил Вас отец? Он тоже был священником?
- Да, но священником он стал в 50 с лишним лет. Папа мой был ровесник
века, как говорят, девятисотого года рождения. Он вырос, когда всё
ниспровергалось и все были заражены бунтарским духом. Не миновал сей дух
в юности и моего отца. Однажды по просьбе своей матери, которая была из
старообрядцев, Марии Арсеньевны Морозовой, он пришёл на исповедь к отцу
Владимиру Воробьёву (это дед ныне здравствующего отца Владимира,
ректора Свято-Тихоновского университета). Спросил отец Владимир: «А что,
молодой человек, пришли-то?» Говорит: «Мама меня просила». - «А что вы
скажете?» Говорит: «Мне нечего сказать». - «А что ж вы пришли?» - «Меня
мама попросила». - «Ну, это хорошо, что вы послушали маму». Покрыл его
епитрахилью. Папа вспоминает, что в этот момент он зарыдал. «Что со мной
стряслось?» - спросил он у священника. «Благодать коснулась твоего
сердца», - ответил отец Владимир.
- Ваш отец впоследствии отсидел в лагерях?
- Сначала в Кеми, потом на Соловках. Там он сидел с митрополитом Мануилом (Лемешевским), архиепископом Феодосием Коломенским, отцом Михаилом Шиком и другими исповедниками. Папа потом рассказывал, с кем он там общался. Однажды владыка Феодосий сказал ему: «Положись на волю Божию». И действительно, произошло чудо. Его через некоторое время освободили, а потом даже реабилитировали, чего тогда не бывало. Пройдя войну, папа в 49 лет пошел учиться в семинарию, а в 54 года стал священником. Нам, выросшим в Церкви и намеревавшимся идти по этому пути, отец чётко сказал: «Собираетесь в посвящение - приготовьтесь к тюрьме». Он сказал очень просто: «Все апостолы имели профессии. И если вас из Церкви выгонят, то у вас будет профессия, за счёт которой вы можете в этом мире жить». Поэтому мы с отцом Николаем, сейчас здравствующим моим братом, окончили лесотехнический институт, а потом отработали инженерами-механиками в леспромхозе на Урале. Так что многое пришлось повидать, прежде чем я стал священником.
- Отец Валериан, известно, что Вы были духовником у многих известных пастырей, в том числе у старца Николая Гурьянова...
- Ну, не духовником, это высоко будет звучать. Я просто причащал его.
- Во время одной из своих поездок к отцу Николаю на остров Залит мне довелось стать свидетелем того, как он у Вас исповедовался.
- Да, бывало такое. Но в основном я у него исповедовался.
- Я видел двух старцев, сидевших в маленькой каморке, а было такое впечатление, будто это не крохотная комнатка, а огромный мир! Что давало Вам общение с отцом Николаем?
- Знаете, эти вещи духовные, их очень сложно передавать словами, но можно испытывать чувствами. Чувства души имеют отношение к Духу. А Дух дышит там, где хочет, и он непостижим в полноте. Это то состояние блаженства: остановись, мгновенье! Это блаженное состояние, в котором нет времени, а есть вечность. Бывает, приедешь к батюшке Николаю, нагруженный просьбами спросить его о том или другом, зайдёшь в его домик, а... спрашивать-то и нечего. Всё и так понятно.
- Сегодня часто приходится слышать: зачем нам нужна религия, когда наука достигла таких высот?
- Всё дело в том, что ещё апостол Павел писал: если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. В том-то и дело, что эта жизнь - она не главная. Главное - жизнь будущая. При нынешнем научно-техническом прогрессе мы видим, что люди чаще умирают, чем до прогресса. Не в прогрессе, развлечениях и удо-вольствиях смысл жизни. И нужен ли он, этот прогресс, когда он может уничтожить всё человечество?! С одной стороны, от него есть и несомненная польза - например, облегчение фи-зического труда. Но без привязки к нравственности любой прогресс теряет свою пользу и становится со знаком минус. Человек превращается в придаток своего изобретения. Поэтому важность веры в эпоху прогресса ещё более возрастает.
- Отец Валериан, у Вас большая, дружная семья...
- 7 детей, 34 внука. Так что я ещё молодой, мне ещё правнуков нужно женить.
- Чем нужно руководствоваться в этой жизни, чтобы сохранить свою семью?
- Ещё когда у меня было четверо сыновей, ныне покойный митрополит Серафим приезжал в Переделкино, где я впервые служил, и высказал мне интересную мысль: если хочешь, чтобы тебя дети любили, нужно самому их любить. Когда мы с супругой праздновали золотую свадьбу, дети за столом резюмировали: мы не помним, чтобы папа с мамой спорили или ругались между собой. А в общем-то, конечно, крепкая семья прежде всего потому, что мы в Церкви жили, а дети наши всегда причащались. И мы сами причащались. Вот эта жизнь в Церкви и даёт ту самую крепость. И ещё, конечно, любовь. Это и есть фундамент семьи. Преподобный Иустин Попович говорил, что «любовь к человеку и нелюбовь к Богу есть самолюбие. А любовь к Богу, но нелюбовь к человеку есть самообман». Человек только тогда живёт, когда он живёт в любви. Это истинная жизнь. И не надо сразу говорить о каком-то особом самопожертвовании, это высоковато. Хотя бы не раздражаться по мелочам. Раздражение по мелочам - как ржавчина - съест постепенно.
- Батюшка, сегодня один из главных вопросов в России - национальный вопрос. Нас убеждают, что никаких русских в природе не существует, а есть некие безродные россияне...
- Да, изначально все мы произошли от Адама и Евы, потом уже от Ноя. Сим, Хам и Иафет - от этих сыновей Ноя идёт всё человечество, вот поэтому есть понятия общечеловеческие. Как говорит Святая Церковь, душа человеческая по природе христианка, поэтому христианские ценности - общечеловеческие. На этих духовных и нравственных основах объединяются все люди доброй воли. Но стирание национальных и исторических черт определённых народов - это такое же насилие над природой, как если бы взялись стирать различия между дубом, берёзой и липой. Нельзя всё это перемешать, понимаете? Сам Господь попустил разные народы, разные языки - это пути промысла Божия. Конечно, «несть иудей, ни эллин, несть раб, ни свобод, несть мужеский пол, ни женский, вси бо вы едино есте о Христе Иисусе». Но это же не значит, что мы выступаем за смешение полов. Существует преемственность, существуют корни, и генетика это подтверждает, и от этого никуда не денешься.
- Отец Валериан, что бы Вы посоветовали читателям «Русского Дома» с высоты лет своего пастырского служения?
- Я могу передать то, что мне было заповедано. Мой батюшка, Царствие ему Небесное, говорил: веру нужно укреплять. А укреплять веру можно только воцерковлением. Потому что современная жизнь столько приводит примеров, когда люди отходят от веры... И потому перед нашими мысленными очами всегда должны стоять другие примеры. Это Александр Невский и Дмитрий Донской, Александр Суворов и Фёдор Ушаков. Наши святые и наши герои, которые за веру, царя и Отечество полагали живот свой и свершали чудеса. Не зря под руку русского царя и русского императора просились многие народы. А ещё нам самим нужно помнить, что при любых обстоятельствах от нас не должно исходить зло. А чтобы оно не исходило, нужно, чтобы его там, внутри, не было. Поэтому если начинает там закипать, надо тут же гасить. А это не погасишь без помощи Божией. Чувства наши освящаются благодатью Божией через молитвы и таинства. Вот что нужно помнить. Всегда радостно, непрестанно молитесь и благодарите.
http://www.russdom.ru/node/7595