Драматические события на Украине - это не только Евромайдан и захват власти в Киеве бандеровско-фашистской хунтой, это и Заря Русского Воссоединения. Данное обстоятельство вызывает злобное шипение у недругов Русского мира не только за океаном и в Евросоюзе, но и внутри Белоруссии. Так некто Эдуард Пивовар в комментарии на официальном портале БЕЛТА запугивает белорусских граждан якобы ужасными последствиями от воссоединения Крыма с Россией и распространяет откровенные гнусности о настроениях в российском обществе: «Своими действиями в Крыму Россия открывает ящик Пандоры, и прежде всего для себя. Это и внутренние проблемы в виде постоянно детонирующего Северного Кавказа, это и не закрытый вопрос Курил. В социальных сетях гуляет такая шутка: «Даже Гитлеру в 45-м не могло присниться, что Германия будет уговаривать Россию не нападать на Украину». Думается, что из происходящего нужно сделать свои выводы и белорусам. Милитаристские настроения очень заразны».
На этом истеричном фоне, не делающим чести главному информационному ресурсу Республики Беларусь, резким контрастом выступают взвешенные и ответственные суждения белорусских ученых, политологов и общественных деятелей о событиях на Украине, с которыми «Материк» знакомит своих читателей.
Защита соотечественников - законное право России
Лев Криштапович, доктор философских наук
Кризис на Украине спровоцирован деятельностью тех политических сил, которые ориентированы на т.н. европейский выбор. А то, что называется европейским выбором, - это тупиковый, бесперспективный вариант для Украины, поскольку он исходит не из интересов украинского народа, а из геополитических притязаний США и НАТО. Если мы не будем понимать этого действительного украинского контекста, мы будем путаться в оценке социально-политической ситуации в этом взрывоопасном регионе. Поэтому те политические силы, которые сегодня находятся у власти в Киеве, по всем критериям следует квалифицировать как несамостоятельные, полностью зависимые от Вашингтона и Брюсселя. Важно отметить, что это не только марионеточные силы, но органы, лишенные элементарной легитимности, законности, поскольку они пришли к власти с помощью прямого вооруженного насилия. Как справедливо подчеркнул Президент России Владимир Путин, «на Украине произошел конституционный переворот и вооруженный захват власти».
Даже больше. Такие «евроинтеграционные» объединения, как «Свобода», «Правый сектор» и аналогичные им структуры фактически являются террористическими организациями. Ведь на деле они ориентированы на конфронтацию, насилие, разжигание национальной ненависти как внутри страны, так и в межгосударственных отношениях. Поэтому нет ничего удивительного в том, что немецко-фашистские прислужники и террористы во время Великой Отечественной войны - бандеровцы - являются для нынешних украинских евроинтеграторов героями Украины. Представлять современных бандеровцев, то есть евроинтеграторов приверженцами демократических ценностей, патриотами Украины - это не только насмешка над здравым смыслом, но прямое оскорбление, самое настоящее святотатство в отношении всех тех, кто освобождал Украину и Европу от коричневой чумы. Вот почему совершенно прав лидер украинских коммунистов Петр Симоненко, что «на Украине установлен национал-фашистский режим».
Поддерживая современных бандеровцев на Украине, господствующая элита США и Евросоюза тем самым раскрывает подлинную сущность своей антидемократической власти и политической системы. Как бы она ни словоблудствовала о правах человека и демократии, но факт остается фактом: разгул неонацистов, русофобов, антисемитов ей роднее и ближе по духу, чем мир и справедливость на украинской земле. Своей антироссийской, антидемократической политикой западная бюрократия и олигархия загоняют ситуацию на Украине в тупик.
Естественно, те здравые силы на Украине, те украинские регионы, которые не желают, чтобы украинские неонацисты диктовали им, как они должны жить, насиловали их разум и волю, выступают против подобной перспективы развития своей страны. Отсюда и требование, что они сами должны определить будущее своего региона и своей судьбы. Это законное право граждан, исповедующих принципы демократии и свободы. И когда крымчане требуют проведения референдума о статусе своей республики, то препятствовать этому, прикрываясь фарисейской трактовкой территориальной целостности Украины - значит становиться на какую угодно позицию, но только не европейскую и демократическую.
К примеру, Каталония в Испании и Шотландия в Великобритании решили провести в 2014 году референдумы о своей государственной независимости. Конечно, Мадрид и Лондон выступают против проведения таких референдумов. Но они выступают против проведения подобных референдумов, нисколько при этом не отрицая права каталонцев и шотландцев на их проведение. Полемика ведется исключительно в плоскости аргументов за или против референдумов, в рамках демократических традиций и принципов. Почему же, спросим, Каталонии и Шотландии можно проводить референдумы, а Крыму - нельзя? Почему же вокруг крымского референдума западные политики и их влиятельные марионетки поднимают истерику о нерушимости суверенитета Украины и занимаются всяческими интригами против России? Потому, ответим, что как вашингтонские и брюссельские политики, так и их украинские прислужники никакого отношения к демократии и правам человека не имеют. Они так относятся к демократии, как фарисеи к соблюдению десяти заповедей. Когда они произносят «почитай отца и матерь свою», то в их устах это означает «продай отца и матерь свою». Когда они декламируют «не прелюбодействуй», то на практике это означает «свобода однополым бракам». Когда они говорят «не пожелай дома ближнего твоего», то в действительности речь идет об уничтожении жилищ своих политических оппонентов.
Недопустимо разжигать ненависть между братскими народами - русскими и украинцами. Нельзя противопоставлять братские страны - Россию и Украину, как это делают западные политические фарисеи и их приспешники на Украине. Защита русских людей, русскоязычного населения на Украине, защита их национального достоинства, права разговаривать на своем языке, любить свою историю, поклоняться своим памятникам и святыням - это одновременно защита и самих украинцев от антиукраинской политики так называемого «правительства победителей». Думается, что это прекрасно понимают и в Вашингтоне, и Брюсселе, которые яростно защищают права физиологических извращенцев (геев, транссексуалов), но почему-то отказывают в праве России защищать своих соотечественников от бандеровского насилия. Ведь защита своего этноса и соотечественников - законное право любой страны, любого народа.
На стороне России правда
Андрей Геращенко, председатель Координационного Совета руководителей организаций российских соотечественников Белоруссии, председатель Витебского общественного объединения «Русский дом»
Мне представляется, что в условиях того хаоса и разгула преступности, в которые стремительно погружается Украина, пытаясь затянуть в эту воронку соседей, Россия и Белоруссия не могут и не должны занимать позицию стороннего наблюдателя, так как великороссы (русские), белорусы и украинцы являются одним народом. И в первую очередь это касается жителей Крыма и Юго-Востока Украины - тех регионов, которые столетиями составляли одно целое с Россией и её правопреемником - Советским Союзом. Крым вообще был передан в состав Украины из состава России в 1954 году согласно волюнтаристским, достаточно сомнительным с юридической точки зрения решениям Н.С. Хрущёва.
Но тогда, при всей речь шла о внутреннем административном решении, которое, безусловно, утратило свою силу в 1991 году, после распада Советского Союза. К тому же после свержения законной власти в Киеве появилось новое «руководство», с которым Россия ни о чём не договаривалась. Точку в этом сложном вопросе должны поставить сами жители Крыма на референдуме 16 марта 2014 г. Думаю, что вопрос с будущим Крыма предопределён - это будет субъект Российской Федерации. Полагаю, что Россия в этом случае делает всё в соответствии с международными правовыми нормами.
Отдельная ситуация на Юго-Востоке Украины. Население этих регионов сталкивается с многочисленными фактами похищений местных активистов и лидеров, которые не признают нелегитимное так называемое «правительство Украины». Напомню - только в последнее время новым руководством СБУ Украины захвачены бывший губернатор Харьковской области Михаил Добкин, народный трибун из Донецка Павел Губарев, прямо в здании Луганской милиции был задержан вооружёнными людьми, не имеющими никакого отношения к правоохранительным органам, лидер общественного объединения «Луганская гвардия» Арсен Клинчаев, которого вновь задержали спустя сутки. Эти люди подвергаются оскорблениям, унижениям, неприкрытым угрозам и давлению, их жизнь находится в опасности. И это только небольшая часть примеров. Я считаю, что все случаи убийств, грабежей и прочего насилия над личностью должны быть внимательно расследованы, а виновные - понести наказание. В самой Центральной Украине, в Киеве, на Буковине, в Бессарабии и той же Галичине тоже неспокойно - люди жалуются на активизацию преступных элементов, рост националистических русофобских и антисемитских проявлений.
Очевидно, что центральные самозванные украинские «власти» не контролируют обстановку не только на Юго-Востоке, но и в остальных частях Украины. Естественно, в таких условиях Россия просто обязана стать гарантом защиты здоровья и жизни людей - и русских, и украинцев, так как мы, повторюсь, - один народ.
Выходом из сложившихся катастрофических обстоятельств может быть только федерализация или даже конфедерализация Украины. Проект «унитарная Украина» потерпел крах. Слишком отличаются миропонимание и ценности Одессы, Херсона, Донеца и Харькова, как и всего Юго-Востока Украины, от жизненных ориентиров жителей Галичины. Чтобы сохранить существование государства Украина и обеспечить мир, необходимо провести глубокое государственное переустройство - должны быть образованы конфедеративные округа, имеющие самую широкую автономию, в том числе собственные, подконтрольные им органы внутренних дел, парламенты, права определения статуса государственных языков. При этом внешнеполитический курс федеративной/конфедеративной Украины должен определяться не единолично Киевом, а совместно всеми ее субъектами.
Полагаю, можно спорить о деталях, однако общее понимание ситуации именно в таком ключе присутствует у всех организаций российских соотечественников в Белоруссии.
Не может не огорчать и отсутствие чёткой позиции у Республики Беларусь. Если новая «украинская власть» является нелегитимной для России, то странно, что об этом же не заявляет и Белоруссия, которая совместно с Россией является субъектом Союзного государства и представляет себя в качестве главного военно-политического союзника Российской Федерации. Надеюсь, что ответственность и здравый смысл всё же восторжествуют, и официальный Минск не повторит ошибки 2008 года, когда в погоне за сомнительной сиюминутной выгодой белорусские власти нанесли серьезный ущерб собственной репутации, оказавшись не самыми надёжными союзниками России в условиях операции по принуждению к миру и защите Южной Осетии и Абхазии.
Если же говорить о реакции «международного сообщества», то необходимо понимать, что под этой вывеской выступают США и НАТО, а также их сателлиты. По заказу всей этой компании и был произведен захват власти на Украине бандеровско-фашистской хунтой. На стороне же России правда, она защищает русских (восточных) славян от нацизма, а какие-то переговоры с Западом о будущем Украины можно вести только в случае его отказа от поддержки киевской хунты.
Банкротство проекта «Украина»
Глеб Волков, кандидат политических наук
Оценивая происходящее на Украине, следует выделить два ключевых фактора. Первый указывает на завершение «эпохи» суверенных республик постсоветского пространства. Иначе чем объяснить то, что над государственными учреждениями «независимой» Украины населением Харькова, Донецка, Луганска, Одессы и т.д. водружаются флаги другого государства, а именно Российской Федерации. Все это говорит уже не о дискредитации того или иного украинского политика, а о банкротстве государства Украина в целом.
Случилось то, что должно было случиться. С самого начала процесс обретения бывшими советскими республиками суверенного статуса обнаруживал явную искусственность. Субъекты СССР не стремились к какой-то независимости, им ее буквально навязали. В результате все двадцать лет существования отдельно от России правящие круги постсоветских республик пребывали в иллюзии независимости. При этом активно распродавали советское наследство да паразитировали на традиционном российском патернализме. Поэтому не удивительно, что граждане этих государств (что бы ни утверждала их официальная пропаганда) связывают сегодня свои надежды только с Россией. Вот только одна цифра - по официальным данным Департамента по гражданству и миграции МВД Белоруссии, ежегодно на нелегальные работы в Россию выезжают около 100 тысяч белорусов. Понятно, что реальное количество на порядок выше. Еще более впечатляющая картина на Украине.
И вполне естественно, что по своей сути антироссийский майдан собрал под свою оранжево-бандеровскую идею всего несколько десятков тысяч человек, значительная часть которых - волонтеры из других стран. Остальные 45 миллионов украинских граждан проигнорировали события, отнеслись к ним недостаточно серьёзно (как оказалось, напрасно).
Россия предоставила бывшим «братским республикам» возможность повариться в условиях суверенитета и прочувствовать не только приятные («сам себе владыко», «что хочу, то и ворочу» и т.д.), но и болезненные ее стороны. По мере же того, как суверенные проекты стали давать сбой, державная роль Москвы становилась все более очевидной. Олицетворением этого стал интеграционный проект, известный как Евразийский экономический союз. Кремль избрал весьма продуктивный способ приобщить временно отпавшие территории естественным, цивилизованным путем - посредством экономических методов, отодвинув политические вопросы на второй план. Но стремительно и радикально развивающиеся процессы на Украине поставили под угрозу срыва осуществление евразийского проекта в полном объеме.
Итак, второй важный аспект - обостренно радикальный характер украинской действительности. Мы помним, что Киев, уже пережил один Майдан. Это была инспирированная Западом революция из разряда так называемых «цветных». Но их отличительной чертой является непротивление, т.е. мирный характер прихода оппозиции к власти. Нынешний Майдан принципиально отличается от своего предшественника и методами, и «лицами». С самого начала обстановку в Киеве формировали экстремисты. Т.н. парламентская оппозиция попыталась было перехватить инициативу, но майдановцы откровенно игнорировали их намерения. Показательно, что в качестве кандидатов в президенты на предстоящих в мае т.н. выборах заявлены столь одиозные персоналии как Д.Ярош и А.Музычко, объявленные в международный розыск за терроризм. Украинские граждане, конечно, не станут голосовать за таких кандидатов, но этого и не требуется. Выборы в данном случае лишь прикрытие. Экстремистам нужен лишь доступ к военным арсеналам Украины. Дальнейшее развитие событий легко просматривается. Киев, разумеется, не признает итоги крымского референдума и чтобы продемонстрировать силу, пойдет на коалицию с экстремистами.
Антироссийские круги пытаются обвинить в разжигании конфликта Москву. Но, как я уже отметил, российское руководство нашло куда более эффективный способ объединить отпавшие территории. Выходит по всему, что Россию умышленно пытаются втянуть в совершенно не нужный ей военный конфликт. И западные СМИ уже спрогнозировали вероятность возникновения на Украине регионального межэтнического конфликта, подобного югославскому. США понимают, что приходит конец однополярному миру и стремятся нанести максимально возможный ущерб интересам поднимающейся России.
Россия не оставила братьев в беде
Николай Сергеев, заместитель председателя Белорусского общественного объединения «Русь»
Чтобы дать верную оценку положению дел на Украине необходимо разобраться в сути происходящих событий. В Крыму, на Юго-Востоке и Юге Украины произошло восстание русского народа против произошедшего в Киеве бандеровско-фашистского государственного переворота. Русские люди (а это великороссы и украинцы, не утратившие общерусское самосознание) не могли смириться с угрозой нацистской власти и террором со стороны фашистских террористических банд с запада Украины. Украинское же государство в современном его состоянии не способно защитить своих граждан от нацистского террора и произвола. Украинские силовые структуры парализованы или же находятся под контролем нацистов. Пример тому, события в Харькове 1 марта 2014 г., когда жителям города пришлось самим освобождать областную государственную администрацию от захвативших его фашистских молодчиков, прибывших по приказу из Киева с запада Украины. Поэтому естественным и закономерным является обращение правительства Крыма и жителей Юго-Востока и Юга Украины к Российской Федерации за помощью. К кому же им было обращаться, как к не своим родным братьям?
Что касается стран НАТО, то они крайне болезненно отреагировали на решение Российской Федерации использовать вооружённые силы для защиты восставших против фашистов регионов Украины. Это и понятно. Ведь фашистские формирования готовились в Прибалтике и помощью натовских и прочих военных инструкторов были пущены в ход по приказу западных стратегов для осуществления государственного переворота. Надо не забывать угрозу из Вашингтона, которая прозвучала, когда Виктор Янукович отказался подписывать ассоциацию с Евросоюзом на кабальных условиях. Тогда было сказано, что если Янукович не подписал ассоциацию с ЕС, то её подпишет другой президент и в Киеве начался бандеровско-фашистский мятеж.
Для России и Республики Беларусь Украина не просто соседнее государство, а родная нам восточнославянская страна, это колыбель Русской цивилизации, это часть исторической Руси, культуры и самосознания каждого восточнославянского народа. И для нас невыносима сама мысль, что родная сестра Украина через 70 лет после победы над гитлеровской Германией может оказаться под пятой последователей гитлеровского сообщника Степана Бандеры. Россия не могла оставить родных братьев в беде и выступила на помощь.
Решение Верховного Совета Крыма о провозглашении независимости является не только правомерным с точки зрения международного права, но и крайне необходимым для защиты народа Тавриды от посягательств киевской бандеровско-фашистской хунты. Кроме того, это важнейший шаг на пути воссоединения дважды разделенного (после 1917 и 1991 годов) русского народа.