Монументальный Вучетич

К 40-летию со дня кончины знаменитого скульптора

Монументальный  Вучетич

Народный художник СССР Евгений Викторович Вучетич ушел из жизни 40 лет назад, 12 апреля 1974 г., в Москве, где и жил долгие годы. Он оставил в разных странах произведения грандиозные не только по беспрецедентным размерам, но и по художественно-образной силе, в фигурах эпической образности запечатлев и народное горе, и подъем национального духа.

Совершенно очевидно, что в нынешней Украине, где власть захватила либерально-нацистская хунта, не отметят дату 40-летия со дня кончины Е. Вучетича, уроженца Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Удивительно еще, в контексте памятникового вандализма, прокатившегося в начале 2014 г. по стране (снос монументов Ленину, Кутузову, Советскому солдату и т.д.), в условиях фашизации умов и сердец, что в Киеве остаются выситься два монумента, к которым имел непосредственное отношение великий скульптор.

Но многие из тех на Украине, кто помнит, что осенью текущего года исполняется 70 лет освобождения УССР от немецкого фашизма, не забывают также о том, что по незавершенному проекту Вучетича после его кончины была возведена в городе-герое Киеве над Днепром 80-метровая фигура Родины-матери, ключевая в созданном позже «Национальном музее истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Речь идет о самой большой на Украине монументальной статуе, торжественно открытой 8 мая 1981 г. к 36-летию Великой Победы. Она изготовлена из отдельных стальных блоков-секций, спаянных между собой, каждая из которых весит 25-30 тонн. В одной руке Родина-мать держит щит с гербом СССР, в другой - 16-метровый меч. Согласно прогнозам специалистов, скульптура должна простоять более 150 лет.

* * *

А в Мариинском парке Киева, где майданные вандалы еще недавно рубили вековые деревья, у самых стен Верховной Рады, стоит памятник генералу Ватутину, освободителю Киева от немецко-фашистских захватчиков. Его создавал сам Вучетич в 1948 г., еще до своих главных шедевров - фигуры Родины-матери на Мамаевом кургане, памятника советскому воину-победителю в Трептов-парке Берлина и других.

Это ведь выдающийся советский полководец Николай Федорович Ватутин, генерал Красной Армии, он командовал 1-м Украинским фронтом и принимал непосредственное участие в освобождении Киева от немецких оккупантов в первые дни ноября 1943 г.

То, что разработчик и участник Белгородско-Харьковской, Полтавско-Черниговской и Ровно-Луцкой военных наступательных операций, освободитель столицы Украины был похоронен именно в Киеве, глубоко символично. Нам внятно, почему имя Ватутина, одного из главных освободителей Украины от нацистских захватчиков, носят улицы в шестнадцати (!) городах Украины - Харькове, Луганске, Полтаве, Сумах, Кременчуге, Запорожье, Днепродзержинске, Днепропетровске, Чернигове, Киеве, Житомире, Виннице, Хмельницком, Николаеве, Одессе, Севастополе.

Место для захоронения героя-освободителя было выбрано в киевском Мариинском (тогда Советском) парке, возле Императорской резиденции. Тут до 1934 г. стояла церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского...

Могила генерала Ватутина украшена его скульптурой в полный рост, выполненной из гранита. Установлена она на постаменте из лабрадорита, который, в свою очередь, опирается на мозаичный стилобат. Общая высота скульптуры 8,55 м. Постамент украшен надписью на украинском языке: «Вірний син Більшовицької партії, талановитий полководець Червоної армії, що командував Першим Українським фронтом, генерал армії Ватутін М. Ф. 1901-1944». Архитектор проекта - Я.С. Белопольский, красочное мозаичное панно выполнил С.А. Кириченко. На лицевой стороне постамента высечены слова благодарности: «Генералові Ватутіну від українського народу».

Очевидец возведения памятника Ватутину писал: «Над гранитным изваянием на небольшой, хорошо просматриваемой площадке, под открытым навесом добросовестно трудилась группа каменотесов. Рабочая площадка находилась во внутреннем дворике восточного одноэтажного флигеля Мариинского дворца, примыкая к его торцу, обращенному в сторону Днепровских склонов. Ажурные металлические решетки, вмонтированные в ограду внутреннего дворика, не создавали никаких помех желающим наблюдать за процессом создания скульптуры...».
Майор Вучетич, легко контактировавший с окружающими, особо выделялся на строительной площадке. Благодаря прессе имя скульптора стало широко известно именно тогда.

Вучетич в тот период уже работал и над проектом памятника-ансамбля павшим советским воинам в берлинском Трептов-парке, венчавшегося монументом советского Солдата-освободителя со спасенным ребенком на руках.

Торжественное открытие памятника генералу-освободителю Ватутину состоялось 25 января 1948 г. На церемонии присутствовали партийные и государственные руководители Украины и Киева, заместитель Председателя Совета Министров СССР, член Политбюро ВКП (б) В. Молотов, представители военных и гражданских организаций, участники Великой Отечественной войны, члены семьи Николая Федоровича и много благодарных киевлян.

В начале 2000-х при реставрационных работах в Мариинском парке мозаика панно памятника Н.Ф. Ватутину была частично повреждена. Но мастера Санкт-Петербурга прислали нужную смальту, и поврежденные участки были восстановлены. Сегодня снова необходим ремонт панно. Специалисты отмечают, что мозаика опять настолько разрушена, что местами оголена арматура основания.

Но сейчас на Украине, увы, временно у власти наследники бандеровцев, - именно тех, кто лишил жизни 43-летнего генерала Красной Армии Николая Ватутина.

Был также период, когда в некоторых украинских СМИ со ссылкой на газету МО РФ «Красная звезда» появилась информация, что сотрудники секретариата президента Украины предложили живущей в Праге Елене Николаевне Ватутиной, единственной дочери генерала, забрать прах отца из Мариинского парка и перезахоронить где-нибудь в другом месте. Было понятно, что речь шла о подразумевавшемся демонтаже и самого памятника. Е. Ватутина сформулировала свои впечатления так: «Они мне прямо и сказали: "Вы же понимаете, если бы он был не Ватутиным, а Ватутенко, тогда - другое дело". Я вам скажу честно: цветы от Ющенко генералу Ватутину не нужны. Пусть он оставит это. И этим солдатам, где горит Вечный огонь - им тоже это не нужно. Они не за это воевали - чтобы сейчас вот такое вот было! Совсем не за это. Я думаю, что и ветеранам всем очень обидно».

* * *

Вучетича критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за «тоталитаризм», за тягу к созданию скульптурных произведений небывалого размера. Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Вучетич, если его эмоции выражались в столь грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе.

И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

Не забудем также об эпохе, выпавшей на его долю; какое внимание совершенно резонно уделяли монументальной пропаганде советские вожди.

Но сегодня, если смотришь, например, на Мамаевом кургане на фигуру Родины-матери, взметнувшей ввысь руку с карающим мечом, то видишь небеса и вспоминаешь фильм про святого благоверного князя Александра Невского, сказавшего устами артиста Черкасова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!» Мы, советские люди, смотревшие фильм, тогда не знали, что слова про меч сценарист фильма взял из Евангелия от Матфея: «Взявшие меч, мечом погибнут».

Сам скульптор так комментировал свою приверженность образу меча: «Я только трижды обращался к мечу, - один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

Историческая же последовательность была иной. Сперва был воздвигнут Воин-победитель (1946-1949, совместно с архитектором Я.Б. Белопольским), Родина-мать возводилась на Мамаевом кургане в 1963-1967 гг., с тем же Белопольским и группой) а мощная, античноподобная фигура перековывателя меча на плуг, оригинал которой установили у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, а копия теперь стоит в Москве у того здания Третьяковской галереи, что на Крымском валу, создана в 1957 г. Менее известен факт, что существует и третья, и тоже авторская, копия этой работы - в казахстанском Усть-Каменогорске, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

Эта не совсем обычная для русского слуха фамилия, Вучетич, - получена прославленным скульптором от отца - черногорца, принимавшего участие в Гражданской войне на Белой стороне. Матерью художника была Анна Андреевна, урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Евгений Вучетич родился 28 декабря 1908 г.

Он учился ремеслу ваяния в хороших учебных заведениях разных городов СССР. С 1926-го до 1930-го - в Ростовской художественной школе, в 1931-1933 гг. - в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (который стал с 1932 г. именоваться Ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры). И уже в 1937-м получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже.

Похоже, французы оценили прежде всего художественные достоинства произведения, вне политических пристрастий: отмеченная скульптурная группа молодого советского ваятеля называлась «Климент Ворошилов верхом» (1936).

В 1943-1960 гг. В. Вучетич работал в Студии военных художников им. М. Б. Грекова в Москве. Можно сколь угодно критиковать художника за политическую ангажированность, упрекать в том, что работал, дескать, на «тоталитарную власть», но все это будут лишь лукавые словеса. Фактами остаются высокие образцы искусства. Нам всем не следует забывать и о том, что официальными «батальными» художниками были и Айвазовский, и Верещагин, и некоторое время Поленов, и многие другие. И все они были участниками боевых действий, офицерами-орденоносцами; мало кто помнит, что Айвазовский получил даже адмиральский чин, а Верещагин погиб 110 лет назад на броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым.

Вучетич, безусловно, был сыном своего времени. Он изваял целую галерею скульптурных портретов вождей - В.И. Ленина (в Пензе, Волгограде, Алма-Ате, на Волго-Донском канале и др.) и И.В. Сталина, а также политических деятелей, крупных советских военачальников (А.М. Василевского в г. Кинешме Ивановской области; И.С. Конева в д. Лодейно Подосиновского района Кировской области; М.Е. Катукова в с. Большое Уварово Коломенского района Московской области; В.И. Чуйкова в с. Серебряные Пруды Московской области; А.А. Новикова в Костроме; Р.Я. Малиновского в Одессе), героев войны (генерала армии Н.Ф. Ватутина в Киеве; генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова в Вязьме; освободителя Орла генерала Л.Н. Гурьтева; рядового Александра Матросова в Великих Луках), героев труда.

Широко известный монумент Вучетича (архитектор Г.А. Захаров) Ф.Э. Дзержинскому, установленный в 1958 г., более 30 лет стоял на одноименной площади (ныне - Лубянская) перед зданием КГБ СССР и центральным «Детским миром» в Москве. Памятник «железному Феликсу» в народе именовался «карандашом», однако, вне сомнений, был, даже при отсутствии пластических изысков, неординарным художественным произведением и «держал» большое пространство площади. В августе 1991 г. толпа при помощи строительного крана свергла с пьедестала монумент. Известное дело: легко уничтожать внешние символы, и крайне затруднительно победить врага внутри себя... Позже памятник Дзержинскому, как и ряд других московских монументов советской эпохи, был перевезен в Парк Искусств «Музеон», находящийся рядом со зданием Центрального дома художников на Крымском валу, где в 1990-е годы открылся единственный в России музей скульптуры под открытым небом. Памятник находится без ухода и разрушается.

Не остались в стороне от внимания художника и образы деятелей отечественной культуры. В частности, в городе Белинский Пензенской области и в самой Пензе установлены памятники критику В.Г. Белинскому, а на Новодевичьем кладбище в Москве есть выполненные Вучетичем надгробья писателю Ф.В. Гладкову и живописцу А.М. Герасимову.

* * *

Посмотрим на самые значимые шедевры Е. Вучетича, по-прежнему остающиеся важными узлами, неотменимой частью нашей национальной памяти.

В центральной части берлинского Трептов-парка на большом лугу установлен монумент Воину-освободителю, открытый 8 мая 1949 г. Считается, что прообразом памятника стал подвиг Николая Масалова, уроженца с. Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, спасшего немецкую девочку во время штурма Берлина. По свидетельству маршала Чуйкова, впоследствии подтвержденному историками, 30 апреля 1945 г. участник Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге сержант Масалов во время боя в нескольких километрах от рейхстага на улице, примыкавшей к «Ландверканалу», услышал детский крик. Солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку, которую, прикрывая своим телом, под пулями вынес в безопасное место.

А изначальный посыл создания монумента был таков. После Потсдамской конференции К. Ворошилов предложил в берлинском Трептов-парке, где похоронены от пяти до семи тысяч советских воинов, павших при штурме Берлина, поставить памятник И. Сталину (бронзовый генералиссимус должен был держать земной шар). Однако Сталин выбрал другой эскиз Вучетича. Уверяют, что именно он предложил заменить автомат ППШ в руке солдата на меч. По его же идее солдат должен был разрубать мечом фашистскую свастику, что мы и видим на памятнике.

А меч, который Вучетич вложил в руку бронзового солдата, является копией двухпудового меча псковского князя Гавриила, вместе с Александром Невским сражавшегося против «псов-рыцарей».

«Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом», так официально называется композиция, с учетом высоты холма и цоколя основания она имеет общую высоту около 30 метров.

Небезынтересно, что по государственному договору между СССР и ФРГ от 1990 г. немецкая сторона взяла на себя обязательства по уходу и реставрации памятников и других захоронений советских воинов на территории Германии. Финансируется программа правительством ФРГ, а ответственным за организацию работ является сенат Берлина. С 2003 г. по 2004 г. памятник был демонтирован, находился на реставрации в Москве, а потом возвращен.

* * *

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» был открыт в октябре 1967 г. Сразу после открытия мемориальный комплекс именовался просто «Курган славы». Название же «Мамаев курган» впервые можно обнаружить в высказывании автора мемориала.

Н.С. Хрущев, утверждая проект памятника-ансамбля, потребовал, чтобы скульптура Родины-матери была выше американской статуи Свободы. В итоге Вучетичу пришлось отказаться от первоначального проекта скульптуры - сравнительно невысокой фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руке. В результате высота скульптуры - 52 метра, а длина меча 33 метра.

Родина-мать венчает огромный холм над площадью Скорби в Волгограде. Курган - насыпной, высотой около 14 метров, в нем захоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине-матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см - по числу дней Сталинградской битвы. Кроме фигуры Родины-матери у кургана расположен комплекс мемориальных скульптурных композиций, а также зал памяти.

По окончании грандиозных работ Е.В. Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим - пятнадцать лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине.

Памятник героям Сталинградской битвы - это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма.

... Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».

Отдадим скульптору Вучетичу дань - как сыну большой единой Родины, которому был отпущен дар и возможность запечатлеть, прежде всего, силу скорби и величие подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.

http://www.stoletie.ru/kultura/monumentalnyj_vuchetich_905.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Станислав Минаков:
Закалка стали по Николаю Островскому
К 115-летию со дня рождения писателя
01.10.2019
Гвозди без шляпок
«Россия 1» потрясла прямыми трансляциями музыкального конкурса «Новая волна»
13.09.2019
Неодержанная победа
За небрежение к небесным указаниям плата для России слишком высока
29.08.2019
Все статьи автора