Роль Русской Православной Церкви в победе над Наполеоном (к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года и 200-летию взятия Парижа)

Автор - протоиерей Олег Безруких , настоятель Никольского храма села Каменка Задонского благочиния Липецкой епархии, кандидат богословия.

Во все века Русская Православная Церковь призывала и благословляла наших предков на защиту Отечества. Так было перед Невской битвой и перед Куликовским сражением, и в годы Смутного времени, когда Церковь вдохновляла на изгнание в 1612 году польских и шведских завоевателей. Так было и после вторжения в пределы России считавшейся непобедимой армии Наполеона.

Поставив на колени всю Европу, заставив работать на себя покоренные государства, Наполеон Бонапарт с армией, в которой вместе с французами приняли участие в походе около двадцати европейских народов, абсолютно уверенный в победе, двинулся завоевывать Россию.

Летом 1812 года, в тяжёлые для России дни, император Александр I обратился с воззванием к соотечественникам:

«...Благородное Дворянское сословие! Ты во все времена было спасителем Отечества. Святейший Синод и Духовенство! Вы всегда тёплыми молитвами своими призывали благодать на главу России. Народ Русский! Храброе потомство храбрых Славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров!

Соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют!»

clip_image002 clip_image004

Воззвание Святейшего Синода и молитва о победе

Вслед за государем Святейший Синод обратился ко всему православному населению со специальным воззванием, в котором говорилось о том, что вторгнувшийся враг «покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим и на благолепие храмов Божиих простирает хищную руку».

Православный мир не без оснований воспринимал Наполеона как безбожника, а проводимую им политику - как выступление против христианства. Французская армия была первой, отказавшейся от полковых священников. Покорять православную Россию шла вооруженная армия атеистов, от которых нельзя было ожидать уважительного отношения к религии покоряемого народа.

Церковь призвала всех православных «принять оружие и охранять веру отцов». Духовенству предписывалось укреплять в народе патриотизм, отвращать от вражеской пропаганды и призывать к участию в организации ополчения.

Воззвание Святейшего Синода было оглашено во всех храмах. Основные его положения: о справедливой войне в защиту Отечества, благословляемой Богом, о Наполеоне как враге России и Православной Церкви, а также о важной миссии, возложенной Богом на Россию, которой предназначено остановить завоевания Наполеона и освободить Европу, - все эти положения нашли отражение и развитие в речах, проповедях и молитвах священнослужителей, обращенных к армии, ополчению и народу.

Епископ Августин (Виноградский), Московский викарий 17 июля написал молитву «о победе на врага» для ежедневного чтения в церквах Московской епархии. Текст молитвы был напечатан в Синодальной типографии и разослан по монастырям, церквам и на передовую.

clip_image006

В начале XIX века в России, как и во всей Европе, набор средств массовой информации и коммуникации был довольно ограничен. Десятки миллионов подданных Российской империи были крестьянами, проживавшими в тысячах сёл и деревень, разбросанных на необъятных пространствах страны. Большинство из них были неграмотными. В этих условиях только Православная Церковь и её священнослужители могли максимально быстро и доходчиво объяснить своей многомиллионной пастве катастрофическую опасность нашествия на Святую Русь наполеоновских полчищ, состоящих из «двадесяти языков».

Историческая миссия Русской Православной Церкви заключалась в том, чтобы вдохновить все сословия России на всенародный подвиг борьбы с иноземными врагами.

Считая войну несомненным злом, Русская Церковь, тем не менее, защиту Отечества полностью оправдывала, объявляя такую войну священной, а погибших в ней воинов - героями, совершившими жертвенный подвиг во исполнение Евангельской заповеди о любви к ближнему.

clip_image008

 

Полковые священники на доступном солдатам языке объясняли необходимость и почетность воинского служения, возможность сочетания военной службы и спасения своей души, характер поведение воина на поле брани и в мирное время, отношение к государю, друг к другу и к противнику, значение присяги, знамен, оружия и многое другое.

Различие силы духа русской и французской армии

clip_image010clip_image012

Любопытным с точки зрения характеристики состояния духа русской и французской армии стали два эпизода накануне Бородинского сражения, подробно описанные в романе Льва Толстого «Война и мир».

25 августа накануне Бородинского сражения, префект императорского дворца Боссе доставил из Парижа в ставку Наполеона портрет.

«Это был яркими красками написанный художником Жераром портрет мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрийского императора. Мальчика почему-то все называли королем Рима. Весьма красивый курчавый мальчик со взглядом, похожим на взгляд Христа в Сикстинской мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Что именно хотел выразить живописец, представив короля Рима, протыкающим земной шар палочкой? Но аллегория эта показалась ясною и всем весьма понравилась. Наполеон приказал вынести портрет из палатки, чтобы не лишить гвардию счастья видеть римского короля, сына и наследника их обожаемого государя. Сбежавшиеся к портрету офицеры и солдаты кричали: «Виве, ле Империор! Виве, ле Рой де Ром!» Да здравствует император, Да здравствует король Рима!».

clip_image014

 

clip_image016

 

При этом французское войско с насмешливым любопытством наблюдало со своих позиций за тем, что происходило в стане русской армии.

«За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники... За ними солдаты и офицеры несли большую, с потемневшим ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.

Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась. Кутузов, объезжавший позицию, присоединился к молебну. Несмотря на присутствие главнокомандующего и высших военных чинов, ополченцы и солдаты не глядя на него, продолжали молиться. Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, опустился на колени, кланяясь в землю, затем тяжело встал, приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералы последовали его примеру, потом офицеры, а за ними с взволнованными лицами солдаты и ополченцы» (Война и мир. Гл. XXI).

clip_image018

 

Адъютант Наполеона с презрительным высокомерием записал, что «русские рабы» на коленях ищут помощи у неба, в то время как французы, устранив Бога, ищут силы в собственном сердце.

clip_image020На Бородинское поле русские воины шли с молитвой в сердце к Пресвятой Богородице. У французских солдат в сердце был «римский король» - будущий покоритель мира.

В своем романе Лев Толстой справедливо отметил, что в сражении побеждает не та армия, на стороне которой численное превосходство или более мощное оружие, но та армия, чей дух сильнее.

Главным результатом служения православного духовенства стали героизм и отвага русских воинов в дни Отечественной войны 1812 года, а также их благородство и великодушие во время зарубежного похода в Европу и Париж в 1813-1814 годах.

Проповедь патриотического содержания звучала не только в армии, но и в приходских храмах.

К 1812 году в России было свыше 26000 православных церквей и 452 монастыря. Почти 35000 священников в своих проповедях призывали к защите Отечества. В результате в своей массе население не пошло на сотрудничество с оккупантами, отказывалось снабжать их продовольствием и фуражом, стихийно возникали партизанские отряды, истреблявшие и пленявшие иноземных захватчиков.

В глазах русского народа поведение завоевателей стало наглядной иллюстрацией их антихристианской сути, которая, уже не маскируясь европейским лоском, выразилась в том, что солдаты «великой французской армии» с первых шагов по российской территории принялись в первую очередь грабить православные храмы и монастыри.

Они сдирали с икон серебряные оклады, забирали лампады, кресты. Режим оккупации разнуздывал самые низменные желания у мародеров. Поэтому от грабежа солдаты часто переходили к прямому осквернению православных святынь. На захваченных территориях Смоленской и Московской губерний солдаты рубили иконы на дрова, использовали лики святых в качестве мишеней для стрельбы. Многие храмы они превратили в провиантские магазины, конюшни и скотобойни.

Вандализм завоевателей вызвал взрыв всеобщего негодования и способствовал расширению движения народного сопротивления, принимавшего религиозный характер.

clip_image022

 

Подражание Франции, широко распространенное накануне войны в дворянском обществе, теперь было признано ошибочным, Утвердилась мысль о том, что идущая война представляет собой испытание, посланное Богом на Россию для того, чтобы спасти ее от «повреждения нравов, заразы неверия и злочестия». Говорили о необходимости порвать с Францией все нравственные связи и возвратиться к чистоте и непорочности наших нравов. Франция и Россия противопоставлялись друг другу как «безбожие» и «благочестие», как «порок» и «добродетель», между которыми война должна вестись до победного конца.

Материальный вклад Церкви в войну 1812 года

Молясь о победе, воодушевляя народ на борьбу с захватчиками, Церковь внесла и весомый материальный вклад в победу над Наполеоном.

Собираемые в течение многих лет средства на развитие системы духовного образования, на строительство новых семинарий и академий Святейший Синод отдал на оборону. Полтора миллиона рублей (огромные по тем временам деньги) из общецерковной казны пошли на оснащение полков в Московской и Санкт-Петербургской губерниях.

Кроме того приходское духовенство повсеместно жертвовало деньгами и драгоценными вещами. Хотя жалованье священнослужителей было невысоким, многие из них отдавали на ополчение от половины до полной суммы своего годового содержания. В результате личных пожертвований духовенства было собрано более 900 тысяч рублей и почти тонна серебра.

Святейший Синод разрешил причетникам и семинаристам вступать в полки народного ополчения и взять в руки оружие для защиты Отечества. Более 400 из них стали ратниками. Среди поступивших в ополчение значительное место занимали ученики духовных академий, семинарий и уездных училищ. Так, Казанская духовная академия дала 56 человек, Киевская - 22, Калужская духовная семинария - 50.

Приходские священники принимали непосредственное участие в организации и деятельности народного ополчения, в партизанском движении. При формировании ополчения губернаторы, как правило, обращались к епархиальным архиереям с просьбой назначить туда священников, которых называли «духовными вождями, способными внушать новоизбранным воинам их обязанности и побуждения не щадить жизни для защиты веры, царя и Отечества».

На оккупированных территориях духовенство не покинуло своих мест, спасаясь бегством от французов, а осталась со своей паствой, терпеливо разделив с ней лишения. Там, где храмы не были до основания разграблены и осквернены, священники совершали все необходимые богослужения, что было очень важно для народа в такое трудное время.

clip_image024

 

Призыв Церкви к русской армии хранить великодушие

Церковь, призывая к борьбе с врагом, всегда выступала против ожесточения, ибо враг - тоже человек, созданный по образу и подобию Божию. С точки зрения христианской морали, на которой воспитывались русская армия и народ, поверженному врагу необходимо было даровать пощаду.

clip_image026

 

Пережив разграбление и осквернение в 1812 году великой армией Наполеона большого количества православных храмов, перед началом заграничного похода, Православная церковь и император Александр призывали русских солдат на территории неприятеля не уподобляться врагу и победить его «столько же великодушием своим, сколько оружием».

К иноверческим храмам священники призывали своих солдат проявлять уважение, не заниматься грабежом и мародерством, ибо воровство - это преступление, не совместимое с высоким званием воина Русской армии.

clip_image028

 

Документы и воспоминания очевидцев содержат множество примеров благородного отношения русских к поверженному врагу во время заграничного похода.

Какие только ужасы не рисовались в воображении парижан, когда русская армия подошла к столице Франции. Что сделают русские с их городом в отместку за сожженную Москву? Сотрут с лица земли?

clip_image030

 

И какой разительный контраст обнаружился здесь между двумя армиями. Высота духа, отвага, благородство и доброта русских воинов поразили всю Европу. А сраженные великодушием наших солдат парижане устроили триумфальную встречу императору Александру и его победоносному войску.

clip_image032

 

Таким образом, Русская Православная Церковь сыграла значительную роль, как в военной, так и в духовной победе России над наполеоновской Францией.

Осмысление победы над врагом

Важность морального фактора в одержании победы, четко осознаваемая современниками, побудила директора Императорской Публичной Библиотеки А.Н.Оленина обратиться к архимандриту Филарету (Дроздову), ректору Санкт-Петербургской академии, с просьбой написать «Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне».

clip_image034

Соответствующее сочинение было написано и 20 мая 1813 года прочитано на собрании членов Беседы Любителей Русского слова. Здесь отмечалась грандиозность выполненной задачи (Россия в короткий срок разбила огромную армию, в состав которой входили почти все народы Европы) и раскрывалось значение нравственных причин победы: осознания русским народом священного, освободительного характера этой войны, веры в Бога, укрепившей силы народа и вызвавшей желание наказать «хулителей» веры, а также верности царю и любви к Отечеству, которые, наряду с православной верой, объединили все сословия для совместной борьбы с врагом.

О том, что через призму православной веры оценивались всеми сословиями случившиеся события, свидетельствует совместное решение Святейшего Синода, Государственного Совета и Правительствующего Сената о присвоении императору Александру I титула «Благословенный», а также сооружение в Москве храма Христа Спасителя, который стал подлинным памятником православного понимания народом особенностей этой войны.

clip_image036

 

На медали, учрежденной в честь победы в Отечественной войне, была выбита надпись: «Не нам, не нам, но имени Твоему».

clip_image038

 

«Для принесения Всемогущему Богу теплых и усердных молитв за избавление Державы Нашей от лютого и сильного врага, и в прославление в роды родов сего совершившегося над Нами промысла и милости Божией» император Александр I постановил проводить в день Рождества Христова ежегодное празднование победы над «галлами и двадцатью языками»

Известно, что после Отечественной войны 1812 года в русском обществе в значительной степени упало французское влияние, и произошел подъем национального самосознания. Это нашло отражение в формулировке министром просвещения графом С.С.Уваровым русской национальной доктрины, основными положениями которой стали: православие, самодержавие и народность.

Сегодня Русская Православная Церковь, как и прежде твердо стоит на позиции православного патриотизма, основанного на евангельских принципах. Она приветствует и всячески поддерживает стремление общества к возвращению утраченной исторической памяти. Она с тревогой предупреждает о недопустимости глумливого и небреженного отношения к подвигам наших предков. Устами Патриарха Московского и всея руса Кирилла она обращает внимание общества на древнюю мудрость: история - лучший учитель.

http://www.potomki-1812.ru/?p=3885

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Олег Безруких:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019