Радоваться прибытию мощей - не есть ли это признак легкомыслия или, быть может, бегства от проблем каждодневной жизни? Что даруют святые мощи? Почему православные христиане поклоняются им? И могут ли люди уже более 2000 лет прибегать к «сухому источнику»? С 9 по 16 марта в Покровский храм Саратова непрестанно шли люди - к мощам святителя Феофана Затворника и иконе Божией Матери «Казанской Вышенской», которые были привезены сюда из Успенского Вышенского монастыря (Рязанская область).
Разве что с прибытием высокопоcтавленной особы можно сравнить эту встречу святынь. Люди, расступившись перед вносимыми в храм иконой и ковчегом с мощами, тут же вновь сливаются в единый организм. «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго!» - возглашает хор молитвенную песнь Богородице. Я продвигаюсь ближе к месту у алтаря, где поместят святыни, слыша, как люди вторят чудесно-радостному: «...избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево». Удивительно, что храм полон, потому что святителя Феофана Затворника знают немногие даже церковные люди, в основном читающие, как метко замечает игумения Вышенской обители Вера (Ровчан). Святитель - автор многочисленных духовных и богословских сочинений. На входе в храм каждому дают небольшую листовку с описанием жизни святого.
Он родился в семье сельского священника в Орловской губернии в 1815 году, был высокообразованным человеком, возглавлял духовные учебные заведения в разных городах России. В 1859 году будущий святой стал епископом и был назначен управляющим Тамбовской епархии. Но позже он принял решение нести подвиг особо строгого молитвенного предстояния перед Богом - уйти в затвор. С того момента его день насыщали молитва, богослужение, переводы и создание трудов по изъяснению Священного Писания. «Сколько раз приходилось жалеть, что не умею писать так, чтобы всех затрагивал, - печалился постоянно пребывающий в труде подвижник. - Если бы умел, составил бы книгу, что всякий читающий непременно решился бы начать соделывать свое спасение».
Святитель Феофан затворился, но не удалился от людей: он помогал советом, поддержкой, одобрением тем многим, кто регулярно обращался к нему в письмах: «Не погрешаю ли, продолжая нести иго начальства?», «Как суметь проходить должность терпеливо?», «Как избавляться от суеты при неизбежных хлопотах?», «Как иметь телесное здравие?» - в день святой давал по 20-40 ответов. Читаю эти письма и не решаюсь отделить в них бытовое от духовного - так просто и сердечно сумел вышенский затворник соединить одно и другое для пользы вопрошающего.
- Молила Бога, чтобы привезли мощи святого, хотела поклониться им, - делится молодая девушка, Катя. - Я читала собрание писем святителя Феофана «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», когда была, скажем, только на пороге Церкви, и он будто бы за руку меня вел. С такой любовью написано - словно письма родного дедушки. Не всякий такие письма от близких получает, да и сейчас пишет ли кто? А это человек, живший за полторы сотни лет до нас, и вот он здесь - близко!
С разными просьбами приходят люди к мощам святителя Феофана Затворника и иконе Божией Матери «Казанской Вышенской», которую он чтил: кто-то с проблемой, не в силах ее разрешить, кто-то с душевной опустошенностью, кто-то с горестью, а кто-то и с радостью, с благодарностью за помощь.
- Каждый раз, когда привозят мощи святых, мы приходим к ним, чтобы поклониться, - рассказывают мама и дочь, прихожанки храма Митрофана Воронежского. - Самые душевные, самые сокровенные просьбы звучат в молитве, перед тем как прикоснуться к святыне.
- Я испытала сегодня ощущение спокойствия и Божьего милосердия, приятного душевного волнения перед святыми мощами, - медленно и вдумчиво, будто переживая все вновь, произносит строгая и красивая Любовь Викторовна. - Это нечто особенное...
Чувство, что происходящее в храме есть реальная, непридуманная жизнь, во мне достоверно, я это знаю сердцем. Но вновь и вновь вспоминаю мучающий многих вопрос: почему же православные молятся праху и пеплу, ведь мощи - по сути останки человека? В том-то и дело, что, молясь перед мощами, мы обращаемся не к телу, а к самому святому как к личности.
Почитание мощей родилось в христианстве в первые века его существования. Тогда правителями были язычники, поэтому последователей Христа, как иноверцев, гнали, издевательски и жестоко убивали. Как указывают документальные свидетельства, христиан часто бросали на публичное растерзание диким зверям. Останки их тел выбрасывались на дорогу, для попрания, но благочестивые люди, подвергаясь смертельной опасности, подбирали их, а затем помещали в гробы и устанавливали в катакомбных храмах - возводить наземные христиане себе позволить не могли. На этих гробах, на этом материальном свидетельстве победы веры во Христа Спасителя совершались первые богослужения. Традиция частично сохранилась в православных храмах и по сей день: самая важная служба - Литургия совершается на особом полотне, антиминсе, в которое вкладываются частицы мощей святых.
Нетление останков тела никогда не являлось для Церкви доказательством святости человека и обязательным критерием при прославлении его в лике святых, как о том заявляла атеистическая пропаганда. Большинство мощей - это кости, и именно кость наши предки называли словом «мощь». При этом у некоторых святых тела действительно имеют большую степень сохранности, потому что еще здесь, на земле, христианский подвижник становится фактически живым храмом Бога, Который есть источник и создатель жизни, победитель смерти и во власти Которого изменить законы естества. Термин «нетленные» по отношению к мощам главным образом подчеркивает неиссякаемую благодать, которую люди черпают по молитвам к святым. Как пояснил клирик храма святого великомученика Георгия Победоносца иерей Сергий Кузин: «Чудо случается не потому, что мощи святого находятся здесь и сейчас и человек стоит и произносит нужную комбинацию слов, а при условии живой веры и по молитвам самого святого, который, приблизившись ко Господу при жизни и став после смерти частью Небесной Церкви, может пред Богом ходатайствовать за людей».
И, конечно, если бы не истинная святость тех, чьи мощи почитает Православная Церковь, если бы не живой отклик святых на молитвы, разве приходили бы к ним люди, такие разные по силе своей веры, по возрасту и социальному положению?! Сейчас, стоя у ковчега с мощами некогда, как и мы, человека во плоти, а сейчас прославляемого святого, по молитвам которого люди получают исцеление души и тела, думаю: как же прожить жизнь так, чтобы потом, после моей смерти, кто-то захотел молиться... нет, конечно, не мне - за меня?
Фото Юлии Ракиной
«Саратовская областная газета» 26 марта 2014 года
http://eparhia-saratov.ru/Articles/Get/on-zdes-blizko