Аномия Христианства

0
212
Время на чтение 5 минут
Аномия Христианства

Неискушенному зрителю покажется, что «Ной» - переложение известной ветхозаветной истории на современный язык. Действительно, первая половина эпического двухчасового полотна Даррена Аронофски не слишком отходит от библейского канона. 


Однако чем дольше смотришь картину, тем отчетливее проявляется религиозный диссонанс и тем яснее проступает подмена ключевых понятий. 

Из-под легкой руки американских кинопромышленников вышло отнюдь не христианское кино и даже не плоская голливудская сказка о борьбе за экологию и чистоту окружающей среды. Наоборот, на суд зрителя вынесено переписывание Библии, чистейшей воды постхристианский апокриф. «Ной» - это не только антирелигиозное и антигуманистическое кино, это ярчайший пример размытия и искажения библейских сюжетов и смыслов.
Возьмем историю самого Ноя. В Библии он описан праведником, который помимо прочего «ходил пред Богом» . Такого лестного отзыва, для справки, удостаивается лишь один из предков Ноя - Енох. Переводя на современный язык, Ной не просто соблюдал законы, а доверял Богу, другими словами, следовал не букве, но духу истины. Когда Бог напрямую обратился к нему с предупреждением о потопе и указаниями по строительству ковчега, со стороны праотца никак не могло возникнуть и тени недопонимания и сомнения. 

Что же в фильме? Вместо вполне четких указаний, Ною снятся неясные видения.

Некоторым образом истолковав их, он с небывалым остервенением бросается исполнять данное ему поручение. В строительстве ковчега, помимо сыновей (которые почему-то не имеют жен, из-за чего, кстати, и возникает один из основных драматургических конфликтов картины), ему помогают каменные гиганты, некие «падшие» духи, заключенные на Земле за то, что они пожалели людей, а мешают - «потомки Каина», сборище джексоновских орков, с остервенением кидающихся грудью на амбразуру в попытке силой захватить ковчег. В общем, откровенную несуразность некоторых сцен в фильме сложно описать словами.

Screen shot 2013-06-28 at 9.53.56 AM.png

Вместо того, чтобы пустить несчастных людей на ковчег, Ной истолковывает видения почти в логике теории о расовом превосходстве и решает, что есть «чистые» потомки Сифа и «нечистые», пораженные грехом потомки Каина. Одним на ковчег можно, а другим - нельзя. Более того, внезапно осознав, что и сам не до конца принадлежит к «белой» расе (т.е. что и сам частично грешен), решает, что Бог собрался окончательно истребить человечество и оставить на Земле только «непорочных» животных. В итоге, не получив никакого внятного уточнения свыше, экранный Ной при помощи големов-ангелов (падших ангелов?) убивает толпы людей, виновных и невинных, и чуть не зарезает собственных внучек. 

При этом необходимо заметить, что в отличие от первоисточника, сам Бог совершенно не является действующим лицом в картине. Это «сверхразум», понять мотивы которого невозможно, и который вмешивается в основные события только постфактум. В фильме полностью отсутствует персонификация Творца: «и сказал Бог», «Бог повелел», «и вспомнил Бог», «и сказал Господь в сердце Своем». Кроме того, по логике сценаристов получается, что Бог отчасти виноват в том, что ввел Ноя в сомнение и заблуждение, а значит, повлек за собой тысячи и миллионы безвинных жертв. А сцена военного штурма ковчега «каинитами» поражает своей концептуальностью, особенно если вспомнить первоисточник. В ковчег не то что не рвались с боем - даже смеялись над Ноем, который строил огромный корабль посреди материка. Более того, каиниты «во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» (Мф 24, 38-39), то есть не Бог их отверг, а они сами Его отвергли.

Списать все эти и многие другие неточности и слишком вольные интерпретации на творческое переосмысление можно. Однако следует признать, что это антирелигиозное переосмысление.

Свежий голливудский блокбастер искажает не только «сюжетную» составляющую (например, у каждого из сыновей библейского Ноя уже были жены к моменту потопа, а у Хама, сверх того, точно родился сын Ханаан), но что более важно - духовно-смысловую. Из праведника Ной превращается в мятущегося грешника, защитника окружающей среды и расовой чистоты, а его сыновья - в стереотипных американских подростков; потомки Каина - в злобных орков; падшие ангелы оказываются не только несправедливо наказанными, но и вообще не падшими; а Шестоднев легко и непринужденно трансформируется в дарвиновскую эволюционистскую теорию - все это, видимо, сделано для более простого восприятия материала современной аудиторией.
Но любое переосмысление имеет свои пределы. Когда Тарковский снял, к примеру, свой «Солярис» - получился вывернутый наизнанку роман Лема. Нет, это отнюдь не умаляет талант самого Тарковского, однако ставит под сомнение возможность назвать фильм прямой экранизацией. С «Ноем» - схожая ситуация. Всемирный Потоп, Ной, да и сама Библия - все это лишь большая рекламная вывеска для фильма, имеющая с ветхозаветным преданием мало общего. Картина Даррена Аронофски не что иное, как выражение незамысловатых религиозных представлений и переживаний режиссера, заявка на «глубокое» кино в масштабе киноблокбастера. Великолепный визуальный ряд - оболочка - совершенно не стоит своего откровенно пустого внутреннего содержания.

darrenaronofskyc.jpg

Режиссер фильма "Ной" - Аронофски

«Ной» Аронофски - это полная инверсия библейских смыслов, находящаяся в шаге от кощунства. Библейская история - простая, понятная, поучительная - воспитывает универсальную систему нравственных ценностей. Язык Священного Писания, как известно, носит притчевый характер. Голливуд же пересказал не притчу, а предложил её сомнительную авторскую трактовку, попросту исказил, вложив противоположные смыслы. Это уже не просто прочтение ветхозаветного текста, а пропаганда расового превосходства и нравственного релятивизма в библейских декорациях.

Некоторые скажут, что фильм хорош уже тем, что «заставляет думать», что это фильм-«диспут», фильм-«высказывание». Это не более чем оправдательный трюк: «заставить думать» само по себе не является ценностью. Ценность - это предельно ясная библейская история Ноя, история о смирении, чистоте и нравственном подвиге.

http://pravoslavie.fm/articles/1646/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06