Яркая свеча Римского-Корсакова

0
424
Время на чтение 7 минут

Зачастую на долю гениев выпадает немало невзгод, они страдают, терпят лишения, гибнут молодыми. И гораздо реже выдающимся людям удавалось пройти долгий, гармоничный, спокойный жизненный путь. Николай Андреевич Римский-Корсаков, 170 лет со дня рождения которого исполнилось 18 марта, оставил огромное творческое наследие - 15 опер, три симфонии, ряд симфонических сочинений разных жанров,  инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальную, вокальную и духовную музыку; написал два учебника (по гармониии оркестровки) и книгу мемуаров «Летопись моей музыкальной жизни»; воспитал плеяду талантливейших учеников. Среди них - А. Аренский, А. Глазунов, А. Лядов, И. Стравинский, С. Прокофьев, Н. Мясковский, Н. Черепнин, Б. Асафьев, М. Гнесин, М. Бананчивадзе, Ю. Вейсберг, И. Витоль, А. Капп, Н. Лысенко. Как видим, этот перечень включает не только русских музыкантов, но и тех, кто стал основоположниками национальных композиторских школ.

Творчество Римского-Корсакова охватывает весьма значительный промежуток времени. Не зря его называли композитором-эпохой русской музыки. Ему посчастливилось соприкоснуться с разными поколениями композиторов. Начало деятельности музыканта выпало на 1860-е, когда «Могучая кучка» была в расцвете, это было время сплоченности, взаимной художественной подпитки, обмена идеями с единомышленниками. Неудивительно, что в творчестве Римского-Корсакова того периода отразилась эстетика «кучкистов», родственная воззрениям славянофилов. Коллеги по «кучке» М. Балакирев и М. Мусоргский вдохновили Римского-Корсакова на создание оперы «Псковитянка». На заглавном листке партитуры композитор написал посвящение: «Дорогому моему музыкальному кружку».

В.А. Серов. Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова. 1898 г.

В.А. Серов. Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова. 1898 г.

В 1880-е Римский-Корсаков возглавил Беляевский кружок, в который входили русские композиторы следующего поколения петербургской композиторской школы. Большей частью это были его ученики - в том числе А. Лядов и А. Глазунов. Но кульминация его творчества приходится уже на начало ХХ в., когда в художественном творчестве проявляется новая эстетика и на исторической арене действуют композиторы следующего поколения, самые яркие из которых - С. Рахманинов и А. Скрябин.

Немалую роль в творчестве Римского-Корсакова играют сказочность и мистичность. Даже его появление на свет сопровождалось чудесным предзнаменованием. Вот что пишет об этом внучка композитора Т.В. Римская-Корсакова: «Софья Васильевна уже перешагнула за сорок, а Андрей Петрович находился накануне своего 60-летия, когда неожиданно в их, ничем не нарушавшуюся, спокойную жизнь вошло значительное событие: выяснилось, что Софья Васильевна снова ждет ребенка. Перспектива иметь ребенка в таком возрасте и после 22-летнего перерыва немало смущала ее. Но она воспрянула духом после того, как ей привиделся удивительный сон: спускавшийся с небес ангел протягивал ей ярко горящую свечу. Впечатление от этого сна было столь сильным, что, будучи глубоко религиозной, она истолковала его как знамение свыше, обязывающее ее дать жизнь новому человеку».

Дом, в котором рос Римский-Корсаков, стоял на берегу реки Тихвинки. На другой ее стороне находился Тихвинский мужской монастырь. Композитор вспоминал о своих первых музыкальных впечатлениях: «Духовная музыка, т.е. пение в женском и в мужском монастырях при красивой обстановке архимандритского богослужения делало на меня большее впечатление, чем светская музыка. В женском монастыре пели неважно, а в мужском, сколько помню, порядочно. Я любил некоторые Херувимские Бортнянского, а также его концерт «Слава в вышних» и из простого пения «Благослови душе моя», «Кресту Твоему» и «Свете тихий» из Всенощной.

Дядя мой Петр Петрович пел несколько прекрасных русских песен (среди них - «Не сон мою головушку клонит»). Мать моя тоже пела некоторые русские песни. Я любил эти песни, но в народе слыхал их сравнительно редко, так как жили мы в городе, где, тем не менее, мне случалось ежегодно видеть проводы Масленицы с поездом и чучелой».

В творчестве Римского-Корсакова получили яркое воплощение разнообразные сказки и мифы, а также страницы русской истории. Им созданы оперы «Садко», «Кащей бессмертный», «Сказание о великом граде Китеже» «Сказка о золотом петушке» «Майская ночь», «Снегурочка», «Царская невеста», «Псковитянка» и другие.

Опера «Садко». Постановка Мариинского театра, Санкт-Петербург

Опера «Садко». Постановка Мариинского театра, Санкт-Петербург

 

Балет «Шехерезада». Постановка Киргизского национального академического театра оперы и балета

 

Балет «Шехерезада». Постановка Киргизского национального академического театра оперы и балета

Композитор испытывал огромный интерес к народным обычаям, древней обрядовой стороне народной жизни и сохранившимся в ней отголоскам старины. В его творчестве претворен весь цикл русских аграрных праздников и важнейших календарных обрядов: колядование в «Ночи перед Рождеством»; проводы Масленицы и закликание весны, а также  купальские обряды праздника весеннее-летнего пограничья; троицкая обрядность в «Майской ночи» и купальские обряды в «Младе».

Дочь композитора С.Н. Римская-Корсакова отмечала в мемуарах: «Ни один из портретов Николая Андреевича не передает той редкостной доброты, которая была его отличительной чертой». И в жизни народа, и в окружающем мире он хотел видеть лишь высокое и прекрасное. В его творчестве воплощен народный «кодекс» красоты. Поэтому его герои зачастую живут в сказочных идеальных царствах. Но сказочный мир и быт людей составляют единое целое. Борьба со злом у Римского-Корсакова неизбежно оканчивается победой света, торжеством добра и справедливости, восстановлением мирового равновесия, преодолением любых проявлений хаоса.

В 1871 г. Римский-Корсаков стал профессором Санкт-Петербургской консерватории по классу практического сочинения и инструментовки, а также руководителем оркестрового класса. Сам композитор чувствовал в своем образовании пробелы, что сподвигло его на подробное освоение основ композиторской техники. В 1873 г. он был назначен инспектором музыкантских хоров Морского ведомства с перечислением на штатский чин, а в 1874 г. стал директором Бесплатной музыкальной школы.

В 1890 г. Римский-Корсаков был приглашен в Брюссель для дирижирования концертами русской музыки. В письмах жене Надежде Николаевне композитор сообщал: «Скажи детям, - писал он, - чтобы они хорошо знали говорить по-французски и по-немецки для того, чтобы, когда они будут за границей, могли бы свободно говорить и защищать Россию перед иностранцами, которые ее не знают, а потому судят вкривь и вкось, а между тем приходится или молчать, или чуть что не соглашаться, по незнанию языка. Они очень любезны, но через любезность сквозит какое-то желание оказать протекцию, благосклонность, внимание и т. д. Они дают тебе знать, что они выше нас: это сквозит во всем; самомнение у них ужасное... Глупые, они не понимают того, что русские сделали столько, что им и во сне присниться не может. Если б они понимали, то должны были бы восхищаться и благоговеть и каждую русскую нотку ценить на вес золота, так, как они ценят Вагнера».

Примерно об этом же композитор говорил в 1904 г. в письме А.В. Оссовскому: «...истинный прогресс музыки живет у нас на Руси и исключительно у нас, а они его не видят, принимая его за отсталость, а мыльные пузыри за передовое движение. Я мечтаю о настоящей, здоровой русской музыкальной критике, которой у нас пока нет, а мы верим иностранным пустозвонам, но я ясно вижу и отчетливо ценю то, что делается у нас, а вовсе не страдаю манией величия».

Вершиной оперного творчества Римского-Корсакова стало «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», где композитор соединил две, пожалуй, самые загадочные и красивые легенды древней Руси - о граде Китеже и о Петре и Февронии. Сам автор называл ее «литургической оперой». Первая постановка этого произведения состоялась в Мариинском театре 7 февраля 1907 г. В этот же день были назначены выборы во Вторую Государственную думу, а последующие спектакли совпали с ее открытием. «Вечер 7-го февраля, - писал очевидец событий, - представил острый контраст дню того же числа. До 8 часов Петербург европействовал, принося избирательные листки к мрачным высоким ящикам, из которых, как из рога изобилия, должно излиться всякое благо и счастье на будущую историю России, - в 8 часов искусство отвело его от черных ящиков надежды на будущее в «лето от сотворения мира 6751», в Керженские леса, к озеру Светлояру, и еще дальше и выше - в небесный град...»

Музыковед О. Комарницкая так говорит об этом сочинении: «Непостижимая в своем совершенстве, красоте и абсолютной гармонии, отражающая законы мироздания, вселенной, воплощающая космос души русского человека, как бы в свернутом виде показывающая историю прошлого, настоящего и будущего великой земли русской, замешенную одновременно на крови, немыслимых неисчислимых жертвах и на истовой абсолютной вере, которая спасает в тяжелейших испытаниях. Эта опера глубоко национальна, в ней - вся Россия. Она - подобно иконе, невидимыми тончайшими нитями связывает мир зримый и незримый, затрагивает самые потаенные тайники сердца русского человека».

В последние годы у Римского-Корсакова прогрессировало заболевание сердца. В мае 1908 г. после приступов удушья родные увезли композитора в Любенск - усадьбу Римских-Корсаковых. 8 июля композитора не стало. Очевидцы вспоминали, что в ту ночь разразилась сильная гроза.

Известный музыковед Б. Асафьев, ученик Римского-Корсакова, писал: «Доброта и понимание чужой беды сквозили за суровым обликом композитора. От его стройной, статной, старостью не придавленной фигуры веяло бодрым духом мужественности, а горящие глаза изобличали вещий огонь. Чтобы воспринять и верно оценить музыку Римского-Корсакова, надо не упускать из виду эту строгую холодную скованность и цельность стремлений, прикрывающие собой целомудрие, скромность, кротость и детскую приветливую наивность и застенчивость душевного мира Римского-Корсакова. Сила и обаяние музыки Римского-Корсакова - в ее прекрасной прозрачной звучности, в неисчерпаемом богатстве его инструментальных замыслов, раскрывающих затейливую, переливчатую игру света и теней, ярких и приглушенных красок, смену пестрой чисто восточной узорчатости и как бы воздушной, в лазури неба парящей звончатости».

____________

Фото - http://kinozon.tv/kadry/11632

http://www.ritmeurasia.org/news--2014-03-22--jarkaja-svecha-rimskogo-korsakova-11935
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Трегуб
Все статьи Екатерина Трегуб
Последние комментарии
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Ленчик
21.11.2024 16:37
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:49