«Храмостроители покусились на святое - городские скверы на окраинах столицы, где жители спальных районов могли бы отдыхать, выводить на прогулку детей и так далее». С такого громкого заявления началось 20 марта обсуждение в Общественной палате строительства очередного объекта программы «200 храмов».
Обсуждение в Общественной палате 20 марта 2014 года
Правда, если не полениться и съездить посмотреть места предполагаемого строительства, то у будущих стройплощадок пока не прекрасный зеленый парк, а, скорее, пустырь. Деревьев там не сажали - плоховато они растут на замусоренной почве, сначала туда нужно привезти грунт, а редкие скамейки постарались скорее демонтировать местные жители. В целях безопасности, чтобы на свободных территориях по ночам не собирались шумные компании для алкогольных возлияний. Хорошие земельные участки в столице, как известно, на вес золота, но общины строящихся храмов очень рады и тому, что им все-таки выделили после долгих согласований.
Но пришедших в Общественную палату выразить свое мнение по вопросу строительства храмов в городе такие прозаические вещи, как агротехника деревьев в условиях мегаполиса или практика реализации городского закона «О тишине», не трогают. Да и вопросы экологии оказались для них не на первостепенном месте.
«Наша страна ушла от самодержавия и уже вошла в цивилизованный мир. У нее за плечами космос, наука, индустрия, образование, культура, наконец, - заявил член Общественного совета района Новогиреево Борис Севрюков. - Сегодня Россия претендует на место среди мировых лидеров, и большой вопрос, целесообразно ли пытаться изменить мировоззренческий вектор в стране, давно живущей в современном мире. Невозможно ожидать широкой поддержки строительства храмов в обществе, прожившем три поколения в атеистической парадигме».
«Получается, хотят сделать храмы шаговой доступности так же, как и магазины. Ну, как же можно? - сетовал лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. - Они же основы своей собственной религии подрывают, потому что святое, священное, что должно вызывать трепет и благоговение людей, не должно быть в шаговой доступности». «Если он истинно верующий, а не выполняет какой-то слепой ритуал, что часто, к сожалению, у нас бывает, он затратит не только пятнадцать минут, чтобы за три остановки доехать до храма, он затратит и полчаса, и час, и полтора, чтобы приехать, например, в храм Христа Спасителя с окраины. И ничего», - добавил политик. Митрохин даже нашел в Евангелии «подтверждение» того, что, по его мнению, храмы верующему вообще не нужны. «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою», - процитировал он. «Молитесь у себя дома с закрытыми дверями. Иначе вы это делаете напоказ и вводите в соблазн других, тогда ваша молитва уже недействительна», - подытожил выступающий.
Выступающих поддерживали громкими одобрительными криками и улюлюканьем из зала несколько активистов «группы поддержки». В свою очередь вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская, не желая слушать начавшиеся перебранки, заявила, что хотя работает в Общественной палате с самого начала ее образования, но такого отношения к ведению совещаний, «такого безобразия не видела никогда». Призвав участников не позорить Общественную палату, она покинула зал.
Пространным выступлениям не было конца, однако если заглянуть в повестку дня на сайте Палаты, в собрании все же возможно было уловить что-то конструктивное. Оказывается, его участники должны были обсудить по факту обращений граждан возведение храмового комплекса на Зеленом проспекте в Новогиреево, которое было одобрено жителями района на общественных слушаниях.
«Город выделил участок в 0,33 сотки для строительства церкви в честь Игнатия Богоносца на Зеленом проспекте, 26-28», - рассказала представитель пресс-службы «Программы 200» Анастасия Горшкова. Действительно, церковь будет расположена на территории проектируемого сейчас парка, но займет совсем не четверть всей его площади, как утверждают храмоборцы, а 1/12.
Идею строительства поддержал Союз ветеранов Афганистана Восточного округа, так как храм, согласно представленной концепции, станет памятником погибшим воинам-афганцам. Аналогов такому мемориальному парку пока нет в Москве. Комплекс будет включать памятник с центральной скульптурой «Скорбящие матери», церковь и сквер. Непосредственно строительные работы начнутся со следующего года.
По словам Горшковой, «около храма высадят деревья, устроят детскую площадку и разобьют цветники, территория при храме открыта всем жителям и должна стать зеленым украшением района».
Представители Русской Православной Церкви рассказали, что подобные проекты скверов также предусмотрены и на других стройплощадках программы строительства храмов. Например, при строящемся храме на улице Лобачевского уже есть «парк молодоженов» - каждая венчающаяся здесь пара сажает дерево. Аллея протянется по всей территории в сторону соседнего сквера.
Любят родители с детьми гулять и на детских площадках и благоустроенных зеленых зонах у храма мученицы Татианы в Люблино, храма Всемилостивого Спаса в Митино, храма Всех Святых на Суздальской.
Вообще согласно планам координаторов программы «200 храмов», детские площадки должны появиться около каждой новой церкви. Новые храмы в спальных районах должны не уменьшить, а, наоборот, увеличить площадь зеленых насаждений и внести свой вклад в заботу об экологии столицы. Подобно тому, как палисадники и скверы около Сретенского, Новодевичьего, Новоспасского монастырей и Марфо-Мариинской обители стали украшением города, любимыми местами для москвичей.
Тем временем противники храмов, выпустив пар, все же дали ненадолго слово представителям властей города. Сотрудник столичного департамента природопользования Антон Зайко заверил, что пока зеленые насаждения в безопасности. Он отметил, что его ведомство «никогда не выходило с инициативой строительства храмов на территории природных комплексов, более того, процедура согласования всегда начинается снизу - с инициативы граждан о размещении храмов».
«Церковь будет вести максимально ответственные консультации, диалог со всеми людьми, которые высказывают критические замечания», - сказал в свою очередь председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Общины готовы к обсуждению этих вопросов, но это не значит, что нужно требовать выселения этих храмов на свалки, участки при оживленных трассах и другие неподходящие места», - отметил он.
Хотя трое женщин из зала топотом и криками пытались прервать выступление священника, отец Всеволод все же, опираясь на свой многолетний опыт общения с представителями общественности самых разных взглядов, сумел четко сформулировать и донести свое мнение. «Храмы нужны людям не меньше, чем школы и детские сады», - сказал он. Священник выразил надежду, что существующие противоречия будут разрешаться «не через крик, не через общественные кампании, в ходе которых небольшая группа лиц перемещается из одного района в другой и пытается действовать жесткими методами политической манипуляции», а через «прямой и честный диалог» между приходскими общинами и всеми реальными местными жителями.
Общественники-активисты разных взглядов и чиновники свое мнение выразили достаточно четко. Теперь мяч оказался на нашей стороне. Нужны ли нам, верующим, храмы? Готовы ли мы приходить в них каждую неделю, участвовать в жизни прихода, молиться о строительстве храмов в своих районах?
«Для того чтобы наши законные требования были услышаны, их надо ясно выражать. Не следует ждать, пока это сделает за нас кто-то другой. Чтобы было видно, что граждан, заинтересованных в строительстве храмов, много, они должны объединяться в христианском действии. Чтобы власти прислушивались к голосу православных, надо к ним обращаться», - так сказал на последнем епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к настоятелям общин строящихся храмов.
Именно благодаря «христианскому действию» людей, которые не пожалели времени и приходили на молебны в чистое поле, а также выражали свое мнение на районных общественных слушаниях, был, например, одобрен проект храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Раньше здесь стоял воинский собор, разрушенный в советские годы, теперь есть надежда, что к 700-летнему юбилею Игумена земли русской его начнут возрождать. «Община храма преподобного Сергия, сталкиваясь с разного рода осложнениями, не приходит в уныние, не опускает руки, но умножает свои усилия на этом поприще при содействии православной общественности. И результат уже есть. Конечно, эта община не единственная, и усердие православных людей по поддержке строительства храмов достойно похвалы», - отметил Предстоятель Церкви на том же епархиальном собрании.
Эмоциональное обсуждение в Общественной палате, несмотря на предупреждение организаторов вызвать охрану, продолжилось и после более чем двухчасового круглого стола. «Люди на общественных слушаниях в районах либо тихо соглашались на строительство храмов, либо доброжелательно говорили что-то невнятное, типа они не против, и никто даже не прокричал, как возмущена общественность! Нужно приходить и разъяснять, как нужно себя вести. Иначе все эти слушания незаконны», - гневно провозглашала муниципальный депутат одного из районов в окружении единомышленников в открытом после ремонта буфете Общественной палаты. Прессе эта группа активистов-депутатов хорошо знакома - они активно ездят по разным районам, агитируя их жителей бороться с храмами, регулярно проводят митинги. Однако журналисты, заинтересовавшиеся было новым буфетом, постарались быстрее допить чай и откланяться. Вскоре разошлись и участники круглого стола. Сотрудники столовой закрыли ее по расписанию - в 17:00.
Антонина Мага,
специально для «Православия.ру»