Богоугодная пауза

0
224
Время на чтение 4 минуты

Ухо выхватило откуда-то обрывок диалога:

- Ты знаешь, ты ему скажи, я ведь человек непосредственный, могу и в морду заехать!

    

О чем шла речь, не знаю, да и нехорошо было бы вслушиваться намеренно, но я задумался о другом - об этой самой непосредственности.

Нередко можно столкнуться с тем, что почитается она качеством весьма добрым, похвальным, а возможно, что и прямо-таки одной из добродетелей. Но точно ли это так? Мне вот, чем дальше, тем больше кажется, что все не столь однозначно. Если рассматривать непосредственность, как некую противоположность расчетливости, хитрости, искусственности, притворству, то, будучи от всего этого свободной, она тем самым, конечно же, хороша. Однако есть у нее и свои теневые стороны, и еще какие.

Непосредственная реакция великолепно выявляет, что есть в человеке, о чем он думает, каково состояние его души. И могу сказать, что лично мне с людьми непосредственными гораздо проще: я определенно предпочту искреннюю грубость фальшивой доброжелательности. Но вопрос в другом: имеем ли мы сами право быть всегда и во всем непосредственными, не таит ли непосредственность в себе каких-то угроз для нашей христианской жизни? Очевидно, что таит.

Что такое непосредственность, если объяснять это на простых, бытовых примерах? Ну вот, например, пришло мне что-то на ум, а я тут же взял и поделился этим с тем, кто оказался рядом, и неожиданно для себя обидел, оскорбил этим его. Если бы я подумал заранее, то, без сомнения, сообразил бы, что конкретно этого человека высказанная мною мысль не ранить не могла. Но я не подумал, я был непосредствен. Или - задел, обидел в свою очередь кто-то меня, а я что же? Я тут же вспыхнул, возмутился, наговорил кучу резких, дерзких слов. Такова была моя непосредственная реакция, для меня в высшей степени естественная, мне присущая. Разные могут быть проявления непосредственности, в том числе и такие, как «в морду дать», причем без разговоров и предупреждений, а именно что непосредственно. И наблюдать все вышеописанное и даже гораздо более того приходится практически постоянно.

Кто из нас решится похвастаться, что в нем возобладал человек новый, а ветхий так немощен и слаб, что, кажется, и нет его вовсе? Нет, он, к сожалению, есть, и он силен и крепок, и постоянно заявляет о своих правах или даже привиллегиях, в то время как новый еще только-только нарождается, фактически несформирован. И потому получается, что непосредственные реакции наши есть реакции именно этого - ветхого человека, и оттого мы сами такие же «ветхие».

Вот и выходит, что непосредственность, сама по себе ни в коем случае не будучи грехом, то и дело толкает нас на грех. И мы приходим раз за разом на исповедь и с недоумением признаемся:

- И как это опять получилось, ума не приложу, как-то так, само собой вышло...

И что же с этой несчастной и вместе замечательной непосредственностью делать? Отказываться от нее напрочь, тоже становится расчетливыми, искусственными, тоже фальшивить? Нет, конечно, но и не быть ее постоянным заложником.

Есть очень важная функция, которой мы постоянно пользуемся, имея дела с различной записывающей или, наоборот, проигрывающей техникой: пауза. Вот она-то, функция эта, и должна прийти к нам на помощь.

Я очень хорошо помню, что удивило и заставило задуматься меня, совсем еще юного журналиста, когда мне пришлось впервые, а потом снова и снова общаться с представителями советской партийной элиты: они в большинстве своем не отвечали на заданный им вопрос сразу. Они брали паузу, которая позволяла обдумать ответ (или же прийти к выводу, что отвечать в принципе не стоит), и только после нее говорили. И неудивительно: они были политиками, причем такими, которым еще свойственно было полагать, что политических ошибок в нашей стране не прощают. Вот они и делали то, что необходимо, чтобы этих ошибок избежать. За сказанные слова ведь обязательно надо было впоследствии отвечать.

Помню, безусловно, еще лучше и другое: когда мне довелось впервые общаться с людьми высокой духовной жизни, то я увидел практически то же - паузу перед тем, как ответить. Только причины и наполнение ее были уже совершенно иными. Ключевым моментом тоже было ощущение ответственности, но уже перед Богом, а «наполнялась» эта пауза молитвой.

И мне думается, что это правило, коим не пренебрегают ни «сыны Царствия», ни наиболее разумные и опытные из «сынов века сего», - правило золотое. И сделать его своим было бы в высшей степени полезно.

Когда ситуация вынуждает нас сделать шаг вперед, попробуем... этого шага не делать, а стоя на месте, обдумать его, и только уже после этого шагать. Когда слово уже готово сорваться с нашего языка, удержим его, и, не исключено, что поймем, что было оно не только лишним, но и вредным. Когда надо принять решение, не позволим себя поддаться эмоциям и рубануть с плеча, а так же - возьмем паузу для размышления. И так - во всех схожих ситуациях. Только благодаря паузе можно найти мгновение, чтобы возвести свой ум к Богу и вопросить: замысленное нами угодно ли Ему? Иначе же придется нам со многими скорбями и потерями разбираться с этим уже задним числом.

Это очень важный принцип. Для жизни нашей христианской - фундаментальный!

Но следует ли из всего вышесказанного, что от непосредственности в нас не должно остаться ровным счетом ничего? Конечно, нет, ведь мы живые люди и мы не должны, не имеем права превращаться в автоматы, в роботов. Просто непосредственность наша нуждается в проверке - какого качества она, каков ее источник. Разберемся, что в основе реакции нашей, поймем, что ничего дурного в движении нашего сердца не было, тогда и действовать будем. А до той поры - держим богоугодную паузу...

Игумен Нектарий (Морозов)

http://www.pravoslavie.ru/put/69288.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06