Как было не смотреть на передаваемые в прямом эфире события из Крыма и Украины?!
В первый раз за многие годы я не ругал себя за то, что Великим постом смотрю телевизор. Я не мог оторваться от информационных программ, радуясь вместе с народом Крыма. Больше всего меня поразило единение участников теледебатов программ Соловьева и Толстого. Даже Жириновский перестал быть «коверным», которому позволено в шутовской манере говорить о бедах русского народа, а предстал в подвиге юродства. Абсолютно все: экономисты, политики, обшественные деятели, писатели и кинематографисты говорили о сути проблем Украины умно и афористично. Чего стоит фраза Проханова о том, что воссоединение Крыма с Россией «перекинуло мост между народом и властью». Или шутка о том, что Ленин приехал делать революцию на броневичке, а Юля Тимошенко в инвалидной коляске. Я радовался тому, что на нашем телевидении звучат слова правды в то время, как Америка и Европа видит в стреляющих в безоружных стражей порядка мирных демонстантов. Поразительно, как в своих рассуждениях о том, что нужно наказать Россию западные политики приводят пошлейшие резоны. Они хотят наказать нас, не имея никаких доказательств нашей вины, при этом боятся того, что санкции могут причинить им ущерб. Говорят о неизбежных потерях бизнеса - о чем угодно: о газе, который мы им поставляем, о разрыве выгодных им контрактах, о потере рабочих мест, о финансах... И ни слова о правде. Разве вид объятого пламенем полицейского не наводит на мысль о том, что демонстрантов трудно заподозрить в миролюбии? Или они ослепли. Да, нет. Они прекрасно все видят и все понимают. Просто Россия сорвала их планы. А цели их очевидны. Как сказала одна моя знакомая «Да что с них взять! Они при детях в зоопарке жирафа убили!»
Мы еще раз увидели, что нет уже той Европы, которую Алексей Хомяков назвал «Страной Святых Чудес». Есть «всуе мятущиеся языки», объединенные служением мамонне, плохо представляющие то, что вне этого рабства мамонне есть жизнь истинная, направленная на служение благородным целям. За неделю между двумя воскресными днями, когда после первой недели Великого Поста празднуется Торжество Православия, а после второй - память святителя Григория Паламы, составившего учение о Фаворском Свете, за что именуется «проповедником благодати», произошли величайшие события. Россия не только показала политическую волю, воспряла духом, но и прозрела духовно. Даже политики и деятели культуры увидели «руку Божию, водившую человеков», почувствовали благодатную помощь и действие Святого Духа, который «везде сый и вся исполняй».
В этот день еще празднуется память мученика Василиска. Я был в Сочи - в каких-нибудь ста верстах от Команн - места мученического подвига святого и читал на литургии Апостол в храме святителя Иоанна Златоустого. Этот святой тоже закончил свой земной путь по пути в Команны.
Я думал об этих сопряжениях и чуть не пропустил еще одного праздника - Собора всех преподобных отцов Киево-печерских. Какой явный знак Божьего благоволения! Неужто киевские святые оставят без помощи свой народ! Неужто истинные виновники нынешней смуты - организаторы церковного раскола на Украине не содрогнутся, видя плоды этого раскола - всеобщее разделение и вражду. Страшно было смотреть на перекошенные злобой лица униатских священников, призывавших убивать «москалей». И тем отраднее было видеть умиротворенные лица людей, выступавших на российском телевидении, слышать исполненную истинно христианской мудрости и доброты речь Натальи Нарочницкой. И как было не возрадоваться православному сердцу, услыхав, как писатель Проханов на реплику Соловьева о том, что он мечтает о России, в которой сталинские сапоги, готовы растоптать все и вся ответил: «Нет, я мечтаю о России, которая в виде храма с сияющими куполами и крестами возносится в небеса!» Этой замечательной фразой закончились дебаты, напомнив нам о Горнем Иерусалиме», словно приказав покончить с разговорами и приступипить к великопостным молитвам.
Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей Господи-Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь!
Ей, гряди, Господи!