После полученной травмы позвоночника Роман Колпаков может передвигаться только с помощью инвалидной коляски. Страшно даже представить, что пришлось ему пережить. Многие после стольких испытаний сдаются, опускают руки, теряют веру... Но Роман продолжал бороться за жизнь. На больничной койке пришло и понимание подлинного смысла жизни - с Господом Иисусом Христом. А несколько лет назад Роман создал организацию, которая занимается перевозкой людей-инвалидов, - «Инватакси».
«Господу нужно было меня остановить»
Роман Колпаков
- Роман, расскажите, пожалуйста, о себе, о вашем пути к Богу.
- После травмы позвоночника я оказался прикованным к больничной койке. Повреждение спинного мозга и внутренних органов оказалось настолько серьезным, что врачи почти сразу сказали матери, готовя ее к худшему: шансы выжить минимальные. В общей сложности в больничных палатах я пробыл более шести лет.
Многочисленные операции не помогали, медицинский персонал практически не занимался моим лечением, ссылаясь на его бессмысленность. Я сменил несколько клиник, мое состояние с каждым днем становилось все хуже. Образовались огромные пролежни, дело дошло до некроза тканей. Из-за полной неподвижности образовались контрактуры в суставах. Я начал стремительно терять вес. Нехватка сил, крайнее истощение, постоянные боли - но я пытался выкарабкиваться, как мог. Хотя шансы выжить были минимальны, я продолжал верить, и Господь дал мне шанс. В 2004 году я каким-то чудом попал в швейцарский госпиталь, где за полгода смогли вернуть меня к жизни, и домой я уже вернулся, сидя в инвалидном кресле.
Страшно даже представить, что тогда пришлось пережить моей матери. Из-за моей болезни ей пришлось бросить работу. День и ночь она проводила около моей больничной койки. Спала прямо в палате на стульях, занималась уходом за мной, обрабатывала раны и делала все возможное для моего восстановления. Но все эти переживания и физическая нагрузка сильно отразились и на ее здоровье. На 60-м году жизни мама скончалась, сердце не выдержало. Царство ей Небесное.
- Вы сразу стали православным, или были поиски религии?
Именно скорби обращают человека к мыслям о том, для чего живешь, что ты сделал, а что упустил...
- Метаний не было. Православная Церковь с детства мне была близка. Моя мать была верующим человеком и обычно по большим праздникам водила меня в храм. Я всегда с неким восторгом и трепетом относился к церковной обстановке, к посещениям церковных служб, но позже как-то это прошло, в жизнь вошли тусовки, рок-музыка, алкоголь и т.п. Было много друзей, работа, много захватывающих дел, и для Бога уже времени не оставалось. Осознание вернулось лишь после травмы, в больнице. Мое состояние было критическим, и врачи готовили к худшему. Мать пригласила батюшку из местного храма. Он стал ко мне часто заходить, беседовал со мной, приносил литературу. Так постепенно я стал углубляться в познание веры, вникал в смысл христианской жизни, стал задумываться о цели нашего бытия. Вообще за время болезни мыслей много разных было. В голове постоянно прокручивал всю свою жизнь. Хотя до крайнего отчаяния никогда не доходил. Видимо, Господу нужно было меня остановить, вырвать из суеты прежней жизни, заставить задуматься о настоящей цели и сути жизни. Ведь именно скорби в жизни человека обращают его к мыслям о том, для чего ты живешь, что ты сделал в этой жизни, а что упустил... Для меня, во всяком случае, это так.
Вообще мне кажется, что эта проблема гораздо шире, поскольку болезнь затрагивает не только самого человека, но и его близких, для которых также кардинально меняется жизнь. Это как круги, которые расходятся по воде, когда в нее брошен камень. И почему болезнь выбирает именно этого человека, а не другого, мы вряд ли сможем понять. У Бога на каждого из нас Свой Промысл, и всех нас Он любит и желает всем спасения. Просто у каждого свой путь. Именно из-за болезни я и смог по-настоящему прийти ко Христу. Святые отцы говорят, что скорби благодатны. Христианин должен понимать, что всё посылается нам Богом и всё это идет нам во благо. А благодатность скорбей именно в том, что они часто приводят человека к Богу. Иоанн Златоуст говорил: «Слава Богу за всё, а особенно за скорби».
«Инватакси»
- Как пришла идея создать «Инватакси»?
- Я на собственном опыте узнал, насколько проблематично было заказать специализированную машину для инвалида-колясочника. Постоянно куда-то надо было ездить, приходилось искать частников со своими микроавтобусами, чтобы поместить в машине коляску. Городское социальное такси было крайне сложно вызвать, да и много ограничений было у них. Социальное такси надо заказывать за несколько недель, а если нужно срочно выехать, это практически едва ли возможно. Постепенно я пришел к мысли, что необходимо создать доступную службу, которая бы облегчала жизнь инвалидов. Заняв деньги у друзей и знакомых, приобрел минивэн, который в дальнейшем оборудовал всем необходимым для перевозки инвалидов-колясочников. Здесь мне огромную помощь оказала моя жена Наталья. Вначале было очень трудно, денег едва хватало, пришлось еще раз влезть в долги и взять кредит, чтобы оснастить автомобиль специальным оборудованием. Аппарели и крепления мы заказывали в Германии, их установка была произведена в специализированном сервисе в Москве. Вот именно так у нас появилась первая рабочая машина, и мы начали потихоньку работать. Вначале обращались знакомые и те, кто узнавал от них информацию о нас. Позже я создал сайт «Инватакси». Стало больше людей обращаться. За три года увеличить автопарк удалось до четырех машин. Конечно, для всех московских инвалидов - это капля в море, но мы надеемся на развитие нашей службы и увеличение автопарка.
- Какие у вас сейчас проблемы? Трудно ли содержать машины? Вы ведь хотели закрыть службу. Передумали?
- Основная проблема - это отсутствие постоянной поддержки. К сожалению, до сих пор не нашли спонсоров, чтобы служба могла как-то развиваться и тарифы были доступными для большего числа наших клиентов, особенно для малообеспеченных людей и одиноких инвалидов. Хотелось бы чаще организовывать для них благотворительные поездки. Так как мы стремимся к максимально доступным тарифам и не повышаем расценки, у нас никакой прибыли нет. Работаем практически на грани самоокупаемости: все вырученные средства идут на зарплату водителя и обслуживание транспорта. Пока никого не нашли, кто бы мог компенсировать эти затраты. Машины нередко ломаются, а ремонт и запчасти довольно дороги. Пока льгот на топливо не было, фактически ремонт оплачивали на свои деньги. Слава Богу, недавно нам помогли со льготами на топливо. По крайней мере, теперь не в минус работаем.
- А к кому обращались за поддержкой? В банки какие-нибудь писали?
- Много куда писал. Обращался в разные компании с просьбой поддержать наш социальный проект. В основном игнорируют. Не было никаких откликов. Как правило, секретари все письма фильтруют - их, видимо, даже никто не читает. А, например, в Европе уже давно актуальна тема социальной ответственности бизнеса. Многие компании вносят свой вклад в социальную сферу и развитие общества. Бизнес, который заботится только о «делании денег» и не заботится о сотрудниках и обществе, считается безответственным и, в конечном счете, плохим. Я очень надеюсь, что и у российского бизнеса будет такое понимание ответственности перед обществом, и мы сможем найти компанию, которая поддержит наше начинание. В рамках взаимовыгодного сотрудничества мы готовы размещать их рекламу на наших автомобилях и упоминать о компаниях в публикациях, способствуя созданию в СМИ их имиджа социально-ответственной компании.
- Кто работает в «Инватакси»?
- «Инватакси» существует уже три года. Исполнительным директором является моя жена Наталья. Пока ей приходится выполнять еще и функции диспетчера и бухгалтера. В штате два постоянных водителя и два сменных. Не хочется бросать дело, которому отдано столько сил и времени.
Мы стараемся индивидуально подходить к каждому пассажиру, учитывать его физическое и психологическое состояние, делать всё возможное для обеспечения максимального комфорта в поездке. Если необходимо, инвалидная коляска предоставляется пассажиру бесплатно.
- В Москве ваша служба - это единственная альтернатива «Социальному такси», для вызова которого нужно подтверждать инвалидность.
- Да, это так. И, кроме того, у них есть ограничения по времени и месту перевозки пассажиров. Заказывать «Социальное такси» из-за большого количества желающих нужно за несколько дней до поездки, иногда за две-три недели, а то и за месяц, иначе велик шанс, что не будет машины. А ведь бывают случаи, когда машина нужна экстренно. «Инватакси» заказать можно и за день до поездки. Оплатить услуги «Социального такси» нельзя ни социальными картами, ни любыми другими картами - только специальными талонами. Получить их можно в одном единственном офисе в районе станции метро «Павелецкая». Водители не принимают наличные деньги даже в экстренных случаях. Ожидалось, что к апрелю 2013 года в Москве появятся терминалы для приема кредитных карт, но они так и не появились. Инвалиду или его родственнику нужно представить пакет документов и зарегистрироваться, после чего можно купить определенное количество талонов на 30, 45 или 60 минут. Действуют они всего полгода, после чего их нужно обменивать.
- Дороже обходится поездка в «Социальном такси» или в «Инватакси»?
- Сначала мы брали за поездку 600 рублей, теперь благодаря вышеупомянутым льготам на топливо нам удается брать не более 500 рублей. Это предел себестоимости. Минимальный заказ у нас 3 часа. Это недорого, если сравнить с обычным легковым необорудованным такси, где стоимость в два раза дороже. Но всё же это неконкурентоспособная цена, поскольку водители социального такси берут по 300 рублей за поездку, и плюс ко всему город компенсирует им около 800 рублей за час. Это рентабельность обычного легкового авто, даже не микроавтобуса. И содержание социального такси компенсирует город. Если ехать надо за город, тариф увеличивается в два раза. К сожалению, еще больше снизить наши тарифы просто нереально. Мы до сих пор не закрыли кредит, который брали на приобретение и оборудование одного из микроавтобусов. Также нам очень не хватает небольшого помещения под диспетчерскую. Арендовать его мы, к сожалению, не в состоянии. Надеемся на то, что с Божией помощью сможем найти какую-то поддержку и что Господь не оставит нас.
Надо ходить по кабинетам, а на это времени не хватает
- Какие-то льготы есть для таких машин?
- Для социального такси обещают сделать проезд по выделенным полосам. Хотелось бы добиться, чтобы нас тоже в эту программу включили. Это позволило бы экономить много времени и было бы очень удобно для наших пассажиров. Но надо ходить по кабинетам, а на это времени не хватает. На вокзалах разрешают ставить машину на специальной парковке, но не везде. К сожалению, в нашей стране это только начинает развиваться. Разумеется, в последнее время из государственного бюджета выделяются деньги, лестницы и переходы оснащаются специальным оборудованием, но не всегда оно установлено на совесть. Порой пандусы расположены под таким углом, что на них едва ли рискнет заехать кто-либо. Инвалидную коляску поднять или опустить по ним совершенно невозможно.
- Бывают ли коллективные заявки?
- К нам часто обращаются паралимпийцы с просьбой перевезти группу спортсменов, но, к сожалению, совсем большие группы мы не можем перевозить, так как наши автомобили вмещают одновременно не более трех колясочников и девять пассажиров. Мечтаем, чтобы у нас в автопарке появился автобус с вместимостью от 20 пассажиров и больше. Но это пока из области фантастики.
Сайт православных знакомств
- Роман, расскажите, пожалуйста, еще об одном вашем проекте - сайте «Прихожане».
- После возвращения из больницы я стал активно пользоваться интернетом, общаться на разных православных ресурсах. Быстро понял, что нет площадки, на которой могли бы общаться люди, разделяющие традиционные христианские семейные ценности и желающие создать семью. Вот и родилась идея сделать такой сайт. Очень радует, что сайт приносит пользу людям. Нередко они благодарят меня за то, что создали крепкие семьи с помощью именно нашего сайта. Даже среди моих друзей есть те, кто нашел свою половинку на «Прихожанах», и теперь у них дружные семьи и уже растут дети. Сейчас уже почти 74000 участников, проект вырос практически до полноценной социальной сети «Прихожане». Люди заходят не только для знакомства и создания семьи, но и для общения с близкими по духу людьми или просто чтобы получить совет батюшки. У нас есть раздел «Вопросы священнику». На них отвечает клирик храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище отец Андрей Кожевников. Он любезно согласился на такой труд, несмотря на свою загруженность, за что ему огромное спасибо и низкий поклон! Конечно, есть желание и дальше развивать портал, обновлять материалами, увеличивать функционал и различные нужные сервисы, но на это тоже необходимы средства. Надеюсь, что найдутся неравнодушные люди и смогут поддержать оба мои проекта.
Наталья
Венчание Колпаковых
- А с женой Натальей на вашем сайте познакомились?
- Познакомились мы шесть лет назад на форуме диакона Андрея Кураева. Там была тема о помощи одной девушке-инвалиду из Люберец, и Наталья была у нее волонтером. Первый раз Наталья приехала ко мне домой, чтобы я ей передал лекарства, которые были нужны этой девушке. Потом мы просто стали переписываться через интернет. Постепенно перешли и к реальным встречам. Так что к моменту женитьбы успели узнать друг друга, поссориться, помириться. То есть момент «притирки» проходил постепенно. Как-то «подтачивались» друг под друга. Наталью раздражало, что я допоздна сидел за компьютером. Дело кончилось, однако, тем, что она и сама стала сидеть за компьютером до глубокой ночи. Родители с обеих сторон сначала были не в восторге от наших отношений, особенно когда мы решили пожениться. Говорили, что у нас это ненадолго: «Зачем это вам? Расстанетесь уже через месяц». Но все, вроде, слава Богу, в законном браке мы уже четыре года! До замужества Наталья работала менеджером в крупной транспортной компании, поэтому новая работа в «Инватакси» стала для нее близкой. Ведь очень важно испытывать счастье от занятия любимым делом.
- У вас остается время еще на какие-то дела, помимо «Инватакси», сайта и семейных забот? Чем увлекаетесь, что любите?
- Очень люблю путешествия, паломнические поездки. В 2009 году были с Натальей, еще до свадьбы, в Иерусалиме, где впервые в жизни сподобились помолиться у Гроба Господня. Это совпало с 40-м днем по смерти моей мамы. Хотели бы еще не раз посетить Святую землю. Часто бываем в Суздале у отца Сергия (Титова) - уже сложилась даже такая традиция, что на каждый мой день рождения мы едем в Суздаль, где нас с радостью встречает отец Сергий... Очень любим Питер, где бываем почти каждый год. Запомнились поездки к друзьям в Финляндию. Но времени на поездки и другие интересные дела очень не хватает. В голове много разных проектов, но пока нужно начатые до ума довести.
- А что для вас значит быть милосердным?
- Быть милосердным - значит быть с Христом.
С Романом Колпаковым
беседовала Ирина Ахундова
Фото автора и из архива Романа Колпакова.
Службе «Инватакси» нужна помощь благотворителей для перевозки малоимущих инвалидов!
Контакты:
- Сайт: www.invataxi.ru
- Тел.: +7 (926) 223-00-30. Заказ такси: +7 (495) 201-31-31.
- E-mail: info@invataxi.ru
Автономная некоммерческая организация помощи в передвижении инвалидов «ИНВАТАКСИ»:
- Адрес: 117105, г. Москва, Варшавское ш. д. 1, строение 1-2, офис 33
- ОГРН 1137799006487
- ИНН 7726485559 КПП 772601001
- Р/с 40703810100000000142
- в Банке «Новый Символ» (ЗАО) г. Москва
- к/с 30101810400000000209
- БИК 044583209