Главная молитва - это молитва о мире между братьями
Сегодня все мои мысли там, на Украине, среди нашего верующего народа, который проходит через тяжелейшие испытания. По крайней мере 400 с лишним лет предпринимались попытки расколоть и разделить Русский мир. Когда мы говорим «Русский», то не следует трактовать это так, как это делают наши недоброжелатели, говоря о Российской империи и о Советском Союзе. Речь идет о Русском мире, речь идет о великой русской цивилизации, вышедшей из Киевской купели Крещения и распространившейся на огромные просторы Евразии. Вот эта самобытная цивилизация, в основе которой - Православие и нравственные ценности Православия, - более 400 лет не дает покоя тем, кто в этой мирной цивилизации видит некий вызов своим собственным идейным установкам. И мы знаем, что всякий раз, когда на Отечество наше нападали враги, то главное, что они хотели сделать, - это разделить наш народ и особенно оторвать южные и западные русские земли от единого мира.
Сегодня на пространствах этого мира существуют независимые государства, и мы с уважением относимся к их суверенитету, к их готовности и желанию самостоятельно строить свою национальную жизнь. Но это не означает, что стремление к законному суверенитету, к реализации этого суверенитета должно сопровождаться разрушением общего, единого духовного пространства. И сегодня мы молимся о том, чтобы никогда не произошло военных столкновений между братьями, чтобы никогда единоверные, единокровные братья не приносили смерть и разрушения друг другу.
Поэтому главная молитва, которую я сегодня совершаю, - это молитва о мире на Украине, о мире в отношениях между братьями, живущими сегодня как в Украине, так и в Российской Федерации. Всегда залогом этого мира и единства была наша единая Церковь, и дай Бог, чтобы она не была разрушена внешними политическими силами.
Я хотел бы с особой радостью сказать, что все православные патриархи, все предстоятели Православных Церквей единодушно заявили о том, что не может быть иного решения украинской проблемы, как только мирное решение. Не должно быть никаких попыток силой, будь то сила политическая или физическая, захватывать храмы и монастыри. И нет никакого другого пути преодолеть раскол, кроме возвращения раскольников в лоно единой Святой Соборной Апостольской Церкви. Под этим подписались все главы Церквей - никто не оспаривал, никто не выступал с какими-то другими предложениями, и этот сигнал должен быть сегодня услышан везде - и в России, и на Украине, и по всему миру.
Мы приветствуем готовность нашей Церкви вступить в переговоры с теми, кто был в разделении, на основе тех принципов, которые сформулированы Синаксисом - собранием, собором глав автокефальных Православных Церквей. И я очень надеюсь, что эта общеправославная позиция будет уважаться и никто не воспротивится голосу вселенского Православия.
<...>
Пусть благословит Господь миром и единством Церковь нашу. Пусть Господь благословит миром Россию и Украину. Пусть Господь благословит люди Своя и дарует им крепкую веру и благочестие, дабы Православие, являющееся духовной основой жизни наших народов, торжествовало не только в памяти, но и в реальной жизни суетного и сложного XXI века. Да хранит всех вас Господь.
Из слова по окончании Литургии Преждеосвященных
Даров
в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в
Москве,
в пятницу второй седмицы Великого поста 14 марта 2014
г.
В книгах сосредоточена мудрость человечества
Сегодня мы так часто пользуемся книгой, что даже не обращаем внимания на то, что держим в руках уникальный памятник человеческой культуры. Ведь благодаря книге знания передаются не только горизонтально, от одного человека к другому, но и вертикально - из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее. В книгах сосредоточена мудрость человечества. Эта мудрость представлена по-разному - в виде букваря для первоклассников, самой что ни на есть простой грамматики для тех, кто начинает изучать язык, и кончая сложнейшими построениями человеческой мысли, философскими трактатами, научными исследованиями; но все это распространяется через печатное слово, через книгу.
Сегодня появились новые средства распространения информации - электронные. Они становятся все более популярными, особенно среди молодежи, и некоторые уже говорят, что наступила эпоха, когда книга будет умаляться в своем значении и в конце концов исчезнет. Я бы хотел сказать: это будет большой бедой для человечества, если оно не изобретет еще нечто, что могло бы восполнить интеллектуальный труд того, кто читает текст.
А в чем заключается этот труд? Ведь мы, читая книгу, делаем какие-то пометки, замечания, особенно когда имеем дело с важными, серьезными текстами. Мы подчеркиваем нужные места, мы пишем замечания на полях, мы работаем с текстом. Думаю, не только мне приходилось держать в руках старинные книги, ценность которых не только в содержании, но и в этих комментариях, в этих заметках, которые читающие оставляли на полях. Это тоже история мысли, история постижения того текста, который дошел до нас.
Вот и сегодня очень большое значение, в том числе для научной работы, имеет кропотливое и вдумчивое восприятие печатного текста. В электронном виде это сделать гораздо сложнее. Пусть электронные носители существуют и развиваются, но я бы очень советовал, особенно детям и молодежи, иметь дело с книгой, на которой воспитаны все предыдущие поколения и которая еще должна всем нам послужить.
Очень важно уметь выбрать то, что полезно
Конечно, очень важно также, особенно в детском и юношеском возрасте, уметь выбирать то, что полезно, то, что помогает читающему становиться умнее, сильнее, добрее, возвышеннее. Ведь сила человека, его значимость, его подлинное достоинство не только в том, что он человек, по природе обладающий достоинством, но и в том, что он, развивая свои природные начала, достигает совершенства. А это можно сделать только тогда, когда ты получаешь и воспринимаешь мудрые мысли, правильные слова, правильные идеи и убеждения.
Сегодня появляется очень много печатной продукции, в том числе опасной для человека, разрушающей его духовный мир, его нравственное начало, создающей смуту в сознании, разбивающей целостность человеческой личности. Вот я и хотел бы от всего сердца пожелать, особенно детям и молодежи, читать то, что возвышает, то, что делает вас сильнее.
Я глубоко убежден в том, что православная книга занимает в этом чтении совершенно особое место. Мы знаем, что наши предки, собственно говоря, учились по таким книгам, как Псалтирь, Евангелие, жития святых, и учились не только грамоте, не только грамматике, но и тому, что самое важное для человека, - учились тому, что есть добро, а что - зло, чему следует подражать, а чего следует избегать.
Сегодня не только те книги, которые я перечислил, но и многие другие несут этот положительный заряд, и дай Бог, чтобы он воспринимался нашими юными читателями. И, конечно, ответственность мам и пап, бабушек и дедушек в том, чтобы помогать юным читателям, чтобы выбирать действительно необходимое и потребное для их умственного и нравственного совершенствования.
Из приветственного слова
на детском празднике «День православной
книги»,
посвященном 450-летию первой печатной книги в
России,
состоявшемся в Зале церковных соборов
храма Христа Спасителя в Москве
14 марта 2014 г.
Особая ответственность за молодых людей
Сегодня миссия учительства осуществляется не только Церковью. В современном мире убеждения человека формируются под влиянием различных сил, зачастую выступающих с абсолютно противоположных позиций и стремящихся представить присущую им систему ценностей как единственно верную. Устав от подобной разноглаголицы мнений и суждений, нередко навязываемых весьма агрессивно, многие наши современники перестают признавать любые авторитеты и прислушиваться к обращаемым к ним словам, от кого бы они ни исходили, и начинают жить по своему уму, поставляя самих себя в центр и полагая высшим критерием для определения правильного и неправильного свои собственные мысли и свое понимание жизни. В результате их умы и сердца остаются глухими к возвещаемым Церковью истинам, которые воспринимаются лишь как один из множества существующих в информационном пространстве взглядов на мир. Для того, чтобы убедить таких людей в непреложности заповедей Господних и научить сообразовывать поступки с этими заповедями, тебе придется приложить немало усилий и проявить сугубое пастырское усердие.
В особенности это касается юношества, которое как никто другой склонно увлекаться всяким ветром учения (Еф. 4: 14) и подпадать под власть ложных авторитетов, пропагандирующих греховный образ жизни и образ мыслей. Мы знаем, что именно так усвояются самые отвратительные наклонности, такие как как алкоголизм и наркомания, распутство, отказ от родителей, разрыв отношений с обществом. На тебе лежит особая ответственность за молодых людей, ибо от того, насколько твердо они усвоят спасительные евангельские истины, от того, принесет ли плод семя слова Господня, посеянное в их душах, или же, не имея корня, засохнет (см.: Мф. 13: 3-8), зависит будущее нашей Церкви и нашей страны. Мы занимаемся чем-то чрезвычайно важным, имеющим отношение не только к жизни прихода, не только к жизни верующих людей, но и к жизни всего нашего Отечества. И разве все то, что сегодня происходит вокруг нас и внутри нас, не свидетельствует об этой особой миссии Церкви в современной жизни? Потому не ослабевай в усердном попечении о подрастающем поколении, утверждая его в мысли о том, что основным законом, превосходящим все земные идеалы и человеческие убеждения, является Божий закон, в соответствии с которым необходимо строить свою жизнь. А все другие законы должны быть подчинены этому закону, иначе законы превращаются в медь звенящую и в кимвал бряцающий (1 Кор. 13: 1).
Из напутственного слова при вручении архиерейского
жезла
епископу Троицкому и Южноуральскому Григорию
(Петрову)
в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском,
г. Москва, 16 марта 2014 г.
Великий пост мы посвящаем тому, чтобы взять под контроль свои мысли
Даже у человека, не способного к анализу собственных мыслей, собственных деяний, и то всегда есть некое самооправдание, когда он впадает в грех распутства или пьянства, когда он делает что-то, что лишает его образа человеческого, только чтобы усладить свою похоть. Ведь он же не бездумно это делает - какие-то мысли всегда предшествуют. Вот с этой мыслительной части души, как говорит Григорий Палама, все начинается. Мысли подталкивают человека к формированию образов, мысли создают некое притяжение ко греху, мысли направляют человеческую волю.
А как же формируются мысли? А они не сами по себе возникают. Они возникают от соприкосновения человеческого ума с окружающей реальностью. Мир, реальность влияют на формирование мыслей, и сегодня в нашем греховном мире на человека обрушивается информационное пространство, которое так или иначе формирует греховный образ мыслей, - это и фильмы, книги, телевидение, Интернет, реклама... И когда человек видит эти внешние раздражители, когда он впускает их в свое собственное внутреннее «святилище», в свое «святая святых», в свой разум, в свое сердце, то эти мысли начинают работать. И сопротивляться врагу, который уже ворвался вовнутрь крепости, очень трудно - обычно города, через крепостные ворота которых проникал враг, сдавались практически без боя.
Вот так происходит и в нашей жизни. Когда мы впускаем греховные помыслы, возникающие от соприкосновения с греховной стороной человеческой жизни, эта мыслительная часть души, по слову Григория Паламы, начинает формировать наше отношение ко многому, в том числе ко греху. Мы становимся расслабленными, мы говорим: «А что особенного? Другие поступают еще хуже. Почему я должен не делать то, что мне хочется? Я один раз живу! Почему я не должен удовлетворять свои потребности - есть, пить, блудить, прелюбодействовать, клеветать, обманывать, прокладывать нечестными средствами свое продвижение по службе, достигать каких-то политических или экономических целей или просто господствовать в семье, порабощать окружающих людей?» Духовное расслабление ведь не означает отсутствия активности. Человек может быть очень активным, а духовно, внутренне - парализованным.
Как же воздействовать на эту мыслительную часть нашей души? Святитель Григорий Палама учит нас необходимости сосредоточения, внутреннего контроля над самим собой, а применительно к внешним обстоятельствам нашей жизни - контроля над всем тем, что входит в нас, особенно контроля над тем, что входит в неокрепшие детские души, в души юных людей, совсем еще неустойчивых, слабых, - полных энергии, но неспособных критически воспринимать то, что их окружает, и в особенности неспособных отделять правду от лжи и добро от зла.
Таков анализ, который предлагает нам святитель Григорий Палама, - анализ того, как мы должны жить, чтобы уметь разбросать кровлю мыслительной части нашей души и открыть ее навстречу Божественной благодати. Эти мысли удивительно современны и удивительно актуальны.
Великий пост мы посвящаем именно тому, чтобы взять под контроль свои мысли, сосредоточить свои чувства и свою волю и, что очень важно, - и об этом говорит святитель Григорий, - это не должно оставаться на уровне размышлений наедине с самим собой. Это должно выплеснуться в некоторый волевой акт, и таким волевым актом является покаяние, сознание своей греховности, ошибочности своих мыслей и своих действий, искреннее раскаяние пред Богом, которое должно сопровождаться и разрешением от грехов в Таинстве исповеди.
Из проповеди по окончании Божественной литургии
в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г.
Москвы
в неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, 16
марта 2014 г.