Об актуальности чтения - духовного и светского наш разговор с председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополитом Калужским и Боровским Климентом.
Владыка, празднование дня православной книги становится традицией?
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Цель этого праздника не только вспомнить о событии издания первой книги, но и обратить внимание на значение книги для каждого из нас, вспомнить свою первую любимую книгу, которая когда-то распахнула перед нами новый мир знаний, открыла тайны духовной жизни, приобщила нас к великой русской культуре, познакомила с миром прекрасного.
Что такое книга? Для каждого из нас она учительница жизни, через нее нам прививается образ восприятия мира, формируется наше мышление.
День православной книги отмечается повсеместно. Все епархии Русской Православной Церкви совместно с учреждениями образования и культуры, различными общественными организациями проводят самые разнообразные мероприятия: выставки, экскурсии, открытые уроки, интеллектуальные игры. Конечно же, основная их тема - книга, популяризация чтения и книжной культуры.
Новыми в этом году являются два конкурса, направленные на популяризацию книжной культуры среди молодежи. Один - всероссийский детский литературный конкурс имени Ивана Шмелева "Лето Господне" на лучшую литературную работу, посвященную творчеству православных авторов. Он стартует этой весной. Другой - Международный детский конкурс научно-исследовательских работ "Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве Россию. Семь столетий истории". Он проводится совместно с РГБ. Его цель - изучение наследия русской цивилизации и культуры.
Традиционно главным событием Дня православной книги в Москве является встреча Святейшего Патриарха Кирилла и мэра Москвы С.С. Собянина с воспитанниками детских домов, учащимися кадетских корпусов, детьми из многодетных семей и самыми обычными школьниками из Москвы и других регионов в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.
О сегодняшней России часто говорят как о стране сокращающегося чтения. Это спорное мнение. Что происходит с чтением православной литературы? Сокращается или увеличивается читательская аудитория?
Митрополит Климент: Действительно, за последние два десятилетия Россия перестала быть самой читающей страной, и здесь есть свои причины. Социальные изменения в обществе, развитие электронных средств массовой информации, телевидения, интернета повысили интенсивность современной жизни человека и увеличили загруженность информацией. На чтение книги в ее традиционном понимании не хватает времени. К сожалению, молодых людей поглотила увлеченность электронными средствами аудиовизуальной культуры, и они относятся к печатной книге с меньшим вниманием, чем их родители. Но чтение возвращается благодаря развитию современных информационных технологий: электронные книги и другие мобильные устройства способствуют этому.
Митрополит Климент: Чтение у верующих не сокращается. Фото: РИА Новости www.ria.ruВ последние годы мы наблюдаем рост интереса к православной литературе. Люди самых разных социальных групп и разной степени воцерковленности все охотнее посещают специализированные магазины православной литературы, с удовольствием приобретают духовную и православную художественную, детскую литературу не только для себя, но и для подарков близким. Это в значительной мере связано с тем, что возрождение интереса к книге и чтению совпало с ростом интереса к духовной культуре России, к осмыслению духовных истоков нашего народа. Люди ищут ответа на вечные вопросы жизни и смерти, веры, любви, хотят обрести истину и в этом поиске в первую очередь обращаются к книге.
Писатель Алексей Варламов, лауреат Патриаршей премии по литературе, сказал, что сегодня даже у светских писателей есть надежда на верующую аудиторию, она единственная не теряет интерес к чтению. Похоже, что это так. Как бы вы объяснили этот феномен?
Митрополит Климент: Я согласен с ним. Быть верующим -
это значит постоянно развиваться, иметь постоянное стремление к
познанию, совершенствоваться в познаниях веры, и в первую очередь через
чтение Евангелия, писаний святых отцов, а также литературы, помогающей
понять православие. Для православного человека чтение так же важно, как
пост и молитва. Благодаря упражнениям в чтении православное сообщество
становится в значительной степени нравственно ориентированным,
образованным, культурным, способным не только сохранять преемственность
традиции, но и в спокойной дискуссии цивилизованно отстаивать право на
ее самобытность. Русская классическая литература, для которой идеалами
были правда и святость, органично связана с христианством, не видеть это
могут только люди с искаженным сознанием.
И сейчас появляется все больше новых писателей, которых можно смело
назвать "светскими". В прошлом году лауреатами Патриаршей литературной
премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стали А.Н.
Варламов, С.Ю. Куняев и Ю.М. Лощиц - все эти писатели признанные
корифеи, их имена известны всякому, кто интересуется современной русской
литературой. В то же время они с большим вниманием относятся к духовной
традиции Православия, которая лежит в основе русской литературы. В этом
ключе деление писателей на "светских" и "православных" теряет смысл.
Издательский Совет тесно сотрудничает со всеми, кто осознает свою
ответственность за сохранение преемственности культурной и духовной
традиции русской литературы для новых поколений как писателей, так и
читателей.
Что сегодня читают верующие православные? Современному церковному книгоизданию более 20 лет - как менялись вкусы читательской публики? Что лидирует сегодня - "Древний патерик" и другие творения святых отцов или фэнтези Юлии Вознесенской (тоже по-своему нужное).
Митрополит Климент: В настоящее время большой интерес
вызывают книги по истории Церкви советского периода, записки, дневники,
мемуары верующих людей, переживших времена, когда тема религии была
табуирована и многие даже не знали о существовании Церкви. Именно это
обстоятельство определяет тот успех, который имеют книги архимандрита
Тихона (Шевкунова), Олеси Николаевой, протоиерея Андрея Ткачева.
Существует постоянный спрос на духовно-аскетическую литературу.
Насельники монастырей и миряне, стремящиеся к духовной жизни, с
нетерпением ждут изданий духовных наставлений афонских старцев.
Преподаватели и студенты духовных школ больше интересуется богословской
литературой, в частности, новыми переводами святых отцов и западных
богословов. Светская молодежь предпочитает упомянутое Вами фэнтези,
молодым батюшкам нравятся "Богослужебные указания", самым юным читателям
- сказки про Ежика...
Поскольку мы живем в эпоху рынка, где господствует принцип "спрос рождает предложение", то можно сказать, что если бы такой широкий ассортимент изданий не был востребован, его бы и не было. А при всем том, что тиражи большинства православных изданий невелики, их ассортимент продолжает неуклонно расширяться.
Через Коллегию по рецензированию Издательского Совета ежегодно проходит до 3 000 наименований православных книг. Это и прекрасные новые издания трудов святых отцов и учителей Церкви, замечательные книги по церковно-научным дисциплинам, патрологии, церковной истории; вышло много изданий, посвященных трудам русских религиозных философов XIX- начала XX вв., существуют качественные издания, освещающие историю церковного искусства - архитектуры, иконописи, церковного пения. Особо следует выделить разнообразную православную детскую литературу. Ее отличительное свойство - внимательное и бережное отношение к душе ребенка. В этих книгах вы никогда не найдете агрессивных или ужасных персонажей, безобразных картинок или сомнительной лексики, которая, к сожалению, нередко присутствует в обычной современной детской литературе.
Большой интерес читателей вызывает литература, посвященная вопросам семьи и укреплению нравственных ценностей в обществе. Этому посвящены целые отделы в православных книжных магазинах.
Насколько внимателен Святейший Патриарх Кирилл к литературному процессу - и к православной книге и к светской литературе? Можно ли понять, что он читает или обсуждает из прочитанного?
Митрополит Климент: С этим вопросом Вам следовало бы обратиться, конечно, лично к Святейшему Патриарху. Со своей стороны могу сказать, что во время наших встреч, когда речь заходит об издаваемой литературе и о современных писателях - церковных или светских, он показывает хорошую осведомленность, проявляет живой интерес и глубокое понимание современного литературного процесса. Как председатель Палаты попечителей премии Святейший Патриарх принимает самое непосредственное участие в обсуждении кандидатур номинантов.
Что касается читательских интересов Святейшего, то скажу, что он интересуется разной литературой, но регулярно читает Евангелие и другие книги Священного Писания, которые является источником его проповедей и пастырских бесед.
Зачем была учреждена Патриаршая литературная премия? Что она поддерживает в современной литературе?
Митрополит Климент: Патриаршая литературная премия - это не только определение и награждение лауреатов, но и тесное взаимодействие Церкви и литературного сообщества в рамках Палаты попечителей и Совета экспертов. Это встречи, консультации, обсуждения актуальных проблем современности, современного творчества и его перспектив развития.
Патриаршая литературная премия является своего рода площадкой для диалога между Церковью и писательским сообществом, который начал проходить на регулярной основе именно в последние годы. Хорошо известно, что далеко не все писатели поддерживают Церковь в ее стремлении вернуть нашему народу его подлинные духовные ценности. Но "поэт в России больше чем поэт", и начиная с XIX века именно писатели и поэты стали выразителями народных чаяний и устремлений. В их творчестве находили свое отражение как высоты народного духа, так и глубины его падения. Мы открыты к диалогу с этой творческой частью общества. Для нас также важно поддержать тех писателей, которые совершенно сознательно, подчас вопреки протестам со стороны своих антицерковно настроенных коллег, делают выбор в пользу совместного с Церковью свидетельства о непреходящем значении евангельских ценностей.
Какие интересные издания готовятся в Церкви? Какой издательской политики придерживается сейчас Издательский Совет?
Митрополит Климент: Сейчас многие издательства постоянно издают что-то новое. К примеру, Издательство Московской Патриархии выпустило впервые полный свод творений Святителя Иннокентия. За последнее время подготовлен ряд новых книг о преподобном Сергии Радонежском в связи с 700-летием со дня его рождения. При Издательском Совете имеется рабочая группа, которая готовит к выпуску полное собрание творений святителя Феофана Затворника. Это издание выйдет к празднованию 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана.
Если говорить кратко, то политика Издательского Совета - способствовать появлению и распространению качественной литературы. Необходимо также решать вопрос обеспечения православной литературой удаленных епархий, в том числе и зарубежных, развивать сеть церковных библиотек.
Поскольку здесь нет возможности подробно рассказать обо всех новинках, заслуживающих внимания, я рекомендую обратиться к каталогу Издательского Совета "Православная книга". Он содержит наиболее полную информацию о новинках в православном книгоиздательстве.
Одновременно, отмечу что, несмотря на то что литературы сейчас издается много, найти интересную и душеполезную книгу современного писателя довольно трудно. Проблема в том, что творческое мастерство приходит с годами, и в 35-40 лет писатель считается молодым. Не всякий выпускник литфака писатель. Поэтому нужно пробуждать интерес к этому труду у молодых, заострять их внимание на вопросы нравственности. Если раньше Церковь только готовила богословов, то сейчас должна помогать готовить и писателей. В этом году мы планируем объявить писательский конкурс для молодежи с целью пробудить интерес к духовно-нравственной теме в литературе.
Сегодня крайне необходима современная катехизаторская литература для детей, молодежи и для семейного чтения. Одна из важных задач - издание литературы, посвященной подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской, издание православной литературы на языках народов, окормляемых нашей Церковью, выпуск специальных изданий для трудовых мигрантов.
Большинство из этих задач стоят перед нашей Церковью впервые, каждая требует максимальной концентрации усилий многих специалистов.
Есть ли сегодня система противодействия религиозному экстремизму? Насколько эта тема актуальна для вас?
Митрополит Климент: С болью в сердце слежу за развитием событий в братской Украине, которые показывают, к каким катастрофическим последствиям может привести заигрывание с идеями национальной или религиозной исключительности.
Экстремизм противен духу Евангелия, поскольку он уничтожает в сердце человека самое важное - любовь, а без любви нет христианства, и как говорит ап. Павел, если "не имею любви, - я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор. 13, 2-3).
Можно с уверенностью сказать, что всплески религиозного экстремизма подогреваются соответствующей литературой. Несомненно, существуют идеологи экстремизма, которые пытаются донести свои идеи до широких масс верующих при помощи разного рода изданий. Поэтому коллегия по рецензированию Издательского Совета внимательно следит за содержанием каждого издания, чтобы не допустить в церковные лавки литературу, которая могла бы посеять рознь между разными группами верующих, в том числе и к представителям иных конфессий. Христос призывает не к ненависти, а к любви и молитве за всех (Мф. 5, 43-45).
http://www.rg.ru/2014/03/14/kliment.html