Холст много лет стоял в мастерской народного художника СССР Павла
Корина. В середине 1920-х годов он задумал картину «Церковь выходит на
последний парад». Сам он, потомок иконописцев из Палеха, был верующим.
Свой труд Корин назвал «Реквием» - траурная песнь, прощание. Осторожный
Горький посоветовал добавить: «Русь уходящая».
Более тридцати лет художник работал над композицией и портретами для
будущего полотна. На эскизах виден его замысел. Апрель 1918 года. В
Успенском соборе Московского Кремля только что завершилась Пасхальная
литургия. Момент ожидания - сейчас начнётся крестный ход. На фоне фресок
с изображениями святых мучеников стоят вышедшие из алтаря митрополит
Сергий (Страгородский), епископ Трифон (Туркестанов), протодиакон Михаил
Холмогоров, митрополит Арсений (Стадницкий). Рядом - архимандриты,
игумены, схимонахини. Ещё недавно они в этом же соборе выбрали нового
предстоятеля Русской Церкви - патриарха Тихона. Тогда ещё теплилась
надежда на лучшее. А сегодня их лица серьёзны и даже суровы: новая
власть беспощадна, начались казни священников, разорение церквей.
Портреты для «Реквиема» Корин начал писать в 1927 году. Это был риск. По
мере продолжения работы многих его героев заключали в застенки,
ссылали, расстреливали. В тюремном лагере скончался схимник Агафон
(Лебедев), был замучен иеромонах Феодор (Богоявленский), посадили в
Бутырку обладателя уникального голоса Михаила Холмогорова, с которым
Корин был дружен. Художник и сам ходил по краю. Приходилось объясняться с
высоким начальством. Позже вспоминал, как маршал Ворошилов советовал
ему: кончай это дело, не советская тема...
- Спецпроект мы готовили несколько лет. Помимо реставрации картин,
пришлось потрудиться и над белым холстом, - рассказывает дизайнер
проекта художник Юрий Аввакумов. - Его следовало очистить от пыли. Наши
реставраторы сделали это ювелирно - простыми школьными ластиками.
Корин готовился к своему главному творению основательно: 30 больших
портретов, множество эскизов, но основное полотно так и не посмел, как
он выразился, «запачкать». «Чистота его холста - как сомкнутые уста. Как
несказанное слово у подножия Креста», - написал поэт Виктор Иванов.
- Через этот холст будто прошли и ушли в иной мир все, кому
предназначалось быть здесь запечатлённым, - говорит Юрий Аввакумов. -
Прошла жизнь страны, на много лет потерявшей свою веру. Прошла и
оставила полотно художника чистым и светлым, как в начале акта творения.
Адрес спецпроекта
«Павел Корин. К истории «Руси уходящей»:
Крымский Вал, 10, зал 38
Михаил УСТЮГОВ