В сложившейся обстановке наибольшей угрозой может стать попытка нелегитимной центральной власти в Киеве «задушить» Крым в тисках экономической блокады. Таким способом, скорее всего, станут действовать для того, чтобы посеять среди населения панику и породить недоверие к законно сформированному Совмину Крыма.
Первоочередная задача, о которой говорил избранный глава исполнительной власти Крыма С. Аксенов, - обеспечение бесперебойности выплаты заработной платы бюджетникам, пенсий, стипендий и осуществление социальных выплат. В отношении самостоятельного наполнения республиканского бюджета Крым не находится в числе аутсайдеров среди других регионов Украины. Согласно утвержденному бюджету Крыма на 2014 год, доходная его часть составляет 5 млрд. 378 млн. грн., трансферты и дотации выравнивания - 3 млрд. 120 млн. грн.
По действующей сегодня схеме бюджетно-налоговых отношений с официальным Киевом, АРК перечисляет в центр налог на прибыль предприятий (кроме тех, которые находятся в собственности Крыма), акцизный сбор, НДС. Источниками формирования бюджета Крыма являются: 25% подоходного налога с граждан, 50% сбора за специальное использование лесных ресурсов государственного значения, 50% сбора за специальное водопользование, 50% платежей за пользование недрами общегосударственного значения, плата за использование других природных ресурсов; акцизный сбор с произведенных в Украине товаров, кроме сбора, который засчитывается в специальный фонд государственного бюджета.
В бюджет АРК также зачисляются лицензионные сборы. Однако эти поступления не носят регулярный ежемесячный характер.
Запланированный на 30 марта общекрымский референдум должен прекратить практику игнорирования центральной властью Украины налоговых полномочий, закрепленных Конституцией Крыма, в частности правом республики на одноканальный бюджет, когда крымская власть сама будет вправе распоряжаться большей частью налогов и сборов на территории республики. Бюджетный и налоговый кодексы, по сути, в части полномочий АРК вступают в противоречие с Конституцией Крыма. Коллизию можно было бы преодолеть, обратившись за разъяснением в Конституционный суд.
Позиция крымских депутатов, озвученная еще в феврале, была такова: «...для устранения конституционно-правовой нечеткости природы автономии, предлагается закрепить, что система органов власти АРК не входит в систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления, а является самостоятельным субъектом. Верховный Совет Крыма должен получить право законодательной инициативы. Экономическая основа автономии должна базироваться на конституционном закреплении понятия "собственность Автономной Республики Крым"».
Как видим, в самом крымском референдуме заложена идея справедливых отношений между центром и АРК. Проблема игнорирования законных прав республики существовала на протяжении многих лет, однако сейчас, после прихода к власти в Киеве радикальных украинских националистов, вопрос стал ставиться ими в формулировке невозможности дальнейшего существования Крыма в статусе республики.
Проведение референдума - это стратегическая линия республиканской власти. Что касается решения тактических вопросов, то главным среди них является обеспечение финансовой стабильности Крыма.
Нужно признать, что «майданизация» снизила инвестиционный рейтинг как самой Украины, так и Крыма. В частности, международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Украины в иностранной валюте на уровне CCC и долгосрочный РДЭ в национальной валюте на уровне B- c "негативным" прогнозом.
Общеукраинская нестабильность и политический хаос не замедлили сказаться и на инвестиционной привлекательности Крыма. Так, международное рейтинговое агентство Standard & Poor's 25 февраля понизило долгосрочный кредитный рейтинг Крыма с уровня ССС+ до ССС, прогноз изменения рейтингов "негативный".
Вина за падение привлекательности Украины и Крыма для иностранных капиталовложений целиком и полностью лежит на тех, кто в течение 3 месяцев дестабилизировал ситуацию в стране.
Надо отметить, что экономика Крыма может получить существенную финансовую помощь из России. В ближайшее время РФ выделит Крыму $6 миллиардов. Большая часть (до $5 млрд.) будет предоставлена в форме инвестиций, а $1 млрд. - в виде финансовой помощи местным властям. По результатам встречи 3 марта главы финансового ведомства России А. Силуанова и его крымского коллеги В. Левандовского было отмечено: «Дефицит бюджета республики к настоящему моменту составляет около 10 млрд. гривен (примерно 35 млрд. рублей)».
Трехмесячные беспорядки, продолжавшиеся в центре и на западе Украины, фактически «заморозили» с украинской стороны начало работ по сооружению мостового перехода через Керченский пролив. Решение, принятое правительством России, позволит реализовать проект вне зависимости от политической конъюнктуры на Украине. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании дочерней структуры госкомпании "Российские автомобильные дороги" (Автодор), которая будет выступать заказчиком строительства моста через Керченский пролив. «Я подписал распоряжение правительства о передаче функций заказчика специальному акционерному обществу, которое будет заниматься этими вопросами», - сказал Медведев на совещании с вице-премьерами 3 марта.
Первый вице-премьер Совмина АРК Р.Темиргалиев на пресс-конференции 3 марта озвучил намерение российской стороны построить современную автодорогу, соединяющую Керчь, Симферополь и Севастополь.
Реализация крупных инфраструктурных проектов позволит полуострову успешно развивать туристическую отрасль и привлекать отдыхающих.
Логическая связка с курортным сезоном здесь вовсе не случайна, поскольку именно рекреация и туризм в летний период создают в Крыму наибольшее количество рабочих мест. Если проанализировать заявление А.Яценюка от 1 марта о том, что после олимпиады в Сочи гостиницы будут там пустовать, а поэтому, мол, Россия намерена лишить крымчан работы, зарплат, курортников, как это было в Абхазии, когда эта территория 6 лет пустовала, и перевести потоки туристов в Сочи, то оно лишено здравого смысла и похоже, скорее, на попытку снять с себя ответственность за многомесячное нагнетание обстановки в стране.
Во-первых, курорты сочинского региона и Крыма некорректно сравнивать по их целевому предназначению. Следует учитывать и природные особенности регионов. Крымский климат более сухой, он лучше подходит для людей с сердечно-сосудистыми и легочными заболеваниями.
Во-вторых, среди жителей стран ТС за многие годы уже сложились устойчивые предпочтения по выбору мест летнего отдыха.
В-третьих, как показала практика, россиян не отпугнула даже египетская революция, они продолжали ездить на Красное море из-за снизившихся туристических расценок. В Крыму же обстановка сегодня спокойная и контролируемая. Вероятное падение цен на отдых создаст дополнительный стимул для привлечения туристов, поскольку сегодня многие учитывают бюджет своего летнего отпуска.
В-четвертых, для России нелогично предоставлять финансовую помощь для региона, который она якобы рассматривает как конкурента Сочи.
Надо заметить, что природные богатства шельфа Черного моря позволяют крымчанам не страдать из-за отсутствия «голубого топлива». Кроме того, премьер С.Аксёнов заверил, что «отопительный сезон идет удовлетворительно, он будет закончен в соответствии с общепринятыми нормами, у нас есть для этого все необходимые ресурсы. В газохранилище Крыма имеется около миллиарда кубов газа. По мнению специалистов, его хватит не только на завершение нынешнего, но и практически на весь предстоящий отопительный сезон 2014-15 годов».
Решительная и активная работа Совмина АРК при поддержке крымского парламента в условиях вероятной негласной экономической блокады Крыма со стороны киевской власти обеспечивает высокое доверие крымчан новому составу крымского правительства. Крым докажет свою возможность выстраивать отношения с центром путем договоров и соглашений как равноправный и активный участник политического процесса.
http://odnarodyna.com.ua/node/19348