Вот и вышел в прокат хоррор-проект «Вий». В задачи режиссера, очевидно, не входило через драматическую игру актеров передать тонкий психологизм Н.В. Гоголя, деликатно затронувшего в своей повести мистическое. А ведь русский классик попытался заглянуть в душевный мир человека, где стираются границы между реальным и ирреальным. Режиссер фильма Олег Степченко обещал создать фильм по первоначальному варианту повести Гоголя - более страшному, чем последняя редакция повести великого русского классика.
Но в желании напугать искушенного зрителя режиссер явно переусердствовал: в некоторых моментах фильм было невыносимо смотреть, если еще учесть, что кинолента вышла в формате 3D.
Какую же цель ставили перед собой создатели фильма? Такое впечатление, что в первую очередь - «не провалиться» в прокате. Ведь кинолента находилась в процессе производства с декабря 2005 года, а бюджет фильма составил 26 млн долларов. Главным героем в сюжете новой «экранизации» становится не Хома Брут, а некий англичанин, картограф, роль которого исполнил Джейсон Флеминг. Этот английский актер наиболее известен ролями в фильмах британского кинорежиссера Гая Ричи.
Сразу бросается в глаза, что фильм построен на контрастах: мрачная гнилая украинская деревня, застрявшая в Средневековье, в которой живут озлобленные бездушные люди, и прекрасная «свежая» просвещенная Англия. Фильм весь пронизан подобной «патриотичностью» - только незатуманенный алкоголем ум английского ученого способен спасти всех и расставить всё на свои места.
От мистической повести Гоголя в фильме не осталось почти ничего, кроме названия. Зато вниманию зрителя представили очередной детектив, да еще и яркий антицерковный памфлет. Главный источник зла в фильме - сельский священник, а не языческий демон Вий. В фильме всё перевернуто с ног на голову. Главное спасение от нечисти - не крестное знамение, а мел, точнее, круг, очерченный им. А в итоге оказывается, что всё мистическое было иллюзией, пьяным бредом, фантазией. Следовательно, и нечистой силы нет, и Бога нет. Хотя создатели фильма обладали отнюдь негоголевской иронией, раз решили в конце фильма в субтитрах поблагодарить привидения из некоего замка. Так что получается, вроде бы нечистая сила есть... а вот Бога как бы нет...
Зато есть жуткие декорации церкви из прогнивших деревянных досок, которая стоит на обрыве скалы и выглядит, скорее, как средневековый замок, а не православный храм. Но где-то в далекой Англии влюбленная в картографа героиня фильма прогуливается по Стоунхенджу или молится за возлюбленного в католическом храме, который чист и светел. Прекрасная Англия - отдых для глаз зрителей от 3D-ужасов гниющей украинской деревни. Такая вот антитеза.
«Интересный детективчик», - снимая 3D-очки и выбрасывая упаковки из под поп-корма и кока-колы в урну, говорили молодые зрители, выходя из кинозала. Можно было бы остановиться на такой краткой рецензии, если бы не одно но.
16 июня 2010 года состоялся закрытый просмотр некоторых готовых эпизодов фильма. Показ, организованный создателями картины, проходил в формате 3D для американских гостей, которые рассматривают картину для проката в 80 странах мира.
80 стран мира увидят не просто фильм ужасов, обернувшийся в финале «интересным детективчиком». Они увидят грязный, пошлый, грубый, пьяный народ, который, бесспорно, будут олицетворять с русскими. Они увидят преступника-попа, обманывающего и губящего этот народ. И спасти этот гниющий, разлагающийся мир может только просвещенный Запад. Думаю, этот фильм будет пользоваться успехом за рубежом. Особенно если учесть сложившуюся ситуацию на Украине.
Еще один момент. 10 февраля 2014 года Федеральная антимонопольная служба получила жалобу общественной организации «Трезвая Россия» на создателей и распространителей фильма за скрытую рекламу водки. Организация выявила в этом фильме нарушения закона о рекламе и о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В жалобе отмечено, что в фильме неоднократно упоминается название водки «Хортица», а на одном из кадров показано изображение товарного знака этой водки. Кроме того, отмечается, что в фильме демонстрируется распитие крепких алкогольных напитков, однако фильм имеет маркировку возрастного ограничения «12+».
Сегодня фильм еще в прокате, народ с удовольствием идет на него, кто-то мотивирует это любовью к творчеству русского классика, кто-то просто любит «ужастики». В 1835 году в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» Белинский дал положительную оценку «Вию»: «Это повесть есть дивное создание». Сегодня это создание трансформировалось в страшный суррогат, который многие с удовольствием проглатывают, запивая кока-колой.
Анастасия Сивоплясова
http://pravpokrov.ru/church_life/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=8173