Проект "Мысли великих"
Журнал «Фома» продолжает рублику «Мысли великих», где публикуются
изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники
изречений - древняя традиция, восходящая к античности и раннему
христианству. Одним из самых известных патериков назывался «алфавитным»
или «азбучным», поскольку содержал афоризмы и назидательные истории,
сгруппированные в алфавитном порядке.
Предлагаем нашим читателям подборку изречений Федора Михайловича Достоевского.
Вера:
...сколько я ни встречался с неверующими и сколько ни читал таких книг,
всё мне казалось, что и говорят они и в книгах пишут совсем будто не
про то, хотя с виду и кажется, что про то... сущность религиозного чувства
ни под какие рассуждения, ни под какие проступки и преступления и ни
под какие атеизмы не подходит; тут что-то не то, и вечно будет не то;
тут что-то такое, обо что вечно будут скользить атеизмы и вечно будут не
про то говорить.
Идея о бессмертии - это сама жизнь, живая
жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного
сознания для человечества.
... человек ищет не столько Бога, сколько чудес.
Человек:
Люди, люди - самое главное. Люди дороже даже денег.
Без
зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь
из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать
поколение в путь.
Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей.
Знание
не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну
всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.
Ко всему-то подлец человек привыкает!
Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище.
Человек в стыде обыкновенно начинает сердиться и наклонен к цинизму.
В
самом деле, выражаются иногда про "зверскую" жестокость человека, но
это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может
быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно
жесток.
Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
...очень
часто только так кажется, что нет точек общих, а они очень есть... это
от лености людской происходит, что люди так промеж собой на глаз
сортируются и ничего не могут найти...
Человек он умный, но чтоб умно поступать - одного ума мало.
Дурак, признавший, что он дурак, уже не дурак.
Жизнь общества, народ, свобода:
Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.
Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее.
Разум, наука и реализм могут создать лишь муравейник, а не социальную гармонию, в которой бы можно было ужиться человеку.
Даром
никогда ничего не достанется. Будем трудиться, будем и свое мнение
иметь. А так как мы никогда не будем трудиться, то и мнение за нас будут
иметь те, кто вместо нас до сих пор работал, то есть все та же Европа,
все те же немцы - двухсотлетние учителя наши.
- Как это взглянуть не умею? Есть глаза, и гляди. Не умеешь здесь взглянуть, так и за границей не выучишься.
Если хочешь победить весь мир, победи себя.
В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя.
Овладей
собою сначала, и увидишь рай... Не безграничная личность, а смирись,
подчини себя себе, овладей собою, - что, впрочем, и есть самое сильное
проявление личности, и не требуй прав человечества, не то первый
позовешь на помощь закон. Да, тем и кончишь. Когда ты первый их не
достоин и первый в этом идеальном обществе производишь диссонанс своей
злобой и жадностью наслаждений даром, за которые ничем нравственно не
хочешь платить.
...общественных гражданских идеалов,.. не связанных
органически с идеалами нравственными,.. не существовало никогда, да и
не может существовать!
Добро и зло:
Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.
Добрые дела не остаются без награды, и добродетель всегда будет увенчана венцом справедливости Божией, рано ли, поздно ли.
Искренность:
Главное, самому себе не лгите.
Честный человек ничего не должен бояться!
Что ложью началось, то ложью и должно было кончиться; это закон природы.
Сколько зла можно устранить откровенностью!
Нет ничего в мире труднее прямодушия и нет ничего легче лести.
Можно ошибиться в идее, но нельзя ошибиться сердцем и ошибкой стать бессовестным, то есть против своего убеждения.
Страдания и милосердие:
Так, когда мы несчастны, мы сильнее чувствуем несчастие других; чувство не разбивается, а сосредотачивается.
Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.
Мужество:
Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот еще не трус.
Все
в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной
трусости. Это уж аксиома. Любопытно, чего люди больше боятся? Нового
шага, нового собственного слова они всего больше боятся.
Дети:
Родивший не есть еще отец, а отец есть - родивший и заслуживший.
Знайте
же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для
жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное ещё
из детства, из родительского дома... Если много набрать таких
воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь.
Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны.
Биография Федора Михайловича Достоевского
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье главного врача московской Мариинской больницы.
В
мае 1837 г. семья будущего писателя переехала в Санкт-Петербург, где с
1838 по 1843 гг. Достоевский учился в Инженерном училище, окончив его в
чине подпоручика.
По окончании училища Достоевский решил оставить службу и посвятить себя литературной деятельности.
Первый роман «Бедные люди» (1844-45) принёс писателю успех после публикации в 1846 году.
Тогда
же Достоевский вошел в круг литераторов «натуральной школы», где
подружился с Н. А. Некрасовым и В. Г. Белинским - идейным вдохновителем
движения.
Две последующие повести - «Двойник» (1846) и «Хозяйка»
(1847) - вызвали критику Белинского, после чего Достоевский порвал со
всем литературным кружком, объединившимся в это время вокруг журнала
«Современник».
В последующие два года он создал ряд рассказов и
повестей, из которых самыми яркими являются «Белые ночи» (1848) и
«Неточка Незванова» (1849).
Тогда же Достоевский вошёл в
революционный кружок М. В. Буташевича-Петрашевского и увлёкся
социалистическими теориями Фурье. После внезапного ареста петрашевцев
Достоевский был приговорён, в числе остальных участников кружка, сначала
к «смертной казни расстрелянием», а затем, по «высочайшей амнистии»
Николая I, к четырём годам каторжных работ, с последующей отдачей в
солдаты. С 1850 по 1854 г. Достоевский пробыл на каторге, после чего был
зачислен рядовым в пехотный полк, размещённый в Семипалатинске. В 1857
г. его произвели в офицеры и возвратили потомственное дворянство, вместе
с правом печататься.
Вернувшись к литературным трудам Достоевский
работал сперва в комическом роде, чтобы избежать цензурных нареканий.
Так в 1859 году им были созданы две комические «провинциальные» повести -
«Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели».
За время
пребывания в Сибири Достоевский пересмотрел свои взгляды, отказавшись от
социалистических идей. В Тобольске, следуя по этапу, Достоевский
встретился с жёнами декабристов, которые подарили ему Новый Завет. Это
была единственная книга, разрешённая на каторге. С той поры главным
жизненным идеалом для Достоевского стал Христос. На каторге, общаясь с
народом, Достоевский не только не озлобился, но, наоборот, убедился в
необходимости «возврата к народному корню, к узнанию русской души, к
признанию духа народного» для всей дворянской интеллигенции.
В 1859 г. Достоевский получил разрешение вернуться в Петербург, где снова занялся литературным творчеством.
Для
издаваемого им совместно с братом Михаилом журнала «Время» (1861-63)
Достоевский написал роман «Униженные и оскорблённые» (1861) и
произведение «Записки из мёртвого дома» (1860-61), где он художественно
осмыслил всё увиденное и пережитое на каторге.
В 1864 г. после смерти
жены и брата Достоевский был вынужден прекратить издание еще журнала
«Эпоха», который он издавал также совместно с братом. Тогда же он
написал повесть «Записки из подполья», в которой отразил переживание
личной трагедии. В этой повести писатель нашел свой стиль и своего
героя, характер которого станет затем психологической основой для героев
всех его поздних романов.
В 1866 году Достоевский создал два романа -
«Игрок» и «Преступление и наказание». После романа «Преступление и
наказание» Достоевский стал в первый ряд руских романистов наравне с Л.
Н. Толстым, И. А. Гончаровым и И. С. Тургеневым. Вопреки духу эпохи
1860-х гг. Достоевский в своем романе доказывал необходимость веры в
Бога через изображение в лице главного героя типичного представителя
молодёжи того времени, который, будучи охваченным разрушительными идеями
нигилизма, дошел в них до логического конца - отрицания понятий добра и
зла, разрешая себе пролитие чужой крови. Но жизнь и христианская
природа души привели героя к признанию Божией правды, как ни старался
его разум ее отрицать. Этим романом Достоевский утвердил
религиозно-философское направление в русской литературе, которое избрали
для себя также Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев.
В том же году Достоевский познакомился с будущей второй женой - А. Г. Сниткиной, с которой тогда же в 1866 году и обвенчался.
В
1867 г. Достоевский вместе с женой уехал за границу, где в Женеве
написал роман «Идиот» (1868-69), изобразив в нем трагедию «положительно
прекрасного человека» в условиях современной действительности.
В
1871 г. им был создан антинигилистический роман-памфлет «Бесы» в ответ
на нашумевшее преступление, совершённое группой
революционеров-анархистов под руководством С. Г. Нечаева. Достоевский
увидел в этом злодеянии знамение времени и предвестие надвигающихся
социальных катаклизмов. За этот роман Достоевский был назван позже
«пророком русской революции».
В 1875 г. Достоевским был написан роман «Подросток», изданный в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова.
В
1879-1880 гг. был создан роман «Братья Карамазовы», завершающий великое
романное «пятикнижие» Достоевского и отразивший приход писателя к
глубокой вере.
В 1880 году на Пушкинских празднествах, проходивших в
Москве, Достоевский произнес свою знаменитую речь о Пушкине, которая
стала своеобразным завещанием писателя, в котором он говорит о
«всечеловечности, всепримиримости» русской души и о великой исторической
миссии России - объединении во Христе всех народов Европы.
Умер писатель 28 января (9 февраля) 1881 в Санкт-Петербурге и был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
http://www.foma.ru/fedor-mixajlovich-dostoevskij-aforizmyi.html