Преподобный Сергий Радонежский, патриотизм и уранополитизм

Когда прозападно настроенные либералы всячески поносят патриотизм, я нисколько не удивляюсь этому. Для меня вовсе не явились неожиданностью слова журналиста «Эха Москвы» Ксении Лариной: «От слова "патриотизм" тошнит уже какими-то червяками и вишневыми косточками.  Я не люблю родину (Родину) давно и убежденно»[1] и т.д.  Все это уже было в нашей стране еще до революции, чему пытались противостоять  многие светлые умы,  среди которых были и наши святые. Но сегодня мы наблюдаем нечто новое - к хору русофобствующих либералов присоединились и некоторые церковные голоса. Некоторые из этих голосов в нашей Церкви для многих являются авторитетными. Среди них особое место занимает убиенный иерей Даниил Сысоев.  К сожалению, этот яркий миссионер известен не только успешной проповедью, но и тем, что он стал основателем целого антипатриотического учения, т.н. уранополитизма (небесного гражданства с греч.). Сие учение противопоставляет христианство патриотизму, утверждая, что у христианина одно Отечество - на небесах. Любовь же к земному отечеству  есть нечто необязательное. Как заявил о. Даниил Сысоев: «Писание и Предание (то чему учили все, всегда и повсеместно) не признает в принципе двойной Родины у христиан. У нас есть одна Родина - небо, и есть гостиница, где мы сейчас странствуем... А что касается православных патриотов, которые желают служить двум господам. то про них сказал апостол Иаков: «человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих» (Иак. 1,8)» [2].

Мною и некоторыми другими православными публицистами были написаны статьи с обличением идеологии уранополитизма. Однако для многих авторитет убиенного иерея очень  велик, поэтому даже те, кто понимает заблуждения о. Даниила, не всегда решаются прямо заявить об этом, потому что вслед за этими заявлениями следуют обвинения в клевете на мученика.

Последователи о. Даниила Сысоева, уранополиты, делятся на две категории. Одна категория (и это - именно ближайшие ученики о. Даниила)  вслед за своим учителем утверждают именно то, что патриотизм - это идолопоклонство. С этими все ясно.  Другая категория - те, кто утверждают, что о. Даниил на самом деле любил Родину и просто выступал против крайностей патриотизма.  На одном из форумов привели следующий аргумент в защиту такого утверждения из статьи «Сергий Радонежский» в книге «Гражданин неба»: «Воины небоязненно шли на битву, готовые умереть за православную веру и за свою родную землю» (выделено в тексте самим о. Даниилом), - так писал о. Даниил о воинах, идущих умирать за свое Отечество по молитве преподобного Сергия». Из этого делался вывод, что обвинение о. Даниила в антипатриотизме - клевета.

Признаюсь, меня сильно удивили эти слова, т.к. я прекрасно помню, что пример преп. Сергия Радонежского о. Даниил приводил именно в пику патриотам. Я имею в виду статью о. Даниила «2-я мировая война и честность», в которой речь шла о предательстве ген. Власова. Одним из основных тезисов этой статьи  было следующее: «...согласно Библии государственная измена не включена в список грехов. Так что обвинять Власова в предательстве с точки зрения Библии не правомерно»[3]. Помимо библейских примеров «непатриотического», но на самом деле праведного поведения, о. Даниил пишет  о преп. Сергии Радонежском: «Преп. Сергий предлагал князю заплатить дань, а не воевать»[там же]. Кстати,  пример неудачный, ибо и сам кн. Димитрий,  согласно житию, тоже сначала хотел откупиться,  и лишь столкнувшись с непреклонностью Мамая, решил дать ему бой, в чем преп. Сергий его и поддержал. Власов же нашим солдатам, оказавшимся в плену,  как раз предлагал воевать. На стороне нацистов. Впрочем, об этом я уже писал в статье «Уранополитизм против православного патриотизма». Там же разобраны мною и библейские примеры.

Обратимся к статье о. Даниила «Преподобный Сергий Радонежский» из книги «Гражданин неба», слова из которой привел апологет уранополитизма. Эти слова действительно были для меня некоторым открытием. Я заглянул в книгу «Гражданин неба» (М.; Благотворительный фонд имени иерея Даниила Сысоева», 2011) , и действительно, эти слова в книге обретаются (на стр. 38). Правда, автор этих слов - вовсе не о. Даниил,  а св. Димитрий Ростовский (В статье приводится большой отрывок из жития преп. Сергия, написанного св. Димитрием). Но,  видимо, это не суть важно, если о. Даниил разделял это утверждение святителя. Однако после процитированного отрывка из жития следуют уже собственно слова о. Даниила, прямо расходящиеся со словами святителя Димитрия: «Так описана в житиях свт. Дмитрия Ростовского Куликовская битва. Заметим, что в словах преподобного Сергия нет ни намека на защиту родной Земли, на любовь к отечеству и на какой бы то ни было намек на патриотизм»[4]. Странное дело, к чему сие замечание о. Даниила, если в житии, процитированном о. Даниилом прямо звучат слова святителя Димитрия о воинах, готовых умереть не только за православную веру, но и за русскую землю?! Конечно, это слова не преп. Сергия, а св. Димитрия, но для чего же о. Даниил эти слова выделил?

На самом деле я вообще сомневаюсь в том, что слова эти выделил (и вообще включил в статью) сам о. Даниил, а не составители сборника «Гражданин неба». Дело в том, что книга «Гражданин неба» была издана уже после смерти о. Даниила на основе его статей в Живом Журнале. Статья «Преподобный Сергий Радонежский» - это очень сильно отредактированная статья о. Даниила в Живом Журнале - «Преподобный Сергий и уранополитизм». Не знаю, откуда взялась патриотическая цитата св. Димитрия Ростовского в антипатриотической статье. Возможно,  сами издатели решили дополнить статью о. Даниила, разбавить антипатриотизм убиенного иерея патриотизмом святителя. Не знаю. В любом случае,  они явно не стыкуются со словами о. Даниила.  Электронная версия (написанная самим иереем) выглядит более цельным сочинением.

Эта статья как раз направлена против патриотов, приводящих пример преп. Сергия как образец патриотизма.  Как я уже сказал выше, в электронной версии статьи о. Даниила я не встретил патриотических слов св. Димитрия Ростовского. Зато нашел нечто другое, отсутствующее в книжном варианте статьи: «Мне неоднократно указывали как на пример истинного христианского патриотизма - на преп. Сергия Радонежского. И я решил себя проверить: "а вдруг я не понял чего-то?" И решил перечитать Его Житие, написанное также святым Епифанием Премудрым. И что же выяснилось? Оказывается преп. Сергий - настоящий уранополит. И называется он "земным ангелом и небесным человеком (ураноантропом если угодно)". Интересно, что этот предполагаемый патриот, согласно Епифаниевскому житию вовсе не разу не говорил ни слова Русь, ни слова "земное отечество", ни "земная родина", про сам термин "патриот" он ясно что также не упоминает. Это что ж за патриот такой, который о земной родине вовсе не помнит?»[5]

Собственно, с этих слов и начинается статья о. Даниила, и этот тезис в ней защищается. Непонятно только, зачем он перешел к цитированию жития, написанного св. Димитрием,  явно не согласующегося с тезисом самого о. Даниила. Ведь кроме процитированных (в книжном варианте) слов о воинах, защищавших Православную веру и родную землю, у св. Димитрия Ростовского есть и другое. Например, князя Димитрия Донского  он именует защитником Русской земли. Неужели мировоззрение не только святого воина  Димитрия Донского,  но и святителя Димитрия Ростовского противоречило мировоззрению преп. Сергия Радонежского?

На самом деле  нет никакой разницы между словами св. Димитрия Ростовского о защите Русской земли,  и словами преп. Сергия Радонежского в житии, написанном  преп. Епифанием, также приведенными о. Даниилом:  «следует тебе, господин, заботиться о порученному тебе Богом славном христианском (христоименитом, - досл.) стаде. Иди против безбожных, и Богу помогающему тебе, победишь и здрав в твое отечество с великими похвалами возвратишься»[там же]. «Христоименитое стадо», порученное кн. Дмитрию Донскому - это русский народ, который был в то время православным, конечно же.  И когда св. Димитрий Ростовский назвал св. благоверного князя Димитрия Донского защитником Русской земли, то он имел в виду именно то, что великий князь защитил народ, на этой земле проживающий.  

Вообще о. Даниилу не случайно указывали на «пример истинного христианского патриотизма - на преп. Сергия Радонежского» (хотя, конечно, главным делом преп. Сергия было вовсе не благословение св. бл. князя Димитрия Донского на Куликовскую битву). Это утверждение можно встретить не только у каких нибудь оголтелых ура-патриотов,  патриотизма.  О патриотизме святого говорят не только светские историки, но и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году, в коих патриотизм рассматривается как один «из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему»:  «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.

Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность.

Церковь Русская многажды благословляла народ на участие в освободительной войне. Так, в 1380 году преподобный Сергий, игумен и чудотворец Радонежский, благословил русское войско во главе со святым благоверным князем Димитрием Донским на битву с татаро-монгольскими завоевателями»[6].      

С патриотическим пунктом этого соборного документа о. Даниил не согласился: «Положительная оценка патриотизма в основах социальной концепции Русской Православной Церкви объясняется так: Когда документ составлялся - "нац. возрождение" еще врагом Православия не было, и опасным соответственно тоже. ОСК [Основы социальной концепции РПЦ] в этом пункте крайне нетрадиционный документ. Наряду с явным исповеданием уранополитизма там есть странные и не основанные на Откровении требования к христианам, которые, будучи применены буквально, должны привести к массовой деканонизации святых (уж трех святителей точно)»[7]. Т.е., получается, что «Основы социальной концепции РПЦ», по о. Даниилу Сысоеву, противоречат святоотеческому учению. Во всяком случае, тому, чему учили три Святителя - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Впрочем, на этом утверждении о. Даниила также не буду задерживаться, т.к. разбирал его в статье «Уранополитизм и патриотизм в свете учения Святых Отцов».

Кроме указанного соборного документа, на «пример истинного христианского патриотизма - на преп. Сергия Радонежского»  указывал  священномученик Иоанн Восторгов, настоящий апологет патриотической идеи,  защищавший её от антипатриотической пропаганда либералов и революционеров: «В тяжелые дни смуты умов и сердец и затемнения совести общественной, когда в учреждении, призванном явить голос всей русской земли, раздается слово поругания на самое чувство патриотизма, - отрадно припомнить преподобного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца.
Отрадно увидеть в нем, и подкрепить, и осмыслить, и подтвердить святость и незыблемость горячей любви к родине.
Святой, благословивший героя Донского на брань; (святой, пославший в страшную сечу, имеющую решить судьбу родины, двух иноков, уже укрывшихся было в обители от печалей века сего, но ради высокого чувства и подвига любви к родному народу снова надевших военные доспехи под мантию монашескую); святой, освятивший своею подписью государственный закон о новом порядке престолонаследия, имеющий принести крепость царству и его правителям; святой, исходивший своими стопами соседнюю область с мятежно-крамольными князьми и затворивший церкви и алтари для непокорствующих законной власти законного князя, - вот кто преподобный Сергий при жизни»[8].  

Там же он говорит:  «Удивительно ли, что и в мире горнем он, по воле Господа, пребыл и пребывает защитником и молитвенником за землю русскую, и явил к ней любовь и в смутную пору внутренних раздоров на Руси, когда Москва была полонена поляками и своими русскими ворами-изменниками, когда пресекся царский род, и позднее, через 200 лет, в страшную годину нашествия завоевателя Европы с двадесятью языками?!

Не перевелись враги России и теперь. Снова Божиим попущением за грехи наши катится смута по земле русской, и мнится, торжествуют и радуются домашние воры-изменники, предвкушают близость гибели Царства Русского и внешние враги.

Не страшен этот открытый натиск врагов. Страшнее в тысячу крат гибельнее смута духовная - падение чувства любви к родине, к родной святыне, к родной Церкви, это опустошение душ и сердец.

В такие дни всею горячностью веры и любви вспоминаем и прославляем великого русского человека, великого и святого сына родной нашей Церкви, и в примере его жизни черпаем уроки, черпаем силы стоять на страже любви к отечеству» [там же]. Как видим, небесное гражданство преподобного в проповеди будущего священномученика Иоанна Восторгова нисколько не противопоставляется патриотизму.

Но о. Даниил сделал совсем другие выводы из жизнеописания преп. Сергия:  «Все это совсем не соответствует современному представлению о патриотизме. Нет тут призыва "встать за землю Русскую, за родные березки". А есть очень простая и уранополитическая вещь: христианский государь обязан защищать от мусульман и безбожников тех христиан, кто ему вверен не народом, а Богом. Он перед Богом отвечает, а не перед людьми. И воины должны сражаться не из-за патриотических соображений, а потому, что должны повиноваться властям в том, что не противоречит воле Божией, и должны защищать Церковь» [9].

В книге «Гражданин неба» сия мысль звучит несколько иначе. Там статья заканчивается словами: «Во всех этих случаях преп. Сергий аппелировал не к любви к Родине или березкам у порога, а к долгу христианского государя защищать христиан, ему Богом вверенных. Как видим, Куликовская битва обошлась без патриотической пропаганды»[10]. Здесь опять непонятно, принадлежат ли эти слова самому о. Даниилу, или составители немного переделали слова о. Даниила, сказанные в ЖЖ. Впрочем, по сути,  мысль о. Даниила почти не пострадала от этой редакции. По прежнему слова о. Даниила противоречат святителю Димитрию Ростовскому, который в житии Сергия Радонежского говорит о защите Русской земли.

Вообще сия мысль о. Даниила более чем удивительна. При чем тут «березки у порога»?  Понятно, что те, кто любят Отечество, любят не только свой народ, но и окружающую их природу - леса, степи, горы, даже тундру. Но никогда это не было важнее живых людей. Патриотизм - это прежде всего любовь к людям,  живущим рядом с нами, в одном с нами отечестве. Кроме того, долг христианского государя, по моему глубокому убеждению, в том, чтобы защищать не только христиан,  ему вверенных, но и вообще всех вверенных ему подданных. Неужели своих подданных,  не принадлежащих Церкви, христианский государь должен в случае опасности бросить на  произвол судьбы? Ведь в подданстве у христианских государей, пусть и в незначительном числе, были и нехристиане.

Далее в статье Живого Журнала о. Даниил продолжил «Я уже не говорю, что по верному замечанию А.Люльки для преп. Сергия ничего не значила ни национальная гордость и престиж Руси, ни даже финансы, а дороги были реальные человеческие жизни. Лучше воздать честь, лучше заплатить золотом, лучше лишний раз поклониться, чем жертвовать реальными человеческими жизнями. Это принцип не патриотов, а уранополитов. Для нас человек дороже мира, и тем более страны»[11].

Почему это о. Даниил решил, что для патриотов важнее престиж, чем реальные человеческие жизни? Если бы это было так, что святого Александра Невского, победившего рыцарей, но подчинившегося Орде, патриоты считали бы трусом и предателем, а не великим защитником Руси.  Не следует путать  патриотизм  с банальной глупостью,  даже если эта глупость  прикрывается патриотической риторикой. Не следует в этом уподобляться воинствующим безбожникам, которые свое мнение о христианстве составляют по отрицательным примерам церковной жизни.  И в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», и в трудах наших святых под патриотизмом подразумевается вовсе не национальная гордость, а одна из форм служения ближнему. Так что преп. Сергий Радонежский действительно являет собой пример настоящего христианского патриота, что вовсе не мешало ему быть небесным гражданином.                                                                                         

 

                                                                                                       Тимур (Сергий) Давлетшин

Ссылки:

1.   Ксения Ларина. Патриотизм. http://www.echo.msk.ru/blog/xlarina/1250768-echo/

ЖЖ иерея  Даниила Сысоева. pr_daniil О словах святителя Филарета.  http://pr-daniil.livejournal.com/52138.html
2-я Мировая война и честность. http://pr-daniil.livejournal.com/48610.html // ЖЖ священника Даниила Сысоева.
Иерей Даниил Сысоев. Преподобный Сергий Радонежский «Гражданин неба» М.; Благотворительный фонд имени иерея Даниила Сысоева», 2011 стр.
ЖЖ иерея  Даниила Сысоева. Преподобный Сергий и уранополитизм. http://pr-daniil.livejournal.com/54529.html.  
Основы социальной концепции РПЦ. См. II. Церковь и нация. http://www.patriarchia.ru/db/text/141422
Иерей Даниил Сысоев. Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву):). http://pr-daniil.livejournal.com/57596.html
Священномученик Иоанн Восторгов. Священной памяти небесного покровителя земли русской.  [Ст. в день памяти препод. Сергия Радонежского, 5 июля 1906 г.] http://www.rus-sky.com/gosudarstvo/i_vost/i_vost1.htm
«Преподобный Сергий и уранополитизм». http://pr-daniil.livejournal.com/54529.html.  
Иерей Даниил Сысоев. Преподобный Сергий Радонежский «Гражданин неба» М.; Благотворительный фонд имени иерея Даниила Сысоева», 2011 стр.
ЖЖ иерея  Даниила Сысоева. Преподобный Сергий и уранополитизм. http://pr-daniil.livejournal.com/54529.html

http://www.radonezh.ru/89577

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий