Отчего ангел плачет?

О проекте воссоздания храма Богоявления Господня в Москве

Мы стояли на заснеженном берегу Москвы-реки. И Александр Антонов с увлечением рассказывал и показывал, где и какой храм был когда-то. Свирепый январский ветер обжигал нам лица, выжимал слезы из глаз, яростно трепал его седую бороду. А он говорил и говорил, и тихая печаль сквозила в его словах.

- Вон там, на другом берегу, почти напротив нас, была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках. Каменная, изначально построенная в 1413 году как подворье ростовских митрополитов. Снесена была в 1960-е годы. Предлагается восстановить ее на прежнем месте. Левее, за Бородинским мостом и тоже на противоположном берегу, стояла церковь Святителя Николая на Варгунихиной горе старообрядческой Николо-Смоленской общины. Ее просто разобрали в 1930-е. На доме, построенном на месте церкви, надо хотя бы памятную доску установить... В разные годы в Дорогомилово было шесть церквей, и все они при советской власти разрушены. Вот тут, рядом с нами, тоже поставить бы памятный знак - на месте церкви Тихвинской иконы Богоматери, построенной в 1716 г. А ее придел восстановить в воссоздаваемом Богоявленском соборе.

Собственно, тема возрождения этой главной святыни Дорогомилово - собора Богоявления Господня - и свела нас с Александром Антоновым в его художественной мастерской. Это уже несколько позже мы на Бережковскую набережную вышли. А мастерская находится отсюда метрах в ста.

И увидел я в мастерской рисунок: Божий ангел, стоящий с мечом в руках, рукоятка его в форме креста. В глаза ангела застыли скорбные слезы...

Рядом на стеллажах расставлены иконы, сделанные из стекла. Вы видели когда-нибудь такие образа - прозрачные, воздушные, словно парящие между землей и небом? Я, признаться, нет. А еще наполняла душевным трепетом исполненная темперой фреска, на полстены, что-то вроде незавершенного списка иконы «Спас Нерукотворный». Взор Спасителя, казалось, пронизывает тебя насквозь... Но ангел плакал, и когда я уже хотел было спросить, почему, раздался телефонный звонок. Разговор продолжался недолго.

- Звонила одна монахиня, которая в детстве молилась в этом соборе, - сказал Александр Рафаилович. - Она нам помогает. Многие помогают...

Речь шла о материальной помощи для реализации проекта по воссозданию собора Богоявления Господня. Художник Александр Антонов является помощником уже назначенного настоятеля будущего храма иерея Михаила Володина, который руководит инициативной общиной. И, приговаривая «С Божьей помощью!», Александр Антонов рассказывает об истории храма, но, главным образом, о планах его возрождения.

- Воссоздание собора Богоявления Господня - основная, но не единственная цель нашей общины, - говорит он. - Мы предлагаем построить покаянный храм в память всех порушенных здесь святынь, основать духовно-исторический центр, в котором был бы собран исторический материал нашего старинного района. Так сложилось, что Дорогомилово не единожды в истории являлось рубежом Первопрестольной, на котором решались судьбы не только Москвы, но и всей России. В нашем районе - Поклонная гора, увенчанная крестом, здесь проходил знаменитый совет в Филях 1812 года, находился штаб московской обороны в 1941 году. Мы собрали три тысячи подписей за восстановление храма.

И вот сейчас мы стояли рядом с Киевским вокзалом, который в своих формах, как сказал Антонов, напоминает поздний византийских храм.

Когда не так давно, поведал мне Антонов, вокзал капитально ремонтировался, то пришла к строителям внучка архитектора Ивана Рерберга, по проекту которого создавалось здание вокзала, и сказала, что под советскими гербами на фронтонах скрыты рельефы с образами Архангела Михаила и Георгия Победоносца.

Они, как известно, - покровители Киева и Москвы, а также небесные заступники русского воинства. И действительно, когда убрали звезды, то открылись изумительной чистоты святые образа. Они и сейчас сияют многоцветьем красок.

Нельзя не сказать и о том, что Киевский вокзал строился в период Первой мировой войны и планировался к завершению в мае 1917 г., когда ожидалось решающее наступление русских войск и полный разгром Австро-Венгрии с Германией. И такой финал той войны под сомнение никем не ставился. По договору с Антантой к России после победы должен был отойти Константинополь. Император Николай II считал своей духовной миссией освобождение столь значимого для России собора Святой Софии.

Как известно, русские послы, посетившие литургию в Софии Константинопольской в 987 г., пришли в восторг от увиденного, что стало одним из решающих доводов в пользу принятия Русью православия. Вспомним, описаны в «Повести временных лет» их впечатления: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах».

Но большевики, сдавшие немцам фронт, совершившие ритуальное убийство Помазанника Божьего и его семьи, с остервенением принялись уничтожать православные святыни. И - православие!

Заметим, что весь ансамбль Киевского вокзала гармонично сочетался с храмом Богоявления Господня и Бородинским мостом. Геральдические украшения Бородинского моста и Киевского вокзала перекликаются между собой. Парадные колоннады Бородинского моста удачно объединяли ансамбли обоих берегов. А весь ансамбль создавался как мемориал к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 г. Известный историк и знаток православной Москвы Елена Лебедева писала: «Отечественная война словно была предупреждением Божиим России о зле «галломании», охватившей русское общество с XVIII столетия. Колоссальный рост национального самосознания требовал возвращения к историческим ценностям. Главное же, что в те годы национальная идея благодарственного храма уже требовала и воплощения в национальных формах архитектуры». Как актуально звучат эти слова сегодня!

- Здесь было предместье, где народ жил большей частью благочестивый, где идея о том, что Москва - Третий Рим и образ Небесного Иерусалима, издавна жила в сознании людей, - говорит Антонов. - Много писал по этому поводу Михаил Кудрявцев.

Напомним, что крупнейший исследователь этой темы М. Кудрявцев, наш современник (1938-1993), выделял, в частности, три категории символики Третьего Рима. Во-первых, символы, заимствованные из великих древних держав, наследницей которых осмысляла себя Москва - Рима, Константинополя, Иерусалима. Во-вторых, символика Града Божия - Небесного Иерусалима, описанного в Откровении Иоанна Богослова. В-третьих, символы, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Святой Земли.

После закрытия в 1918 г. кафедрального Успенского собора в Кремле и захвата храма Христа Спасителя «обновленцами» собор Богоявления стал кафедрой святого Патриарха Тихона, потом митрополита Сергия Страгородского (впоследствии Патриарха Московского и всея Руси). Однако ныне густо заселенный район Москвы фактически лишен церквей.

- А как вы вышли на тему Богоявленского храма? - спросил я Антонова.

- Моя история, связанная с храмом Богоявления Господня, началась с креста. В нашем доме живет много художников, и весь верхний этаж - это мастерские. В 2005 году решили их отобрать у нас рейдерским захватом. Частные охранники срывали двери, вламывались в помещения, располагались в них. Что мы могли противопоставить этой грубой силе? - риторически вопрошал Антонов. - Мы объединились.

Замечу от себя, что удивительным образом повторяются иногда исторические события...

В 1920 г. году непокорные прихожане Богоявленского храма выступили против решения властей о закрытии Троице-Сергиевой ларвы и переноса святых мощей преподобного Сергия в музей, поддержав таким образом протест патриарха Тихона. Дорогомиловцы собрали 650 подписей под обращением во ВЦИК.

В марте 1922 г. на Брянском вокзале (с 1934 г. Киевском) был открыт агитпункт для сбора «откликов трудящихся» по поводу изъятия церковных ценностей. Изъятие спровоцировало подлинный бунт, наподобие древних московских восстаний, и даже с набатом. Оно проходило 5 апреля (по другим данным, 7 апреля, то есть в Благовещение). Это была 6-я неделя Великого поста, канун Страстной седмицы. Члены комиссии по изъятию явились в Богоявленскую церковь в конце утренней службы. Заметив их, кто-то из прихожан успел забраться на колокольню и ударить в набат. Пока снимали звонарей, собралась трехтысячная толпа. Тем временем священник Сергей Зерцалов пытался спасти ценную утварь и иконы, спрятав их под престол в алтаре. Когда начались волнения, духовенство вышло из храма, чтобы успокоить народ, но народ не успокоился. Была вызвана кавалерия, которая разогнала всех, а из храма изъяли серебра весом более 14 пудов. Кстати, после этого происшествия власти ужесточили меры, стали особо охранять колокольни, и за допущение набатного звона караульные подлежали трибуналу.

В декабре 1937 г. было арестовано все духовенство Богоявленского храма. А в сентябре 1938-го собор был взорван под предлогом освобождения места для образцового социалистического строительства.

И был выстроен т.н. генеральский дом, на углу Большой Дорогомиловской улицы и 2-го Брянского переулка, от которого началась дальнейшая застройка Дорогомилова. Этот дом имеет срезанный угол, который находится точно на месте алтаря. Рядом с ним построили потом «дом художников», откуда именно художников и пытались изгнать уже в наши дни. «С юных лет к архитектуре я был неравнодушен. Хотя и стал художником-стекольником. Многие старинные города с мамой объездили: Ростов Великий, Переяславль-Залесский, Сергиев Посад и так далее, - рассказывает Антонов. - Художественная мастерская, кстати, это ее, доставшаяся мне в наследство. Моя мама, Галина Александровна, заслуженный художник России, 40 лет преподавала в «Строгановке», была активным общественным деятелем. И это пример для меня».

Отыскали художники в библиотеке книгу краеведа Татьяны Крыловой об уничтоженном храме Богоявления и Дорогомиловской ямской слободе. «Тогда о. Александр, настоятель расположенного неподалеку храма, сказал: ставьте крест, благословляю. На ближайший престольный праздник Богоявленского храма - Тихона Задонского ставьте. И поставили. В скверике нашего двора. Показалось, что двор получил вдруг какую-то необыкновенную силу. Птицы прилетели... Мы молились у поставленного нами креста. И противостояние с представителями могущественного бизнеса совершенно неожиданно закончилось в нашу пользу», - рассказывает Александр Антонов.

Храм, кстати, ведет свою историю с XVI века. Он прошел путь от деревянной приходской церкви в ямской слободе до величественного собора. В 1908 г. было завершено строительство нового храма. Строили его по инициативе и на средства прихожан в русско-византийском стиле. Он стал крупнейшим приходским храмом Первопрестольной столицы и вмещал до 10 тыс. молящихся. Здесь просияли семь новомучеников - от митрополита до мирянина - священномученики Владимир Богоявленский, Василий Ягодин, Александр Буравцев, Александр Лебедев, Павел Андреев, Александр Лихарев и мученик Сергий Тихомиров.

6 мая 2012 г. в день святого Георгия Победоносца Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил проект по воссозданию храма Богоявления Господня как Патриаршего подворья.

А пока в мастерской Антонова собирается инициативная группа. Это - 10-15 человек: журналисты, писатели, архитекторы, художники, да, в общем, все, кто хочет внести свой вклад в дело воссоздания храма. И Антонов напоминает мне самое известное пророчество Иоанна Кронштадского о судьбе государства Российского. Говорил святой праведный батюшка и такие слова: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть Подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский... Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету великого князя Владимира - как единая Церковь...».

По словам А. Антонова, сегодня у инициативной группы есть конкретная поддержка благочинного Георгиевского благочиния протоиерея Серафима Недосекина, есть понимание московских властей: префекта ЗАО Алексея Александрова, прежде всего, главы управы Дорогомилово Дмитрия Чистякова, депутата муниципального образования Николая Ткачука и других. Не хватает, однако, широкой народной поддержки. Место для строительства нового храма уже выбрано, а строить практически не на что. В составе общины собрались далеко не богачи, и каждый вкладывает, сколько может. В Интернете, кстати, можно найти сайт, где имеются все сведения о том, как помочь возрождению собора Богоявления Господня (http://храм-богоявления-в-дорогомилово.рф/.).

Сколько же все-таки есть таких подвижников, как Александр Антонов и его товарищи, только в одной Москве? А по всей России-Руси? Много, судя по всему, очень много. Воистину, как писал старец Филофей, «...два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать».

- Посмотрите, чего только не понастроили в нашем районе. Вавилон какой-то. Здесь, можно сказать, проходит сейчас линия духовного фронта. Нас пытаются толкнуть на противостояние с теми, кто ныне в Дорогомилове «правит бал». А мы молимся...

- А отчего ангел плачет? - спросил я Антонова на прощание.

- Ангел, заметьте, как и «Спас Нерукотворный», был нарисован в то время, когда готовилось нападение на наш дом. А уйти пришлось - бандитам. Чудо! Вспомните, говорится в Новом Завете: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Ангел плачет о нераскаянности людских душ, он вынужден обращать их к покаянию. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы...» - сказал Спаситель. И мы верим, что храм будет.

http://www.stoletie.ru/obschestvo/otchego_angel_plachet_245.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Панов:
Гибель русского леса
Еще 10 таких лет, и мы можем остаться без своего величайшего в мире природного богатства
08.08.2019
«Дрались русские бригады...»
Заметки на полях конференции, посвященной Русскому экспедиционному корпусу (1916-1918)
29.05.2019
Юрий Соломин: «Секрет успеха? Уходя со сцены, оставляй там кусочек своего сердца»
Беседа с художественным руководителем Малого театра, народным артистом СССР
12.05.2019
Все статьи автора