С исторической точки зрения греко-католицизм был попыткой Ватикана подчинить себе русско-православные земли, но многим публицистам и политикам недостает более взвешенного подхода к теме униатской церкви. Они часто грешат огульными обвинениями в адрес украинского униатства, забывая, что из греко-католической среды вышла целая плеяда знаменитых галицко-русских деятелей XVIII-XIX вв., сохранявших общерусское самосознание под жесточайшим польско-австрийским давлением.
Примечательно, что не существует термина «римо-православие», потому что религиозная экспансия шла не с востока на запад, а наоборот. Но даже рядовые греко-католики долгие века считали свою веру «русской». Да и как могло быть иначе, если внешняя византийская обрядность в униатстве сохранялась, а подчиненность папе римскому носила административный характер. До вникания ли было простому поселянину-униату в административно-юридическую казуистику межцерковных отношений? Даже кафедральный собор св. Юра, главная униатская святыня Львова, назывался «русским».
Политической религией украинских националистов униатство стало не сразу. Совместное проживание на одной территории поляков и галицких русинов привело к тому, что среди греко-католиков было множество лиц польской национальности, а литургийным языком греко-католической церкви для них был польский. Особенно часто такие случаи встречались в деревнях, где польские поселенцы со временем перенимали язык и веру местного населения.
В 1904 г. духовный лидер политических украиноманов и будущий поклонник фюрера униатский митрополит Андрей Шептицкий (кстати, внук польского драматурга Александра Фредры) даже выдал «Пастырское письмо к полякам греко-католического обряда». В 1900 г. количество поляков греко-католиков только в самом Львове достигало почти 15 тыс.
Превращением униатской церкви исключительно в духовный институт украинского национализма занялись австрийцы. Немцы - народ обстоятельный, и к этому вопросу Вена тоже подошла обстоятельно. Украинизированное униатство должно было выступить противовесом польскому этническому элементу с его политическими устремлениями к восстановлению Речи Посполитой и, одновременно, оторвать Галицкую Русь от Державной Руси (так в Галиции называли Российскую империю).
Одна из самых распространенных сегодня ошибок - это мнение, будто русины живут только в Закарпатье. Отнюдь! Население Галиции также называло себя русинами и русскими, и польские письменные источники (газетные статьи, речи политиков) только к началу 1900-х годов начинают термин «русины» использовать как синоним термина «украинцы». Более того, поначалу эти термины часто противопоставлялись, указывая, таким образом, на тех, кто остался верен традиционной этнической идентификации (русины), и тех, кто принял новую (украинцы). Уже после Первой мировой войны с трибуны польского сейма Михаил Бачинский, галицкий общественный деятель, державшийся русинского самосознания, изрек: «Закрыли украинцы перед русинами ворота теологических наук», имея в виду дискриминацию первыми украинскими националистами русинского населения Галиции, представители которого изгонялись из духовных семинарий при попустительстве властей. Так униатская церковь была зачищена от русинского элемента и полностью украинизирована.
Параллельно с этим австрийские власти развернули кампанию мягкого выдавливания из греко-католической церкви поляков. Был запущен девиз, что истинный поляк может быть только римо-католиком, а греко-католицизм - это украинская вера. В итоге поляки-униаты стали массово переходить в лоно римской церкви, и вскоре униатство, действительно, превратилось в духовно-политическую трибуну украинского националистического движения (наиболее активные униаты-русофилы к тому времени были австрийцами практически все уничтожены).
Униатские иерархи украинской формации всецело ориентировались на своих создателей - немцев. Берлин и Вена видели в украинизированных униатах удобное орудие своей восточной политики. С начала 1900 г. вплоть до Первой мировой войны деятели галицко-украинского национализма плотно контактировали с германской организацией Deutscher Ostmarkenverein, целью которой была германизация польских земель, и совместно с нею составляли планы своих политических акций.
Стоит ли удивляться сегодня той позиции, которую занимает УГКЦ в отношении евроинтеграции Киева и событий на «евромайдане»? Сегодняшнее галичанское униатство, претендующее на духовное первенство над всем народом Украины, разительно отличается от униатства первых веков после Брестской унии.
Из истории украинского греко-католицизма изгнана память о соучастии униатов-националистов в уничтожении австрийским режимом десятков тысяч униатов-русофилов. Произведена идеологическая ревизия, итогом которой стало вычеркивание из числа видных греко-католических деятелей таких лиц, как Тит Мышковский, Василий Залозецкий, Владимир Хиляк, Генрих Полянский. И многих других. Не все из них, кстати, были сторонниками возвращения галицких униатов в православие, но все были сторонниками идеи единой Руси, «от Карпат до Камчатки».
Нам сегодня преподносят усеченную версию истории униатской церкви на Украине, так сказать ее украинскую часть, при полном забвении ее исторической русской составляющей.
Некоторые польские политики первой трети ХХ в. необходимым условием нейтрализации полонофобских настроений внутри галичанского униатства считали возвращение ему частично польского облика.
Исход поляков из греко-католической церкви расчистил украинским националистам дорогу к ее радикализации. Похожий рецепт можно предложить и для вытравливания из греко-католицизма его русофобской сущности - не предавать забвению русофильскую составляющую галичанского греко-католицизма, напоминая самим же галичанам, кем были их предки.
Ведь массовый геноцид политических украиноманов против своих же галичан-соотечественников, принадлежавших к той же конфессии, что и сами гонители, также способствовал радикализации, а с 1930-х годов - фашизации униатской церкви в Галичине.
Вовсе не случайно, что двое из трех лидеров «евромайдана» - западно-украинские греко-католики (А. Яценюк, О. Тягнибок). Вовсе не случайно, что атаманы «евромайдана» находятся под дипломатическим покровительством Берлина.
В своих антиправославных политических игрищах Берлин вновь использует матрицу, заложенную им самим более века назад. Только теперь украинизированное униатство, прежде всего в лице его священнослужителей, насытив духом национализма многих жителей Западной Украины, грозится «перевоспитать» русскоязычный юго-восток страны. В начале 1900-х годов украинские униаты-националисты находились на побегушках у Deutscher Ostmarkenverein. Сегодня они находятся на побегушках у тех же политических сил, только слегка увеличившихся в численности, - Германии и ее союзников по НАТО.
C началом «евромайданной» горячки в некоторых городах Западной Украины прошли акции против сближения Киева с ЕС. Они были проведены представителями Украинской Правоверной Греко-Католической Церкви, которая отделилась от УГКЦ в знак несогласия с ее проевропейской идеологией. Во время некоторых акций их участники подверглись нападениям со стороны украинских радикалов. Ситуация разительно напоминает начало 1900-х.
http://odnarodyna.com.ua/node/18761