17 февраля 1921 года после молебна в Никольской церкви в Петропавловске епископ Мефодий вышел со словом примирения на площадь к собравшемуся перед храмом народу - и здесь, перед храмом, был заколот штыками. Уже убитому епископу красноармейцы нанесли несколько штыковых ран, а затем в одну из ран вонзили крест.
* * *
Священномученик
Мефодий родился в 1868 году в селе Вятском Вятской губернии в бедной
семье псаломщика Платона Красноперова и в крещении был наречен Михаилом.
Он окончил Сарапульское духовное училище, Вятскую духовную семинарию
и Казанскую духовную академию. В 1891 году он был рукоположен во
священника, в 1900-м - пострижен в монашество с именем Мефодий,
в 1902-м - назначен помощником смотрителя Уфимского духовного училища,
а через год - инспектором Александровской миссионерской семинарии
в Осетии. В 1906 году отец Мефодий был назначен ректором Уфимской
духовной семинарии и возведен в сан архимандрита.
Благочестивому
пастырю и одаренному проповеднику, ему часто поручали говорить проповеди
в уфимском кафедральном соборе. В 1909 году в слове в Неделю Ваий
архимандрит Мефодий сказал: «Мирясь с окружающим нас злом, мы
воображаем, что исполняем закон Христа; не вступая в борьбу со злом,
в силу неправильно понимаемой нами свободы совести, мы так свыкаемся
с ним, что начинаем считать его нормальным явлением и становимся
равнодушными к доброму. Излишние заботы об удобствах жизни, усердное
служение миру и плоти совершенно подавляют ум и сердце и всякие
религиозные интересы духовной жизни. В общественной жизни, в отношениях
друг к другу мы проявляем часто какую-то сверхгуманность: великодушны
к низости, снисходительны к разврату, готовы замолчать неверие и иногда
богохульство, считаем преступным затрагивать покойную совесть ближнего;
подвижников за истину и благочестие награждаем презрением, святую
ревность их называем фанатизмом... Вот почему ныне нечестие и безверие
уже не прячутся от взоров людских, а открыто заявляют себя в жизни
и литературе. Как не плакать об этом Господу нашему, как не скорбеть
о слепоте духовной, о том, что мы, как и древний Израиль, не хотим
уразуметь того, что служит к нашему вечному спасению, отказываемся
понять "день свой", то есть время земной жизни, предназначенной Господом
для нашего духовно-нравственного совершенствования, сами идем беспечно
к вечной погибели».
В 1913 году архимандрит Мефодий был хиротонисан
во епископа Акмолинского, викария Омской епархии, в 1914-м - назначен
епископом Петропавловским.
С марта 1917 года, сразу же после
свержения монархии, начались гонения на Русскую Православную Церковь. 25
марта Совет рабочих и солдатских депутатов постановил произвести обыски
в архиерейском доме и женском монастыре в Петропавловске. В этот же
день в 11 часов вечера к епископу Мефодию явились человек двадцать
вооруженных солдат и рабочих. Владыке предъявили документ, что они
уполномочены Советом солдатских и рабочих депутатов и городским
исполкомом произвести обыск. Искали погромную литературу, искали сахар
и махорку, но ничего не нашли. Во время обыска дом и монастырь были
окружены ротой солдат. Из квартиры епископа вооруженный отряд отправился
в монастырь. Затем вооруженные солдаты вошли в церковь, прошли в алтарь
и по приказанию унтер-офицера стали шарить под престолом.
Присутствовавшая при обыске монахиня предупредила их, что в алтарь
с оружием входить нельзя, что надо позвать священника, но они не
обратили на это никакого внимания.
Утром 26 марта, в Вербное
воскресенье, епископ Мефодий собирался идти в собор служить Литургию,
когда к нему пришли из монастырской церкви сказать, что вооруженные
солдаты были в церкви и в алтаре и прикасались к святому престолу.
Епископ благословил освятить алтарь и служить.
После Литургии
в соборе епископ Мефодий вышел благословить народ и в это время кратко
изложил все, что произошло в монастырском храме, сказав, что считает
своим долгом предупредить православных, дабы они не приняли вести
о происшедшем ночью в храме в искаженном молвой виде, и призвал не
беспокоиться до расследования всех обстоятельств дела.
26 марта в 3
часа дня к епископу пришел председатель исполкома и обвинил его
в произнесении проповеди, угрожающей общественному спокойствию. Епископ
Мефодий возразил, что подобного рода проповеди не говорил, а после
Литургии небольшому числу богомольцев - было их около ста пятидесяти
человек - рассказал о происшедшем ночью обыске; сделал он это ради
успокоения народа и предупреждения нелепых слухов, которые могли
появиться в городе. Председатель исполкома извинился, как он выразился,
за «печальный факт» и сказал, что это обвинение было ошибкой.
27
марта Совет рабочих и солдатских депутатов послал телеграммы министру
Керенскому и обер-прокурору Святейшего синода с просьбой об удалении
епископа Мефодия из Петропавловска за реакционную деятельность,
угрожающую общественному спокойствию.
После захвата власти
большевиками в России началась гражданская война, которая в иных местах
переросла в долго не затихавшие крестьянские восстания. Крестьянское
восстание, вспыхнувшее в Западной Сибири в 1921 году, стало одним из
крупнейших очагов сопротивления режиму. Крестьяне захватили
Петропавловск, Ишим, Тобольск, везде беспощадно расправляясь
с коммунистами. Повстанцами было образовано Северное Сибирское
правительство. На восстание против большевистского режима большевики
ответили с удвоенной жестокостью. Карательные отряды красноармейцев
сотнями, без разбора расстреливали жителей захваченных сел и городов,
сжигали дотла захваченные поселения.
17 февраля 1921 года епископ
Мефодий служил Божественную литургию и молебен в Никольской церкви
в Петропавловске. После службы он вышел на площадь перед храмом, где
собрался народ. Здесь владыка и был жестоко убит красноармейцами.
За
двенадцать лет до мученической кончины, еще будучи архимандритом,
проповедуя в уфимском кафедральном соборе, он говорил: «Нам надо глубоко
запечатлеть в мыслях и сердце, что если мы хотим жить разумно,
осмысленно, истинной духовной жизнью, следовать за Христом, то нам
придется постоянно бороться за идеалы духовной жизни, постоянно
испытывать в этой борьбе скорби и страдания. Но зато эта борьба, эти
скорби и страдания очищают нас от греха, возвышают дух и ведут к победе,
к славе, к нетлению, к бессмертию. Позади своего креста или в конце
своего крестного пути мы увидим светлый Лик Господа, Его святую десницу,
которая поддержит прикосновением благодати... Никакие блага этого мира,
никакая мудрость мирская не могут так скоро привести нас к цели,
к искомому нами и всеми людьми счастью, радости, блаженству, как тесный,
узкий евангельский путь, или путь креста. Если вы Христовы, говорит
апостол, то плоть распните со страстьми и похотьми. Не верьте, братья,
современным модным учениям и суемудрым учителям, обещающим рай утех
и наслаждений на земле. Рай Христов достигается великими усилиями,
подвигами: "Царствие Божие усилием берется, и употребляющие усилия
восхищают его". "Венцом правды", наградой блаженства увенчиваются те,
кто показал себя в жизни, подобно апостолу Павлу: "в великом терпении,
в бедствиях, скорбях, бедах, в ранах, в темницах, в изгнаниях, трудах,
бдениях молитвенных, постах, в чистоте жизни, слове истины, в чести
и бесчестии, при порицаниях и похвалах"».
http://www.foma.ru/novom-fevr14.html