Порт-Артур и Цусима
Однако совершенно неправильно считать, что Русско-японская война забыта в нашем городе. В Петербурге немало связанных с нею памятных мест. Начнем с недавно восстановленного Кронштадтского Морского собора, который уже сам по себе является памятником всем чинам Российского флота. Стены храма украшают мемориальные доски с именами моряков, погибших при несении службы. Многие из них отдали свои жизни при обороне Порт-Артура и в сражениях с японским флотом.
С памятью о двух героях Порт-Артура - адмиралах С. О. Макарове и Р. Н. Вирене - связана Якорная площадь перед храмом. Первый из них 31 марта 1904 года, всего 36 дней спустя после вступления в должность командующего флотом, трагически погиб в результате подрыва флагманского броненосца «Петропавловск» на японской мине вблизи Порт-Артура.
Имя другого героя, русского адмирала Вирена, последнего главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта, связано с Якорной площадью совсем другими печальными воспоминаниями: здесь утром 1 марта 1917 года во время бунта матросов он был заколот штыками. Стоит напомнить, что именно крейсер «Баян» под командованием капитана 1-го ранга Вирена 27 января 1904 года в одиночку бросился в отчаянную атаку на всю армаду японского флота.
За проявленное мужество и героизм Вирен был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость». В дальнейшем он участвовал во многих эпизодах обороны Порт-Артура, был награжден офицерским Георгием и вне очереди произведен в контр-адмиралы. Могила его утрачена, но по инициативе потомков на лютеранском кладбище в Кронштадте установили памятный знак адмиралу...
Символичным является и памятник героям Цусимского сражения, открытый 30 июля 2006 года в Петровском парке Кронштадта. На гранитной скале рядом с адмиралтейским якорем установлен пробитый снарядом фрагмент внутренней переборки корабля. Обломок скалы с мемориальным знаком - это часть большого валуна, использованного для изготовления пьедестала памятника адмиралу Макарову.
Еще одним памятным местом Петербурга можно считать здание Морского кадетского корпуса. Его выпускниками были и герои Русско-японской войны - уже упомянутый Р. Н. Вирен, командир крейсера «Варяг» В. Ф. Руднев, командир крейсера «Аврора» Е. Р. Егорьев, капитаны 2-го ранга Ф. В. Римский-Корсаков и Н. О. Эссен и сотни других офицеров - участников войны на Дальнем Востоке.
Напротив Морского кадетского корпуса, на другом берегу Невы, находится часовня на месте взорванного в 1932 году храма Спас-на-Водах - он был возведен в 1911 году в память моряков, павших в Цусимском сражении. Символично, что храм воздвигли в непосредственной близости от верфей, где рождались корабли русского флота.
Героям Русско-японской войны посвящен установленный в сквере у Никольского Морского собора памятник морякам броненосца «Император Александр III», погибшим во время Цусимы. Его торжественное открытие состоялось 15 мая 1908 года, в третью годовщину со дня битвы.
Известный всем памятник в Александровском парке посвящен подвигу миноносца порт-артурской эскадры «Стерегущий». Он погиб в неравном бою с четырьмя миноносцами противника 10 марта 1904 года. Последний оставшийся в живых член экипажа, по легенде, открыл кингстоны и затопил корабль. Памятник «Стерегущему» открыли в 1911 году в высочайшем присутствии Николая II.
Реликвией Русско-японской войны служит и крейсер «Аврора» - единственный сохранившийся участник Цусимского сражения. За время боя корабль получил 18 попаданий снарядами среднего и малого калибров, геройски погиб командир крейсера Евгений Романович Егорьев.
Наконец, еще два значимых места, которые
можно смело причислить к числу хранилищ памяти о Русско-японской войне,
- Музеи артиллерии и Военно-морского флота. В них можно найти множество
экспонатов, напрямую связанных с началом ХХ века, включая орудия и
ружья, которыми были вооружены защитники крепости Порт-Артур, модели
кораблей русского флота, личные вещи участников сражений, документы и
фотографии этого времени.
Пленные в Медведе
Говоря о некрополе героев Русско-японской войны, следует в первую очередь упомянуть могилу генерал-лейтенанта Р. И. Кондратенко на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. 47-летний генерал являлся душой обороны Порт-Артура и погиб на боевом посту 2 декабря 1904 года.
Рядом с его могилой - захоронение последнего морского министра России адмирала И. К. Григоровича. В начале Русско-японской войны, будучи капитаном 1-го ранга, он являлся командиром одного из лучших кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры броненосца «Цесаревич». 28 марта 1904 года Григорович был произведен в чин контр-адмирала и назначен командиром Порт-Артура, которым и оставался вплоть до сдачи крепости. После сокрушительных потерь Российского флота на Дальнем Востоке именно Иван Константинович, уже в качестве морского министра, за короткое время полностью восстановил боеспособность отечественного флота.
Другой скромный памятник герою Цусимы находится между могилами Кондратенко и Григоровича. Лейтенант А. В. Гирс во время боя командовал шестидюймовой башней эскадренного броненосца «Орел», был смертельно ранен и умер в плену, в госпитале Майдзуру. Позднее прах Александра Владимировича перезахоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Еще одна трагическая история связана с именем героя обороны Порт-Артура генерал-майора морского ведомства А. Н. Рыкова. Попав в плен, он отказался давать расписку о неучастии в боевых действиях против Японии, а по возвращении из плена продолжил службу в Главном морском штабе, впоследствии был начальником инвалидного дома императора Павла I. В 1918 году он стал одной из жертв красного террора. Останки Рыкова, обнаруженные археологами несколько лет назад в расстрельной яме у стен Петропавловской крепости, удалось идентифицировать, и их захоронили в родовой усыпальнице на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.
На том же кладбище находится место упокоения героя двух войн - Русско-японской и Первой мировой - командующего Балтийским флотом адмирала Н. О. Эссена. Крейсер «Новик», которым он командовал, прославился своей храбростью и отвагой в боях с японцами. 19 декабря 1904 года, накануне падения Порт-Артура, было принято решение об уничтожении кораблей эскадры. Эссен, в то время командир броненосца «Севастополь», сделал все возможное, чтобы корабль не достался врагу: его стараниями судно отбуксировали и затопили на большой глубине. Эссен последним покинул корабль.
Еще одним, самым экзотическим объектом интереса любителей истории Русско-японской войны является... село Медведь в Новгородской области. Именно там находился лагерь для японских военнопленных. Перемещая сотни пленных японцев в центр империи, правительство, конечно, преследовало политические цели. Важно было показать, что в этой войне, неудачной для России, пленные есть не только у Микадо. Всего к окончанию войны в русской глубинке находились 1776 японских военнопленных. Условия их содержания были весьма гуманными. Ныне в селе Медведь Новгородской области на месте японского кладбища создан мемориал. Подданным Страны восходящего солнца, отправляющимся в наш регион, официально рекомендуется посещение этого памятного места.
ФОТО с сайта www.propagandahistory.ruhttp://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10305484@SV_Articles