Тарас Шевченко - художник, этим и интересен

Хороший подарок в год 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко получили полтавские (да, надо полагать, и не только полтавские) почитатели его дарований. Это роскошный, без преувеличения, комплект календарей. Девизом обоих стали шевченковские строки: «Я по себе знаю, как я странствовал в Полтаву...», написанные, естественно, по-русски. Ибо писавший их был отнюдь не «українець», как ныне безапелляционно уверяют местечковые «патріоти», а производным именно от мощной русской культуры (благодаря чему, в сущности, и состоялся тот Тарас Шевченко, которого ныне знает мир).

Был он, безусловно, русским, на чём ещё давным-давно делал акцент редактор самой известной южнорусской и издававшейся до революции газеты «Кіевлянинъ» Василий Витальевич Шульгин: «Всё - наше. Пушкин - наш, и Шевченко - наш».

Именно поэтому, а не почему-то ещё 2014 год, как год 200-летия со дня рождения Тараса Шевченко, будет широко отмечаться не только на Украине, но и в Российской Федерации.

Причём в Российской Федерации - значительно шире и мощнее, ибо был он для неё «блудным, но любимым сыном» (тема «возвращения блудного сына» - чуть ли не сквозная в творчестве Шевченко).

В императорской России художники А.Г. Венецианов и К.П. Брюллов, поэт В.А. Жуковский, сам император Николай I и наследник престола (цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II), граф А.И. Гудович, граф А.К. Толстой, граф Ф.П. Толстой, граф В.А. Перовский и многие другие приложили много усилий не только для выкупа его из крепостного состояния, но и для того, чтобы он получил хорошее образование (увы, только художественное). Облегчали, как могли, его жизнь в ссылке, откуда он вернулся с огромным чемоданом рисунков, картин, стихов и прозы, принимали живейшее участие в его жизни до самого конца...

Проза и поэзия Тараса Шевченко - доныне предмет раздоров и споров в обществе. Иное дело - его кисть, резец и карандаш, то, в чём он имел достаточно долгие, многолетние упражнения, притом под руководством лучших русских художников, хотя по завершению обучения в Академии художеств он так и не получил полновесного звания «академика». Оно было присвоено ему лишь 2 сентября 1860 года (за пять месяцев до смерти) и не за конкретную работу, а, так сказать, «за выслугу лет» («в уважение искусства и познаний в художествах», как было написано в определении).

Именно художественное наследие Тараса Шевченко, более обильное, чем его проза и стихи (академическое собрание его живописи и графики составляет пять объёмистых томов), и менее двусмысленное, чем всё, что было создано его пером, привлекает внимание и вызывает неподдельный интерес.

Весьма малая, но при этом достаточно выразительная часть именно этого наследия и была извлечена авторами-создателями юбилейного календаря.

 

 

На его обложке - автопортрет Тараса Шевченко, подаренный княжне Варваре Николаевне Репниной, дочке Малороссийского (Полтавского) генерал-губернатора Н.Г. Репнина-Волконского, благосклонно относившейся к самородку и ценившей его талант. Искусствоведам он известен как «автопортрет, написанный в Яготине 23 - 26 ноября 1843 г.» (ныне хранится в частном собрании в Москве). Тарас Шевченко на нём - молодой, исполненный самых светлых надежд, художник, запечатлённый за работой.

 

 

 

 

Далее в календарное собрание помещены живописные портреты помещика Платона Алексеевича Закревского, брата приятеля Тараса Шевченко Виктора Закревского, и жены Платона Закревского - Анны Ивановны, в имении которых в селе Берёзовая Рудка Пирятинского уезда Полтавской губернии художник достаточно продолжительное время гостил в 1843 году.

 

 

Ещё один автопортрет Тараса Шевченко помещён на третьем (мартовском, собственно, «юбилейном») листе календаря. Это самый ранний из множества известных автопортретов (написан на холсте, в овале), и одна из первых попыток Тараса Шевченко рисовать масляными красками, относящаяся к началу 1840 года, раннему петербургскому периоду его жизни. Хранится он в Национальном музее Тараса Шевченко в Киеве.

 

 

Избранная галерея данного календаря включает также портреты Марии Васильевны Максимович, жены ректора Киевского университета Михаила Александровича Максимовича - профессора ботаники, этнографа и фольклориста. Ближайшего друга Н.В. Гоголя, знакомого с А.С. Пушкиным и другими выдающимися литераторами XIX века. С семьёй Максимовичей Тараса Шевченко связывала, судя по всему, искренняя многолетняя дружба.

 

 

А также пронзительной силы портрет Василия Леонтьевича Кочубея, вернейшего из верных сынов России, предательски убитого Мазепой. Эта работа (холст, масло, 92х76,7 см) создавалась Тарасом Шевченко в марте-мае 1859 года, быть может, на волне общественных настроений в преддверии 150-летнего юбилея Полтавской виктории. Она помещена в календаре на июльской странице, что оправданно: Полтавская битва, коей в 2014 году «исполняется» 305 лет, по т.н. новому стилю произошла 10 июля. А сам Василий Леонтьевич Кочубей был обезглавлен 14 (26) июля 1708 года в местечке Борщаговка, близ Белой Церкви. Благороднейшие черты до конца верного присяге сына России, спокойного и уверенного в своей правоте, видим мы на его портрете. А как бы дополняет эту работу на этом же листе помещённая акварельная картина «Мария» - иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Полтава». Ею Тарас Шевченко уверенно разрешает вопрос: имел ли место блуд Мазепы по отношению к своей крестнице, дочери В.Л. Кочубея Мотроне (Марии). Никаких сомнений относительно кровосмесительной связи крёстного отца по отношению к своей дочери у художника нет: блудодеяние свершилось,  и нет прощения анафемствованному злодею!

 

 

Истинное украшение календаря - акварельный портрет писателя и поэта Е. П. Гребёнки, занимавшего видно место в судьбе Тараса Шевченко. И ноты самого, пожалуй, известного произведения Евгения Павловича - романса «Очи чёрные», сделавшего его знаменитым.

 

 

Остальные работы Тараса Шевченко, помещённые в календаре, - рисунки, выполненные в 1843 - 1845 годах во время поездок на Полтавщину: несколько видов крупного местечка Решетиловки (куда сходились очень многие дороги, где было несколько больших ярмарок), села Васильевки и собственно Полтавы.

 

 

Привлекают внимание акварели «Воздвиженский (Крестовоздвиженский) монастырь в Полтаве» и «Дом И.П. Котляревского в Полтаве». А также многие другие иллюстрации: автографы Тараса Шевченко, его отпускная от 22 апреля 1838 года, зарисовки из сельского быта, портретные наброски...

* * *

Почему мы считаем, что изданные календари мало того что являются «хорошим подарком» почитателям художественного дарования Т.Г. Шевченко, но и «имеют несомненную коллекционную ценность»? В преддверии юбилейного года проект календаря был детально продуман. Работа была поручена талантливому фотохудожнику, искусному мастеру полиграфического дизайна Сергею Владимировичу Говорову. Были изысканы необходимые средства для командировок в Киев, в Национальный музей Т.Г. Шевченко (НМШ), оплачены права на использование шевченковских работ в данном календаре. Исключительно высококачественные источники позволили издательству «Камелот» представить всё богатство красок и изящество линий шевченковских работ.

Эти календари - достойный вклад и в «шевченкиану», и в «полтавику», и в сокровищницу всей нашей общерусской культуры. Они, безусловно, служат лучшему пониманию Тараса Шевченко как художественно одарённой личности, рождённой в Малороссии и творчески состоявшейся в Великой России.

Юрий Владимирович ПОГОДА, историк, писатель (Полтава)

http://odnarodyna.com.ua/content/taras-shevchenko-hudozhnik-etim-i-interesen
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Юрий Погода:
Боль, запечатлённая светом на серебре
К выходу фотоальбома «Белая Армия: Фотопортреты русских офицеров 1917-1922»
10.07.2017
У храмов святителя Николая
Часть I. Вежливое похищение
28.06.2017
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019